12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Троянова Татьяна Михайловна91
Учитель начальных классов
Россия, Мурманская обл., Оленегорск-1

Конспект урока по ОРКСЭ

​​​​​​​Тема: «Нравственный образец богатыря»

Цель: воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.

Задачи:

Воспитательные:

Дать детям представление о нравственном образе богатыря;

пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником, воспитывать мужество, справедливость, доброту;

Обучающие:

продолжить знакомство с литературными жанрами;

учиться понимать произведения художников, музыку.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Основные термины и понятия: богатырь, былина, герой, правила честного поединка.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.» (4-5кл., Просвещение, 2010), толковый словарь, выставка книг «Былины», раздаточный материал, А.П.Бородин «Вторая симфония» (фрагмент I части), фрагмент песни А.Пахмутовой «Богатырская наша сила», М.П. Мусоргский «Богатырские Ворота».

Организация начала урока

-Здравствуйте ребята Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

- О ком идёт речь в стихотворении? Как догадались? Какие слова помогли вам узнать богатыря?


Слушают учителя

Личностные УУД

настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

как результат преданности и уважения к традициям своего народа

уважительное отношение к людям других верований.

Формулирование темы урока. Актуализация знаний.

- Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время.

- Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кто такие богатыри? Ваши предположения.

Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?



Регулятивные УУД :

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .











Коммуникативные УУД :

-строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Проблемная ситуация.

Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье».

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думает этот человек?

- Что чувствует этот человек?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.

- Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей)

- Вернёмся к этому вопросу в конце урока.








Познавательные УУД: 

-способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы;

-стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.










Коммуникативные УУД :



-строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины;






Открытие новых знаний. Информационная часть урока.






















































































































































































































































а) Вспомним имена некоторых богатырей.

Расшифруйте их:

БОДНЫЯР КИНИЧТИ

ШАЛЕА ПОЧИВОП

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ

- Откуда вы узнали про богатырей?

- Что такое былина? Найдите ответ в словаре.

- А главные герои былин – богатыри.

- О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.)

- Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам.

б) Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». (слайд 6)

- Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

-Посмотрите на картину В.М.Васнецова.

- Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

- Что можно сказать о природе?

Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

в) Характеристика Ильи Муромца. (слайд 7)

- А кто из богатырей главный?

- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)

- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал.

Работа в группах

- Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы.

1 группа

« Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.

Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».

Примерные вопросы :

- Что за беда с ним приключилась?

- Кто его от той беды избавил?

- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».

2 группа

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Все судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»

Примерные вопросы :

- Какую дорогу выбрал Илья Муромец?

- Как он рассуждал выбирая этот путь?

- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?

3 группа

На светошную сторону

Наезжал Илья Муромец:

Перезвоны колокольные,

Перепевы богомольные.

Окружали Илью Муромца

В башлыках люди черные –

Зазывают Илью Муромца,

Уговаривают витязя

Бросить русский православный закон.

За измену перемётную

Всё сулят сулу великую,

И почёт, и уважение,

И вельможное служение.

Говорит Илья Муромец:

«А не надо мне посулов золотых!

На вельможное служение

Не сменяю я свой русский закон!»

Примерные вопросы :

- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?

- Что значит сулить сулу?

- Какой героический поступок совершает Илья?

Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

г) Характеристика Добрыни Никитича. (слайд 8)

- О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»

Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

д) Характеристика Алёши Поповича. (слайд 9)

Алеша Попович.

- Чем он отличается от остальных?

- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.

Прочитайте отрывок:

«Тут князь Владимир стал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную.

Поднялся Алёша Попович и говорит:

- Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..»

- Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их.

- Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?

- Кому же служили богатыри: князю или народу русскому? (русскому народу)

е) Рассказ о Святогоре.

- А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла.

Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

- Каких богатырей вы ещё знаете?

- Что их объединяет?

ж) Самостоятельная работа учащихся.

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый.

Физкультурная разминка.

Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.

Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей.

















































































































































































































































Познавательные УУД: 

-способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы;



-стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.





















Личностные УУД:



осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);



















Познавательные УУД: 

-способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы;



-стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

































Личностные УУД:



осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);











Личностные УУД

как результат преданности и уважения к традициям своего народа

уважительное отношение к людям других верований.

















Регулятивные УУД :

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД :

-строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины;















Познавательные УУД: 

-способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы;



-стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.









Личностные УУД:



осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);














Итог урока

-Итак, богатырь– не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.

- Вернёмся к картине В.Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 25)

- Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти?

- А вы можете стать богатырями?

Мальчик читает стихотворение:

Вырасту богатырём

Как бы ни старался я,

Не стану сильным, как Илья.

Жил Илюша-богатырь,

Славной он Руси служил.

От татар и от хазар

Родину он защищал.

Очень мощный был Илья:

Победил он Соловья.

Тот умел свистеть сурово.

Так что дверь сносил дубову.

Вот я вырасту немного

В армию пойду, друзья,

А потом, вот честно слово,

Стану умным, добрым, смелым -

Буду точно, как Илья.



Метапредметные УУД:

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;



любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;



умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.