Урок ОРКСЭ в 4 классе Нравственный образец богатыря»
Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: «Нравственный образец богатыря»
Цель: воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.
Задачи:
Воспитательные:
Дать детям представление о нравственном образе богатыря;
пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником, воспитывать мужество, справедливость, доброту;
Обучающие:
продолжить знакомство с литературными жанрами;
учиться понимать произведения художников, музыку.
Развивающие:
Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;
развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.
Основные термины и понятия: богатырь, былина, герой, правила честного поединка.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.» (4-5кл., Просвещение, 2010), толковый словарь, выставка книг «Былины», раздаточный материал, А.П.Бородин «Вторая симфония» (фрагмент I части), фрагмент песни А.Пахмутовой «Богатырская наша сила», М.П. Мусоргский «Богатырские Ворота».
Организация начала урока | -Здравствуйте ребята Воплощен в былинах старых, Вот стоит он, как живой, — Бич врагов в сраженьях ярых, Витязь Родины святой! Меч в руках его тяжелый, А в ногах — узорный щит... На пиру он гость веселый, В битвах — молнией летит! - О ком идёт речь в стихотворении? Как догадались? Какие слова помогли вам узнать богатыря? | Слушают учителя | Личностные УУД – настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; – как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований. |
Формулирование темы урока. Актуализация знаний. | - Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время. - Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская». - Как вы понимаете эту пословицу? - Кто такие богатыри? Ваши предположения. Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь. Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в. «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь». – Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они? | | Регулятивные УУД : -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь . Коммуникативные УУД : -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; |
Проблемная ситуация. | Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье». - Что вы здесь видите? - Что вы видите кроме этого? - Кто-нибудь может что-нибудь добавить? - Что происходит на этой картине? - Что вы можете сказать об этом человеке? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? - О чем думает этот человек? - Что чувствует этот человек? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Как могла бы называться эта картина? - Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? - Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны. - Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей) - Вернёмся к этому вопросу в конце урока. | | Познавательные УУД: -способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; -стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий. Коммуникативные УУД : -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; |
Открытие новых знаний. Информационная часть урока. | а) Вспомним имена некоторых богатырей. Расшифруйте их: БОДНЫЯР КИНИЧТИ ШАЛЕА ПОЧИВОП ИЯЛЬ РУМОЦЕМ - Откуда вы узнали про богатырей? - Что такое былина? Найдите ответ в словаре. - А главные герои былин – богатыри. - О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) - Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам. б) Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». (слайд 6) - Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей. -Посмотрите на картину В.М.Васнецова. - Что вы здесь видите? - Кто-нибудь может что-нибудь добавить? - Что происходит на этой картине? - Что вы можете сказать об этих людях? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? - О чем думают богатыри? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании? - Как могла бы называться эта картина? - Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? - Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? - Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён? - Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни. - Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён? - Что можно сказать о природе? Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?» в) Характеристика Ильи Муромца. (слайд 7) - А кто из богатырей главный? - Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный) - Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Работа в группах - Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы. 1 группа « Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы. Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского». Примерные вопросы : - Что за беда с ним приключилась? - Кто его от той беды избавил? - Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести». 2 группа «Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быть! Все судьбой сие предписано!» Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам по себе говорит: «Это Бог с тобой, что – судьбой; Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» Примерные вопросы : - Какую дорогу выбрал Илья Муромец? - Как он рассуждал выбирая этот путь? - Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу? 3 группа На светошную сторону Наезжал Илья Муромец: Перезвоны колокольные, Перепевы богомольные. Окружали Илью Муромца В башлыках люди черные – Зазывают Илью Муромца, Уговаривают витязя Бросить русский православный закон. За измену перемётную Всё сулят сулу великую, И почёт, и уважение, И вельможное служение. Говорит Илья Муромец: «А не надо мне посулов золотых! На вельможное служение Не сменяю я свой русский закон!» Примерные вопросы : - К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне? - Что значит сулить сулу? - Какой героический поступок совершает Илья? – Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника. г) Характеристика Добрыни Никитича. (слайд 8) - О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет» Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. д) Характеристика Алёши Поповича. (слайд 9) Алеша Попович. - Чем он отличается от остальных? - Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Прочитайте отрывок: «Тут князь Владимир стал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную. Поднялся Алёша Попович и говорит: - Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..» - Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их. - Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего? - Кому же служили богатыри: князю или народу русскому? (русскому народу) е) Рассказ о Святогоре. - А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР. Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. - Каких богатырей вы ещё знаете? - Что их объединяет? ж) Самостоятельная работа учащихся. - Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга. Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый. Физкультурная разминка. Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”. Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей. | | Познавательные УУД: -способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; -стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий. Личностные УУД: – осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); Познавательные УУД: -способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; -стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий. Личностные УУД: – осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); Личностные УУД – как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований. Регулятивные УУД : -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь . Коммуникативные УУД : -строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Познавательные УУД: -способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; -стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий. Личностные УУД: – осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); |
Итог урока | -Итак, богатырь– не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь. - Вернёмся к картине В.Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 25) - Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти? - А вы можете стать богатырями? Мальчик читает стихотворение: Вырасту богатырём Как бы ни старался я, Не стану сильным, как Илья. Жил Илюша-богатырь, Славной он Руси служил. От татар и от хазар Родину он защищал. Очень мощный был Илья: Победил он Соловья. Тот умел свистеть сурово. Так что дверь сносил дубову. Вот я вырасту немного В армию пойду, друзья, А потом, вот честно слово, Стану умным, добрым, смелым - Буду точно, как Илья. | | Метапредметные УУД: – развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере; – любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре; – умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники; – умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи. |