Урок № 24 «Нравственные идеалы» (1 урок из трех)
Цель темы: познакомить детей с понятием и содержанием словосочетания нравственные идеалы;
Цель урока: на примере русских богатырей показать образцы нравственности и примеры для подражания как внешние, так и внутренние.
Задачи Посредством былин и образов богатырей вызвать у детей желание стремиться к нравственным идеалам.
Знакомство с образцами русского народного творчества;
Воспитание чувства гордости за наших предков;
Развитие таких нравственных качеств, как: сопереживание, стремление к идеалу, к выполнению моральных норм.
УУД:
Личностные: мотивация учения, обогащение духовного мира личности, приобщение к нравственным ценностям истории. Показать важность таких качеств, как благородство, милосердие, взаимовыручка, забота о слабых.
Познавательные: Умение обобщать, классифицировать, делать выводы, сравнивать, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение сотрудничать при работе в группах, оценивание работы одноклассников.
Регулятивные: умение формулировать тему, выдвигать цели, контроль и коррекция выполняемых заданий.
Метапредметные: формирование информационной культуры личности, развитие умения давать оценку развития событий, совершенных в разное время, умение участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.
Предметные: углубить знания о русских богатырях, рассказать о нравственных идеалах, в основе которого лежит русский богатырь.
Тип урока: комбинированный
I.Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок
Назад повернемся,
Гостям улыбнемся.
Обратно вернемся
Друг другу улыбнемся.
II. Актуализация знаний
-Что такое дружба?
-Добро?
-Зло?
- Нравственность?
-Идеал?
-Произведите превращение существительного нравственность в прилагательное н.ф., добавь к нему слово идеал. Прочитайте словосочетание.
III. Сообщение темы урока ( детьми)
-Тема нашего урока нравственный идеал (слайд 1)
IVПостановка целей урока.(учитель записывает их на доске)
-Давайте поставим вопросы к нашему уроку и постараемся на них ответить.
-Нравственный идеал-это кто?
-Были ли раньше на Руси нравственные идеалы?
-Какими качествами характера они должны обладать?
-Какие поступки совершали?
-Ради чего совершали?
-Нравственные идеалы в наше время (примеры)
-Давайте сверим ваши цели с моими целями. (слайд 2)
V. Работа над новым материалом
-Кто является идеалом?
-Что такое нравственность?
1.Кто является нравственным идеалом?
-Посмотрите, как в энциклопедии трактуется это словосочетание.
-Сравните с моим слайдом (слайд 3)
Вы ответили на первый вопрос
2.-Можно ли богатыря назвать нравственным идеалом?
Рассмотрите картину В. Васнецова. (групповая работа) слайд 4
-Кого вы на ней видите?
-Давайте разберемся кто, где стоит.
3.Игра «Это кто?»
Прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом., в одной руке у него палица, а в другой копье.
(Илья Муромец)
Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
(Алеша Попович)
Тонкие черты лица подчеркивают ,вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
(Добрыня Никитич)
Чем они занимаются?
Куда устремлены взгляды богатырей?
-В каких произведениях вам встречались эти герои?
4.-Заполните таблицу, используя слова для справок ( групповая работа)
1 группа об Илье Муромце
2 группа об Алеше Поповиче
3 группа о Добрыне Никитиче
Былинный герой |
Качества характера |
Какие поступки совершали |
Ради чего совершали |
Илья Муромец Алеша Попович Добрыня Никитич |
Слова для справок:
Смелый, мудрый, спокойный, уверенный
Выдержанный, культурный.
Смелый, отважный, веселый.
Осаждает полчища татар, напавших на Чернигов.
Битва с Соловьем-разбойником.
Сражение со Змеем Горынычем.
Бой со Змеем.
Освобождение Отечества от захватчиков
5. Защита работ.
-Пользуясь таблицей, расскажите о каждом герое.
1 группа рассказывает об Илье Муромце
2 группа об Алеше Поповиче
3 группа о Добрыне Никитиче
-Ради чего совершались подвиги?
Вывод: Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.
-Посмотрите, на какие вопросы вы ответили.
Физминутка для глаз «Богатыри»
6. -Рассмотрите слайд (слайд 4)
-Кого мы видим? (А.Невский, Д.Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)
-Какие подвиги они совершили? Ради чего? ( о подвигах рассказывают три подготовленных ученика)
Тяжело пришлось нашим предкам. В трудную минуту, когда грозила стране гибель, сжигались города и деревни, женщин, детей и стариков забирали в плен, русский народ всегда находил выход и вставал на защиту нашей Родины. Потому, что Родину с кем можно сравнить? (с матерью) А Мать у нас одна!
7. Людям, каких профессий мы можем дать такое высокое звание? (слайд 5)
8.-Давайте проверим на все ли вопросы вы ответили.( ставим + возле вопроса)
-Нравственный идеал-это кто? +
-Были ли раньше на Руси нравственные идеалы? +
-Какими качествами характера они должны обладать? +
-Какие поступки совершали?
-Ради чего совершали? +
-Нравственные идеалы в наше время (примеры)+
VI. Домашнее задание
Выбери одно домашнее задание и выполни его. ( слайд 8)
1.Написать небольшое сочинение на тему: «Мой идеал защитника Отечества – каков он?
2. Нарисовать защитника Отечества.
3. Написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить презентацию.
4. Написать рассказ о герое России.
5. Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.
VII. Рефлексия .
Завершите предложение
Нравственный идеал-это….
Заполни на своем листочке, какие заветы нам могли оставить богатыри
Заветы богатырей
1.
2.
3.
Вот такие заветы у нас получились ( слайд 7)
-Прочитайте полученные высказывания.
-Спасибо за урок!