12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Полухина Светлана Анатольевна232
Работаю учителем начальных классов 36 лет.Образование высшее.
Россия, Пермский край, д. Баш-Култаево
Материал размещён в группе «Издательский Дом "Первое сентября"»

Урок № 24 «Нравственные идеалы» (1 урок из трех)

Цель темы: познакомить детей с понятием и содержанием словосочетания нравственные идеалы;

Цель урока: на примере русских богатырей показать образцы нравственности и примеры для подражания как внешние, так и внутренние.

Задачи Посредством былин и образов богатырей вызвать у детей желание стремиться к нравственным идеалам.

Знакомство с образцами русского народного творчества;

Воспитание чувства гордости за наших предков;

Развитие таких нравственных качеств, как: сопереживание, стремление к идеалу, к выполнению моральных норм.

УУД:

Личностные: мотивация учения, обогащение духовного мира личности, приобщение к нравственным ценностям истории. Показать важность таких качеств, как благородство, милосердие, взаимовыручка, забота о слабых.

Познавательные: Умение обобщать, классифицировать, делать выводы, сравнивать, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение сотрудничать при работе в группах, оценивание работы одноклассников.

Регулятивные: умение формулировать тему, выдвигать цели, контроль и коррекция выполняемых заданий.

Метапредметные: формирование информационной культуры личности, развитие умения давать оценку развития событий, совершенных в разное время, умение участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

Предметные: углубить знания о русских богатырях, рассказать о нравственных идеалах, в основе которого лежит русский богатырь.

Тип урока: комбинированный


 

I.Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок

Назад повернемся,

Гостям улыбнемся.

Обратно вернемся

Друг другу улыбнемся.

II. Актуализация знаний

-Что такое дружба?

-Добро?

-Зло?

- Нравственность?

-Идеал?

-Произведите превращение существительного нравственность в прилагательное н.ф., добавь к нему слово идеал. Прочитайте словосочетание.

III. Сообщение темы урока ( детьми)

-Тема нашего урока нравственный идеал (слайд 1)

IVПостановка целей урока.(учитель записывает их на доске)

-Давайте поставим вопросы к нашему уроку и постараемся на них ответить.

-Нравственный идеал-это кто?

-Были ли раньше на Руси нравственные идеалы?

-Какими качествами характера они должны обладать?

-Какие поступки совершали?

-Ради чего совершали?

-Нравственные идеалы в наше время (примеры)

-Давайте сверим ваши цели с моими целями. (слайд 2)

V. Работа над новым материалом 

-Кто является идеалом?

-Что такое нравственность?

1.Кто является нравственным идеалом?

-Посмотрите, как в энциклопедии трактуется это словосочетание.

-Сравните с моим слайдом (слайд 3)

Вы ответили на первый вопрос

2.-Можно ли богатыря назвать нравственным идеалом?

Рассмотрите картину В. Васнецова. (групповая работа) слайд 4

-Кого вы на ней видите?

-Давайте разберемся кто, где стоит.

3.Игра «Это кто?»

Прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом., в одной руке у него палица, а в другой копье.

(Илья Муромец)

Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

(Алеша Попович)

Тонкие черты лица подчеркивают ,вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

(Добрыня Никитич)

Чем они занимаются?

Куда устремлены взгляды богатырей?

-В каких произведениях вам встречались эти герои?

4.-Заполните таблицу, используя слова для справок ( групповая работа)

1 группа об Илье Муромце

2 группа об Алеше Поповиче

3 группа о Добрыне Никитиче

 

Былинный герой

Качества характера

Какие поступки совершали

Ради чего совершали

Илья Муромец

Алеша Попович

Добрыня Никитич

     
 

 

Слова для справок:

Смелый, мудрый, спокойный, уверенный

Выдержанный, культурный.

Смелый, отважный, веселый.

Осаждает полчища татар, напавших на Чернигов.

Битва с Соловьем-разбойником.

Сражение со Змеем Горынычем.

Бой со Змеем.

Освобождение Отечества от захватчиков

5. Защита работ.

-Пользуясь таблицей, расскажите о каждом герое.

1 группа рассказывает об Илье Муромце

2 группа об Алеше Поповиче

3 группа о Добрыне Никитиче

-Ради чего совершались подвиги?

Вывод: Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.

-Посмотрите, на какие вопросы вы ответили.

Физминутка для глаз «Богатыри»

6. -Рассмотрите слайд (слайд 4)

-Кого мы видим? (А.Невский, Д.Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

-Какие подвиги они совершили? Ради чего? ( о подвигах рассказывают три подготовленных ученика)

Тяжело пришлось нашим предкам. В трудную минуту, когда грозила стране гибель, сжигались города и деревни, женщин, детей и стариков забирали в плен, русский народ всегда находил выход и вставал на защиту нашей Родины. Потому, что Родину с кем можно сравнить? (с матерью) А Мать у нас одна!

7. Людям, каких профессий мы можем дать такое высокое звание? (слайд 5)

8.-Давайте проверим на все ли вопросы вы ответили.( ставим + возле вопроса)

-Нравственный идеал-это кто? +

-Были ли раньше на Руси нравственные идеалы? +

-Какими качествами характера они должны обладать? +

-Какие поступки совершали?

-Ради чего совершали? +

-Нравственные идеалы в наше время (примеры)+

VI. Домашнее задание

Выбери одно домашнее задание и выполни его. ( слайд 8)

1.Написать небольшое сочинение на тему: «Мой идеал защитника Отечества – каков он?

2. Нарисовать защитника Отечества.

3. Написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить презентацию.

4. Написать рассказ о герое России.

5. Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.

VII. Рефлексия .

Завершите предложение

Нравственный идеал-это….

Заполни на своем листочке, какие заветы нам могли оставить богатыри

Заветы богатырей

1.

2.

3.

Вот такие заветы у нас получились ( слайд 7)

-Прочитайте полученные высказывания.

-Спасибо за урок!

Опубликовано в группе «Издательский Дом "Первое сентября"»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.