Буклет для родителей «Как родителям изменить поведение ребенка? С помощью бесконфликтной дисциплины!»
текст буклета
JPG / 547.82 Кб
/data/files/w1604661655.jpg (текст буклета)
текст буклета
JPG / 424.66 Кб
/data/files/x1604661678.jpg (текст буклета)Дисциплина делает жизнь ребенка понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Правила, помогающие наладить и поддержать бесконфликтную дисциплину:
1. Правила (требования, ограничения, запреты) необходимы в жизни каждого ребенка.
2. Важна гибкость правил и ограничений, которые помогут ребенку структурировать свою жизнь и отношения с окружающими.
Цветовые зоны правил:
Зеленая – входит то, что ребенок может делать по собственному желанию, имеет полную свободу выбора.
Желтая – ребенку разрешается выбор действий, но с ограничениями, таким образом ребенок понимает, что такое внутренняя дисциплина.
Оранжевая – находятся действия ребенка, разрешенные родителем при особых обстоятельствах.
Красная – находятся неприемлемые ни при каких обстоятельствах действия ребенка – категорические «нельзя»
3. Правила, устанавливаемые родителями, не противоречат важнейшим потребностям ребенка.
4. Требование или запрет объясняется ребенку в дружественном тоне, а не в повелительном.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Следствия непослушания:
Естественное следствие непослушания – это наказание, исходящее от самой жизни: ценен тем, что в подобных случаях ребенку некого винить, кроме самого себя.
Условное следствие наказания назначаются родителями по их усмотрению.
Смысл наказания:
Наказание - это сигнал о нарушении установленного порядка, правила или норм, принятых в обществе.
Смысл наказания подчеркнуть серьезность намерений взрослого в выполнении правил ребенком.
Роль наказания предполагает установку на воспитание сознания и личности ребенка, а не исправление его внешнего поведения.
Родитель не диктует свою волю, а помогает ребенку понять моральные ценности, установленные в семье и обществе.
Выражается это в таких фразах, как:
«В нашей семье так не принято…»,
«У нас такой порядок…», «Так надо…».
Правила наказания ребенка
Наказание должно следовать сразу после нарушения правила или за неприемлемым поведением.
Наказания – это сигнал о нарушении правила, поэтому оно не должно быть чрезмерным.
Наказание не должно сопровождаться недоброжелательной критикой, грубым тоном или обзыванием.
Физические наказания недопустимы: они унижают ожесточают ребенка, разрушают с ним отношения и тормозят развитие его личности.
Реагировать на нарушение правил регулярно: таким образом ребенок понимает порядок и серьезность установленных правил.
Обязательно объяснить ребенку: смысл недовольства взрослого и что конкретно от него ждут.
Наказание назначается строго, но в спокойном доброжелательном тоне.
Если ребенок заслужил наказание, то Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Наказывать лучше двигаясь в направлении от «плюса» нулю, под нулем понимается ровный нейтральный тон отношений, а плюс означает семейные дела, традиции, которые создают зону радости.
Зона радости - это «золотой фонд» благополучной жизни ребенка, состоит из больших и маленьких праздников, из занятий, которые нравятся ребенку.
Четыре причины стойкого непослушания
Чтобы узнать причину плохого поведения ребенка, родителю необходимо обратить внимание на свои собственные чувства.
Причина плохого поведения ребенка | Чувства | Реакция |
Борьба за внимание | Раздражение | Не обращать внимание на непослушание, в спокойные моменты уделять внимание |
Противостояние | Гнев | Уменьшить контроль за делами ребенка, позволить накопить собственный опыт успешных или неудачных решений. |
Месть | Обида | Подумать, чем обидели |
Ощущение неблагополучия | Отчаяние | Не критиковать, ничего не требовать, отмечать все успешные дела и поступки ребенка. |
Материал подготовила педагог-психолог Козлова Алена Сергеевна по материалам книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Поведение ребенка в руках родителей». – М. АСТ, 2016
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 160 города Тюмени
Как родителям изменить поведение ребенка?
Ахметшина Наталья Юрьевна
Алена Сергеевна Козлова