Информационный буклет для родителей «Советы родителям "Как помочь младшему школьнику стать исследователем?"»
Пояснительная записка к презентации
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
НА ЛУЧШИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель МОУ «С(К)ОШИ №4» первой квалификационной категории, город Магнитогорск, Челябинская область.
Конкурсное задание: Информационный буклет для родителей «Советы родителям «Как помочь младшему школьнику стать исследователем?»».
Целевая аудитория: родители обучающихся воспитанников начальных классов "МОУ С(К)ОШИ №4".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Одной из актуальных проблем в специальной (коррекционной) школе сегодня – это проблема вовлечения младших школьников в исследовательскую деятельность. Для обучающихся воспитанников с ОВЗ использование исследовательских технологий является особым новшеством. Ведь дети с ОВЗ воспринимают мир иначе, чем дети с нормой в развитии.
Ни для кого не секрет, что навыки к познанию и исследованиям у младшего школьника не формируются сами по себе. Им нужна помощь. А помочь в формировании исследовательских навыков могут только родители, которым мы – педагоги в свою очередь должны также оказать помощь в этом нелёгком деле. Именно в сотрудничестве в системе «учитель – воспитатель – родитель» можно добиться положительных результатов в формировании и развитии исследовательских навыков младших школьников.
Одной из эффективных форм взаимодействия, с родителями обучающихся, является консультация. При этом консультировать родителей в устной форме при личной встрече совсем необязательно. Чтобы довести до родителей в доступной форме необходимую информацию педагогом, достаточно создать информационный буклет. Информационный буклет может служить и раздаточным материалом по итогам родительского собрания.
Целеполагание. Созданный мною информационный буклет для родителей по теме: «Советы родителям «Как помочь младшему школьнику стать исследователем?»» имеет цель: консультирование родителей обучающихся по вопросам подготовки и написания исследовательских работ.
В буклете представлена информация как теоретического, так и практического характера. В теоретической части раскрыта актуальность вопроса «Как помочь младшему школьнику стать исследователем?» и прописаны основные понятия. В практической части предложена памятка для родителей, приведены примеры упражнений и игровых заданий по развитию исследовательских навыков обучающихся воспитанников.
Техника создания буклета. Информационный буклет «Советы родителям «Как помочь младшему школьнику стать исследователем?»» выполнен в программе Microsoft Office Word 2010 и состоит из двух страниц. Каждая страница разделена тремя колонками с обозначенными границами (разделителями). Для оформления текстовой информации в содержании буклета выбран шрифт «Georgia» в размере – 11; междустрочный интервал – 1,5.
Результативность использования информации в буклете. Используя рекомендации в буклете, родители оказали своим посильную помощь в написании исследовательских работ. Кроме того, интерес в проведении исследований возник и у самих родителей. Таким образом, созданный мною буклет послужил мотивом к написанию исследовательских работ и самих родителей. Исследовательские работы представлены ниже в Приложении 2.
ТЕКСТОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА
ЗАГОЛОВОК БУКЛЕТА
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat4shunin@mail.ru; http://74203s037.edusite.ru
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
«КАК ПОМОЧЬ
МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ
СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ?»
Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель, г. Магнитогорск
Электронный адрес: chubaeva.natali@list.ru.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНИХ ЧАСТЕЙ БУКЛЕТА
Вместо предисловия…
Уважаемые родители!!!
В связи с введением новых Федеральных образовательных стандартов вопрос вовлечения детей в исследовательскую деятельность становится всё более актуальным. Младший школьник сегодня — природный исследователь окружающего мира. Ребёнок изучает абсолютно всё, как может и чем может: глазами, руками, языком, носом. Почему у большинства из наших детей исчезает интерес к открытиям, к познанию? Может быть, это мы в этом виноваты – взрослые? Очень часто на стремление ребёнка познакомиться с миром мы реагируем не совсем правильно:
«Немедленно выйди из лужи, а то промочишь ноги!»;
«Не трогай щенка, а то укусит»
«Не ешь песок, можешь отравиться!»
Запрещая ребёнку познавать мир, мы, взрослые, сами того не замечая, отбиваем интерес к исследованиям, познать новое и неизведанное. А ведь наша задача заключается в том, чтобы вызвать желание и стремление к исследованию, оказать ему в этом помощь, а не создавать условия, чтобы эти стремления угасли.
Памятка для родителей
«Как помочь ребёнку стать исследователем?»
- Поощряйте детскую любознательность и старайтесь отвечать на детские «Почему?»
- Предоставлять детям условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
- Не мешайте ребёнку познавать мир. Дайте возможность ребёнку потрогать, укусить, погладить (не выходя за рамки техники безопасности для его жизни и здоровья)
- В целях безопасности договаривайтесь о ряде запретов и старайтесь объяснить, почему это делать нельзя.
- Проявляйте личный интерес в познании окружающей действительности. Это послужит примером для него.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Выделяйте время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
- Старайтесь учить доводить начатое дело до конца.
Понятийный аппарат.
Исследование (буквально “следование изнутри”) в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.
Исследовательская деятельность - приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения и познания окружающей действительности.
Актуальность исследования – обоснование необходимости проведения исследования.
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Цель и задачи исследования. Цель – это конечный результат, который исследователь хотел бы достичь в завершении своей работы. Цель – это ответ на вопросы: «Зачем, для чего я провожу исследование?» Задачи уточняют и конкретизируют цель.
Объект исследования – это то, что будет взято ребёнком для изучения и исследования (необязательно неживой предмет, это может быть процесс или явление).
Предмет исследования – это отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Заключение – это формулировка выводов при подведении итогов всего исследования.
Фразы – помощники для написания заключения
-Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
-В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
-Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
-Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
- В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Упражнения и игры на развитие любознательности и исследовательских навыков.
Упражнение 1. "Задай вопрос к предмету"
Предложить ребёнку составить вопросы к предметам, используя вопросительные слова: что, кто, где, когда, для чего, зачем, почему?
Возможные предметы: кукла, мяч, зубная паста, зубная щётка.
Упражнение 2. "Угадай, о чём спросили".
Это задание целесообразно выполнить с участием других членов семьи, например, брата, сестры. Одному из участников даются карточки написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Другой участник должен догадаться о чём вопрос и сформулировать его.
Например: 1 - ый участник получил ответ : «Я люблю животных» и задаёт вопрос другому: «Ты любишь животных?».
Упражнение 3. "Вопросы домашних животных".
Озадачьте ребёнка следующей ситуацией: Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать.
Игра 1. "Логическая цепочка"
Варианты игры: взрослый просит разложить по правилу предметы разного цвета: ряд – зеленые, 2 ряд – красные и т. д.
Игра 2. "Найди сюрприз".
Поле может быть проще или сложнее в зависимости от возраста детей. Под крышкой спрятан сюрприз (конфетка или киндер - игрушка, дети должны говорить местоположения крышки, которую нужно открыть, например: верхний ряд, правая крышка. Взрослый открывает крышку, и проверяет угадал ребенок, или нет.
ИЗОБРАЖЕНИЕ БУКЛЕТА
Вариант буклета 1.
DOC / 1.82 Мб
Вариант буклета 2.
PDF / 6.19 Мб
Приложение 2. Примеры исследовательских работ
Исследовательская работа ребёнка
DOCX / 198.08 Кб
Исследовательская работа родителей
DOCX / 308.78 Кб
Приложение 3. Инструкция по созданию модели буклета
Используемые Интернет – ресурсы
https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-malenkiy-issledovatel-1823119.html
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519024/
http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640627/
Хохлова Нина Борисовна
Пользователь удален
Пользователь удален
Семяшкина Ирина Васильевна
Пользователь удален
Пользователь удален
Семяшкина Ирина Васильевна
Пользователь удален
Ивлиева Наталия Алексеевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Лихина Елена Викторовна
Медведева Татьяна Александровна
Пользователь удален
Пользователь удален
Дементьева Ирина Михайловна
Пользователь удален
Медведева Татьяна Александровна
Пользователь удален
Дементьева Ирина Михайловна