Буклет для учащихся «Помогатор. Ускоритель чтения» (2–5 класссы)
Буклет (белый фон)
DOCX / 2.03 Мб
Буклет (цветной фон)
DOCX / 2.83 Мб
Пояснительная записка
DOCX / 247.64 Кб
Составитель: Соколова Елена Борисовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП имени В.И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области.
Аудитория: учащиеся 2-5 классов.
Скорость чтения – один из важных показателей готовности ребёнка к дальнейшему обучению. При недостаточной скорости чтения страдает понимание текста, а сами учебные занятия требуют больших временных затрат. Овладевая техникой чтения, дети часто испытывают трудности. Следствием этого становится падение мотивации к чтению. А без регулярного чтения скорость развить невозможно. Поэтому необходимо мотивировать школьников и предложить им инструменты для развития скорости чтения.
Буклет содержит рекомендации для развития скорости чтения. Для повышения мотивации к использованию буклета он назван “Помогатором” – это название знакомо детям по познавательному мультсериалу “Фиксики”. В сериале помогатор – волшебный рюкзак, из которого можно достать любые необходимые инструменты. Так и с помощью буклета дети получают “инструменты”- упражнения для увеличения скорости чтения.
Важно, что упражнения буклета не требуют создания специальных условий и пособий для занятий. Большинство приёмов работы представлены как игры. Ребёнок может выполнять их самостоятельно. По желанию все упражнения предлагается выполняться в паре или группе со сверстниками или членами семьи, организуя соревнование и взаимоконтроль. Всё это служит положительной мотивацией к занятиям.
Цель: информирование учащихся о приёмах развития скорости чтения.
Задачи:
- познакомить с упражнениями для развития скорости чтения;
- создать положительную читательскую мотивацию;
- показать учащимся возможности использования онлайн-сервисов в учебных целях.
Рубрики буклета:
Расширяй поле чтения.
Развивай смысловую догадку.
Увеличивай словарный запас.
Онлайн-тренажёры.
Чтобы быстро читать, надо правильно дышать!
Тренируй голосовой аппарат.
Развивай внимание.
Обложки буклетаPNG / 858.81 Кб
Буклет имеет разные варианты дизайна обложки и фона.
PNG / 343.59 Кб
1 страница буклета
PNG / 416.97 Кб
Содержание буклета:
РАСШИРЯЙ ПОЛЕ ЧТЕНИЯ
Поле чтения – способность охватывать взглядом сразу несколько слов.
Для тренировки используй таблицы Шульте.
Начерти таблицу 5х5 клеток. Запиши в любом порядке числа от 1 до 25. Найти все числа по порядку от меньшего к большему и наоборот. Можно заменить цифры буквами и искать их по алфавиту. Ищи только глазами, не указывай пальцем.
При поиске старайся смотреть в центр таблицы, используй боковое зрение.
Старайся искать как можно быстрее! Увеличивай скорость до 10 секунд.
Прятки с буквами. Возьми любую книгу и читай только слова, в которых есть определённая буква, например Е. Можно делать и наоборот – читать слова без какой-то буквы. Старайся увидеть сразу 2-3 соседних слова.
В эту игру хорошо играть в паре: один читает, а другой проверяет. Кто допустит меньше ошибок?
Хочешь сложнее? Ищите слова с двумя одинаковыми буквами, например КОРОВА.
РАЗВИВАЙ СМЫСЛОВУЮ ДОГАДКУ
Чтение со шторкой. Полоской бумаги прикрой верхнюю или нижнюю половину строчки. Будут видны только половинки каждой буквы. Читай, мысленно восстанавливая буквы.
Чтение с решёткой. Вырежи из плотной бумаги решётку с окошками шириной 1-2 см, между ними оставь перегородки шириной 0,5 см.
Решётку наложи на страницу – часть текста станет не видно. Восстанавливай слова, учитывая их смысл и связь. Читай текст, постепенно сдвигая решётку вниз. Если затрудняешься понять слово, передвинь решётку на 2-3 мм вправо или влево.
Читай с решёткой не больше 5 минут подряд.
Чтение вверх тормашками. Переверни книгу вверх ногами и читай! У тебя получится!
УВЕЛИЧИВАЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Узнавай значение непонятных слов! Знакомое слово читается быстрее. Воспользуйся словарём или спроси взрослых о значении слов.
Игра “Наборщик”. Выбери слово и составь из его букв как можно больше новых слов. Используй только буквы данного слова. Имена собственные не считаются!
Соревнуйтесь: кто составит больше слов?
Игра “Диагональ”. Начерти квадрат на бумаге в клетку. В квадрате по диагонали напиши одну и ту же букву. Придумай подходящие слова и впиши их в квадраты.
ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЁРЫ
http://tabshulte.4xpro.ru - таблицы Шульте. Возможно выбрать режим таблицы: с цифрами, буквами или с чередованием цифр и букв.
https://makeword.ru/game – игра “Наборщик”.
Ввод своего слова для игры, установка времени игры, выбор числа игроков от 1 до 4.
https://chtenie.net - чтение предложений и набор их по памяти. Выбор скорости и уровня сложности
ЧТОБЫ БЫСТРО ЧИТАТЬ, НАДО ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ!
Обрати внимание!
- Вдох делай через нос, а выдыхай ртом.
- Следи, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными.
- Помни об осанке – она может существенно влиять на скорость чтения. Выпрями спину!
Надувай воздушные шары и мыльные пузыри! Делай это и без шарика, только представляя его.
Играй в настольный футбол мячом из ваты или шариком для настольного тенниса. Ворота можно сделать из коробки. Дуй на мячик, чтобы загнать его в ворота.
Запусти бумажный кораблик в ванну или таз с водой. Управляй корабликом своим дыханием.
Устрой шторм в стакане – дуй через трубочку в воду.
Сделай вертушку и заставь её вращаться, подув на неё.
ТРЕНИРУЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ
Тебе помогут скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
Корабли лавировали да не вылавировали.
Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.
Как читать скороговорку?
Сначала – медленно, чётко выговаривая звуки.
Затем – в обычном темпе разговора.
3-й раз – как можно быстрее. Сделай вдох и старайся сказать скороговорку на одном выдохе.
РАЗВИВАЙ ВНИМАНИЕ
Проходи лабиринты. Их можно найти в журналах. Это занятие учит распределять внимание и поможет при чтении не терять строку. Лабиринт проходи взглядом, не помогай себе пальцем.
Сыграй в игру “Муха”
Начерти для игры поле 3х3 клетки. Нарисуй в центре муху или положи пуговицу.
Один игрок даёт команды мухе: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". Муха движется по команде на соседнюю клетку. Игроки мысленно следят за ней. После нескольких ходов по команде “Стоп!” нужно назвать, в какой клетке находится муха.
Чем быстрее команды, тем труднее и интереснее следить за мухой!
Использованные источники:
- Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению – М.: Просвещение, 1990 .
- Скороговорки: https://1igolka.com/skorogovorki/cop619_skor-malenkie-skorogovorki
Источники изображений:
Воздушный футбол - http://xn----8sb3aemcew1d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/02/Ris19.jpg
Дети с лупой – https://pp.userapi.com/c633130/v633130895/11ec2/xnzue5Gt3nA.jpg
Мальчик – https://www.hotpng.com/free-png-clipart-ezezi
Девочка - https://www.hotpng.com/free-png-clipart-gngej
Муха - https://pp.userapi.com/c623421/v623421835/2afd2/cEhEZkQj1LU.jpg
Помогатор – http://media.lpgenerator.ru/images/315935/22222-new.png#size_4000x750
Решётка – https://book24.kz/upload/iblock/fce/fce894a4c3953c5ccb142cd2511efc43.jpg
Схема вертушки - https://docplayer.ru/63218832-O-v-uzorova-e-a-nefyodova-4klass.html
Голдина Лилия Вильевна
Соколова Елена Борисовна
Ирина Владимировна Казарцева
Соколова Елена Борисовна
Богданова Ольга Николаевна
Соколова Елена Борисовна
Львова Светлана Алексеевна
Соколова Елена Борисовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Соколова Елена Борисовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Соколова Елена Борисовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Филонова Надежда Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Соколова Елена Борисовна
Наталья
Наталья
Соколова Елена Борисовна