Буклет "Стадии школьной депривации"
СТАДИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. ДЕПРИВАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс, обусловленный наличием отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
Депривация (от лат. deprivatio потеря, лишение чего-либо) это лишение человека чего-то сущностно сму необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.
Виды депривационной дезадаптации:
• Сенсорная. (Невозможность удовлетворить потребности во впечатлениях). Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная и другие формы.
Когнитивная. (Отсутствие человека возможности эффективно рационально познавать мир и культуру).
• Эмоциональная. (Типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека.)
• Социальная. Личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает уз заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.
Общие проявления депривации
•повышенная тревожнос обостренное чувс неудовлетворенности собой;
•задержка развития речи и мел моторики;
снижение жизненной активности;
частая смена настроения;
немотивированная агрессия и т.д.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, КОТОРЫЕ СТОИТ УЧИТЫВАТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. Социальный статус
2.Индивидуальные особенности пол, возраст, качества, психические Свойства.
3.Показатель глубины депривационного воздействий скорость восстановления эмоциональных контактов ребенка с взрослыми: чем быстрее проходит этот процесс, тем меньше депривационного воздействий потерпел ребенок.
4.Выявление трудностей, возникающих при обучении, общении и т. д.;
ценностных ориентаций и представлений, оказание своевременной мед. Помощи и др.
5. Группы_ риска, которой организуется специальная профилактическая работа по предупреждению и коррекции нервно- психических нарушений и девиантного поведения.
6. Создание
благоприятного
микроклимата в классе, условий общения и жизнедеятельности, которые направлены на положительное развитие личности ребенка.
ПУТИ РЕШЕНИЯ
1. Социальные технологии - это совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются социальными, службами, отдельными учреждениями социального обслуживания для решения разного рода социальных проблем. Эти технологии направленны на оказание людям помощи, поддержки, защиты, в особенности уязвимым слоям и группам населения, повышение образовательного и интеллектуального уровня ребёнка, формирование адекватной окружающим его условиям системы.2.Творческие задания.