12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полина1662
Трудно говорить о себе, поэтому лучше скажу о севере республики, в которой я живу. В первую очередь хотелось бы отметить, что я живу в регионе богатом историей и традициями многих народов, пересказы которых просто бессмысленны......
Россия
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
      1. Развитие психики в условиях зрительной депривации. Компенсация слепоты Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн). Ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции световой энергии, обладает замечательной способностью ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности. Поле зрительного восприятия практически неограниченно. И.М. Сеченов писал о том, что глаз различает восемь категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.

Зрительные восприятия - наиболее “опредмеченные”, объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия”. Зрительные ощущения являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний. Важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий.

Патология зрительного восприятия (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения) отрицательно влияет на психическое развитие слепых и слабовидящих.

Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания. Качественные особенности психики лиц с дефектами зрения проявляются почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность. Нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелет, гипофункции внутренних органов. В целом у слепых наблюдается соматическая ослабленность (функциональная недостаточность сердечно-сосудистой системы, соматовегетативные отклонения), нарушается осанка и походка, наблюдаются изменения в моторике - появляются навязчивые движения, снижение двигательной активности.

Нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер (рефлекс “Что это такое?”). Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте.

Первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, заторможенность которого у некоторых слепых, особенно слепорожденных, может быть очень велика. Редуцированность и заторможенность ориентировочного рефлекса объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса. Недостаток зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения... Ребенок не потягивается, не привстает, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками.

В преддошкольном и дошкольном возрасте на несколько лет затягивается период ползанья, нередко наблюдается ползанье ногами вперед, чтобы защитить голову от ушибов, умение и навыки сохранения вертикального положения и ходьбы запаздывают на два-три года...

Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на три-четыре года”. Действие этих неблагоприятных факторов можно в известной мере нейтрализовать. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих новое направление, приближающееся к развитию нормально видящих.

Психическое развитие аномального ребенка будет иметь свои особенности, во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от восприятий и представлений); в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент).

Любой дефект, то есть физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Материалистический взгляд на компенсацию был впервые сформулирован в 1934 г. в книге Н.А. Вигдорчика “Компенсаторное профессиональное приспособление”. В этой книге говорится о том, что компенсация зависит от: I) конституционных особенностей человека (фенотипа); 2) возраста индивида; 3) волевой установки; 4) характера дефекта, подлежащего компенсации; 5) побочных дефектов; 6) факторов внешней среды, социальных условий.

В тифлопсихологии сложился взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Рассматривая компенсацию как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомических изменении, следует иметь в виду случаи так называемой псевдокомпенсации, заключающейся в приспособлении к дефекту. Это проявляется в том, что, например, частично зрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путем использования сохранных органов чувств.

      1. Принципы и физиологические основы компенсации

В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Все эти перестройки осуществляются автоматически.

Формирование механизмов компенсации подчинено законам высшей нервной деятельности. Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова, базирующаяся на трех основных принципах: 1. Принцип причинности раскрывает обусловленность появления и развертывания компенсаторных функций воздействием внешней и внутренней среды организма на нервную систему. 2. Принцип единства анализа и синтеза заключается в способности нервной системы выделять в сложных воздействиях среды на организм отдельные элементы и синтезировать их в единое целое. 3. Принцип структурности заключается в приуроченности функции головного мозга к его структуре, то есть в локализации центров, регулирующих те или иные функции.

Именно благодаря динамической системности высшей нервной деятельности выпадение или частичное нарушение функций того или иного анализатора не вызывает ничем невозместимых потерь. Взамен утраченного способа образования временных нервных связей в нервной системе проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные нервные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях организма и среды.

Физиологический механизм компенсации основывается на нормальном функционировании сохранных систем. Независимо от характера и локализации дефекта компенсаторные приспособления осуществляются по одной и той же схеме и подчиняются следующим принципам:

1. Принцип сигнализации дефекта. Никакое отклонение не остается “незамеченным” со стороны центральной нервной системы. 2. Принцип прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов (организм оказывает дефекту значительно большее противодействие). 3. Принцип обратной связи (афферентирование отдельных этапов восстановления функций). 4. Принцип санкционирующей афферентации (свидетельствующий, что компенсация - это процесс, имеющий конечный характер) 5. Принцип относительной устойчивости компенсаторных приспособлений (возможности возврата прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей).

Слепота ведет к серьезной перестройке внутрицентральных взаимоотношений. Заключается в сокращении поступающих в кору мозга зрительных и проприоцептивных импульсов, отрицательно сказываются на тонусе коры (торможение). Тонус коры поддерживается за счет сигналов с сохранных анализаторов, поступающих в большом количестве нежели в норме.

Активация новых корковых центров приводит к образованию новых временных нервных связей и подавлению старых и к возникновению нового динамического стереотипа. Наличие общих физиологических механизмов компенсации предполагает существование частных механизмов (в зависимости от его локализации и тяжести, от времени появления дефекта). Компенсация слепоты и слабовидения - явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. Такими условиями являются уровень развития общественных отношении и технического прогресса, положение инвалида в обществе, условия семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие социальные факторы. У человека биологические факторы имеют самостоятельное значение только при дефектах, не вызывающих существенных отклонении в развитии и проявлениях психики. Во всех остальных случаях компенсаторное приспособление осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ведущей роли последних. Именно труд и общение в процессе труда способствовали выделению человека из мира животных и его дальнейшему совершенствованию. Для нормального развития психики необходимо усвоение человеческого опыта, которое осуществляется в результате речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий. Л.С. Выготский подчеркивает ведущую роль социальных факторов в компенсации слепоты, слабовидения и их последствий. Зависимость высших форм компенсации от уровня развития общества и общественных отношений отчетливо проявляется при анализе положения слепых при различных экономических формациях. Создание рельефного шрифта, специальных приборов для письма, всевозможных корригирующих средств, разработка наглядных пособии, предназначенных для осязательного или зрительного восприятия, (стр.70) изобретение приборов для ориентировки в пространстве и приспособлений для производственного труда и многое другое расширяли познавательные и трудовые возможности слепых и слабовидящих, способствовали адаптации (при врожденной или ранней утрате зрения) или реадаптации (при более поздних нарушениях зрительных функций) к жизни в новых условиях. Тифлотехнические средства компенсации развиваются в основном в двух направлениях. Это, во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. Другая группа приборов основана на использовании сохранных анализаторов (моделировании периферической части зрительного анализатора (электронного глаза). Такого рода приспособления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непосредственно в зрительные зоны головного мозга. Огромную роль в компенсации играет сознание. Восстановление возможно только при условии осознания дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают перед человеком в ходе преодоления обусловленных дефектом отклонений в психическом и физическом развитии.

2б23в Игротерапия в коррекционной работе деятельности психолога

Игровая коррекция (М.Кляйн, А. Фрейд, Г.Гуг-Гельмут) выступает как способ создания близких отношений между участниками группы и играет важную роль игровой в снятии напряженности, тревоги, страха перед окружающими, повышении самооценки у детей с социальным инфантилизмом, фобическими реакциями, нарушениями поведения и вредными привычками. В отечественной психологии к игре обращались Л.Абрамян (о перевоплощении как перестройке эмоциональной личностной сферы), А.Варга, И. Выгодская, А.Захаров (перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ), А.Спиваковская (выведение ребенка из условий, в которых проявились нежелательные формы поведения) и др.

Виды игротерапии:

- недирективная (ненаправленная);

- директивная (направляемая).

Цель игровой терапии – дать ребенку возможность быть самим собой, предоставив оптимальные условия для его развития. Игра двупланова: играющие выполняют реальную деятельность и ряд моментов деятельности носит условный характер. Психолог создает атмосферу принятия ребенка, оказывает ему эмоциональное сопереживание, отражает и вербализует его чувства и переживания в максимально точной и понятной форме, обеспечивает условия, актуализирующие переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

В основе игровой терапии, центрированной на интересах ребенка лежит представление о спонтанности его психического развития, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения без личностного роста.

Основная задача коррекции – состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с елью оптимизации личностного роста и развития.

Задачи коррекции:

- расширение репертуара форм самовыражения ребенка;

- оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок-взрослый»;

- повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком с помощью взрослого своих эмоций, чувств и переживаний,

- оптимизация развития «Я-концепции»,

- повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я»

В игровой комнате могут находиться три класса игрушек:

- игрушки из реальной жизни;

- игрушки, помогающие отреагировать агрессию,

- игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Психолог-игровой психокорректор должен быть:

- объективным, чтобы позволить ребенку быть самостоятельной личностью;

- гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним;

- ориентироваться на то, чтобы спонтанно принять что-то новое;

- признавать любого ребенка безусловной ценностью;

- не оценивать ребенка;

- уметь отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в реальность ребенка;

- никогда не упоминать о прошлых сеансах, так как ребенок находится в ином временном измерении сегодня.

Игровая терапия может проходить в двух формах: индивидуальной и групповой.

Функции игротерапии (по Захарову):

- диагностическая;

- терапевтическая;

-обучаюшая.

По Захарову процесс игры складывается из 4 этапов:

1. объединение детей в группу;

2. рассказы (сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе);

3. игра на тему, предлагаемую детьми и терапевтом (по мере работы игры меняются от терапевтических к обучающим);

4. обсуждение.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.