Буклет "Старинные меры измерения в русских сказках"
Презентация к буклетуPDF / 1.27 Мб
/data/files/d1730471661.pdf (Презентация к буклету)Пояснительная записка
Наука начинается с тех пор,
как начинают измерять.
Д.И. Менделеев
Для того чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, мы сможем найти ответ на вопрос о том, что для нас значит наследие Руси. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них можно встретить в литературных произведениях. Вот, например, в сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» мы столкнулись со словами: верста, вершок и аршин.
Сегодня мы повсюду используем современные термины, обозначающие меры длины, и это является нормой жизни. Однако в русских народных сказках нередко встречаются нам «локти», «аршины», «пяди. Все эти понятия, употребляемые нами в повседневной жизни, обогащают не только язык художественных произведений, но и наш внутренний мир. Ведь мы часто в своей речи используем их в поговорках, пословицах, пришедших к нам из древней старины, порой даже не замечая этого.
Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Анализируя русские народные сказки, которые изучают в начальной школе, мы обнаружили, что в них часто встречаются старинные меры измерения, которые не проходят по школьной программе. Поэтому именно эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины.
Я приняла решение создать буклет «Старинные и современные меры измерения».
Цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению старинных мер измерения.
Задачи урока:
Дидактические: обеспечить усвоение и первичное закрепление старинных мер измерения.
Развивающие: содействовать развитию умения осуществлять перевод старинных мер измерения в современные меры.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к истории математики, нашей Родины.
Предмет: математика, литературное чтение.
Тема: Старинные меры измерения в русских сказках.
Рекомендуемый класс/возраст: 3 класс (10 лет)
Тип урока: открытие новых знаний:
Умения и навыки:
знать современные единицы измерения длины.
использовать математическую терминологию.
знать соотношения между единицами измерения длины.
уметь выражать длины в указанных единицах измерения.
История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства в Древней Руси, а в конечном итоге – это часть истории всего человечества. Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русских, раскрывают связь математики с жизнью. Они показывают, что единицы измерения люди не придумали, а принимали вначале в качестве мер части своего тела, которые постепенно превращались в общепринятые образцы. Изучая появление математических понятий, класс проник в образ мыслей древнерусского человека и тем самым углубил познания и по истории России и по математике.
Инструкция к рабочему листу
Время: 1 урок (40 минут)
Дидактические средства: буклет, презентация
1. Знакомство со старинными мерами измерения |
2. Закрепление |
Ответы к заданиям
Список использованных источников
Печатные источники
Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. ОЖЕГОВ; Под Общ. ред. проф. Л. И. Скворцов. - 24-е изд., испр. - М.:ООО "Издательский дом ОНИКС 21 век": ООО "Издательство" Мир и Образование", 2005. – 896 с.
Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Председатель - Б 79 Науч.- ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз - Банка. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 766 с.: ил.: карт.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л. В. Беловинского - М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ "Красный пролетарий, 2004. - 700[4] с.
Андерсен Г. – Х Сказки [Текст]: Пер. с дат. - М. :Политиздат, 1990.-295с:цв. ил
Былины / Сост., вступ. ст., обраб. текстов, примеч. и слов. Б95 Ю. Г. Круглова. – М.: просвещен е, 1993. – 207с.
Некрасов Н. А. Школьник: Стихотворения / Худож. В. Самойлов. - М. :Дет. лит.,1989. - 48 с.: ил.- (Книга за книгой).
Гаршин В. М. Избранное.- Л.:Лениздат,1981. - 192с. - (Школьная Б-ка).
Пушкин А. С. Стихи и сказки / Предисл. И. Новикова. – Переизд. – Обложку и титул рис. Б. Дехтерев. – М.: Дет. лит., 1983. – 159 с. ил. – (Школьная б-ка).
Погорельский А. Черная курица или Подземные жители [Текст]: Волшебная повесть для детей \ Рис. И. Чеверевой. – Переизд. – Л.: Дет. лит. 1981 – 32 с., ил. (Читаем сами).
Ершов П. П. Конек-горбунок [Текст]: Русская сказка в трех частях \ Худ. Р. Сайфуллин. – М.: Дет.лит., 1990. – 11с.: ил. – (Школьная б-ка для нерусских школ).
Русские народные сказки \ Сост. и выступ. ст. В. П. Аникина; Ил. М. Д. Бирюкова. – М.: Пресса 1992 – 560 стр., ил.
Электронные источники
«Старинные русские меры длины, веса, объёма» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mer.kakras.ru
«Старые русские меры (измерения)» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://scolaire.ru/ruskiye
«Старинные меры длины, веса, другие» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.prompred.ru
2
БуклетDOCX / 948.19 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Кияйкина Наталья Федоровна