Буклет-помогайка для учащихся начальных классов "Решение задач по формуле произведения"



Пояснительная записка
Буклет-помогайка для учащихся начальной школы
«Решение задач по формуле произведения»
Одной из самых важных и сложных задач в обучении математике является умение решать задачи. Чтобы решить задачу необходимо иметь хорошее логическое мышление. Нужно стараться понять само содержание задачи, уметь представлять, о чём говорится в задаче, объяснять, что означают числовые данные.
Ряд задач в математике решаются по формуле произведения a = b • c и величины - множители находятся по общему правилу нахождения неизвестного множителя: b = a : c; c = a : b
Автор (Ф.И.О., должность) | Крячко Светлана Николаевна, учитель начальных классов |
Название ресурса | Решение задач по формуле произведения |
Предмет | Математика |
Аудитория | Учащиеся 2-4 классов |
Цель: | создание раздаточного материала, в виде предметного буклета, в помощь учащимся начальных классов для формирования умения решать задачи с взаимосвязанными величинами, используя формулу произведения |
Задачи: | 1)образовательные: систематизировать знания учащихся по взаимосвязи компонентов при умножении; формировать умение решать задачи по формуле произведения; 2)развивающие: развивать умение использовать формулы при решении задач, с взаимосвязанными величинами; 3)воспитательные: воспитывать информационную культуру |
Планируемые результаты | Предметные: - определять компоненты при умножении, знать их взаимосвязь; определять взаимосвязи: - площади прямоугольника с длиной и шириной прямоугольника; - стоимости предметов с ценой предмета и количеством предметов; - расстояния со скоростью и временем движения; - общей массы одинаковых предметов с массой одного предмета и количеством предметов; - выполненной работой с производительностью и временем работы; - общим расходом ткани с расходом ткани на один предмет и количество предметов. Личностные: - осознание необходимости уметь решать задачи для адаптации к жизненным ситуациям; - умение применять математические знания в повседневной жизни, опираясь на опыт решения задач по формуле произведения; - заинтересованность в получении математических знаний как части функциональной грамотности. Метапредметные: Познавательные УУД: умение извлекать информацию из таблиц, схем; умение представлять информацию в виде таблиц, схем; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение работать с различными источниками информации; умение выделять существенное в тексте задачи; умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение понимать речь других. Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. |
Актуальность ресурса | Умение решать задачи по формуле произведения помогает в повседневной жизни при совершении покупок, планировании семейного бюджета, проведении ремонта, пошиве вещей и т.д., играет важную роль в подготовке к ВПР и в последствии к ЕГЭ и ОГЭ. |
Описание ресурса | Буклет содержит сведения: - о взаимосвязи компонентов при умножении; - о взаимосвязи площади прямоугольника и его сторон; - о взаимосвязи величин: цена, количество, стоимость; - о взаимосвязи скорости, времени движения и расстояния; - о взаимосвязи величин при нахождении массы одинаковых предметов; - о взаимосвязи величин при выполнении работы; - о взаимосвязи величин при пошиве одинаковых вещей. Иллюстративный материал позволяет учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Величины выделены разными цветами во всех формулах (зелёным – первый множитель, красным – второй множитель, синим – произведение), в соответствии с названиями компонентов, что помогает детям воспроизвести правила, по нахождению нужной величины. |
Рекомендации по использованию буклета. | Сам буклет – это конечный учебный ресурс для выпускника начальной школы. Использовать его нужно блоками: сначала во 2 классе при решении простых задач на умножение; затем на нахождение площади, стоимости и т.д. |
Рекомендуемый тип занятия | Во время уроков, при выполнении домашних заданий. |
Требуемые знания и умения учащихся | Знание компонентов действия умножения и их взаимосвязи, умение перенести эту взаимосвязь на величины |
Источники, используемые при составлении буклета. | Идея создания буклета возникла из опыта работы (раньше) по учебнику математики Л.Г. Петерсон и использование в своей практике методики опорных сигналов и конспектов В.Ф. Шаталова. Формулировка правила нахождения неизвестного множителя, взята из учебника математики М.И. Моро (2 класс). Иллюстративный материал взят из открытых источников интернета, обработан по собственному замыслу в программе Paint. 1)Шемякова О.Н. Формула произведения https://urok.1sept.ru/articles/610826 |
Надеюсь, мой опыт будет особенно полезен молодым педагогам.
Содержание буклета
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Дивное
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». (Дьёрдь Пойа - венгерский математик)
В помощь ученику начальной школы
2025 год
УМНОЖЕНИЕ
3 + 3 + 3+ 3 = 12 или 3 • 4 = 12
3 • 4 = 12 3 – множитель 4 – множитель 12 – произведение (3•4) | Запомни! 3 • 4 = 12 12 : 3 = 4 12 : 4 = 3 |
Как найти неизвестный множитель?
Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
ФОРМУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
b • c = a a : b = c a : c = b
Задачи, решаемые при помощи формулы произведения
ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА
a – длина; b – ширина; S - площадь
Зависимость между величинами:
a • b = S
S : a = b
S : b = a
ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ: ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ
ЦЕНА показывает, сколько стоит один предмет.
КОЛИЧЕСТВО показывает, сколько купили предметов.
СТОИМОСТЬ показывает, сколько заплатили за всю покупку.
Зависимость между величинами:
ЦЕНА • КОЛИЧЕСТВО = СТОИМОСТЬ
СТОИМОСТЬ : ЦЕНУ = КОЛИЧЕСТВО
СТОИМОСТЬ : КОЛИЧЕСТВО = ЦЕНА
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ
v – скорость движущегося объекта за единицу времени, сколько проходит пешеход за 1 час
t – время движения объекта
S – расстояние, сколько проходит пешеход за 3 часа
Зависимость между величинами:
v • t = S
S : v = t
S : t = v
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ МАССЫ
m – масса 1 коробки с печеньем
n – количество коробок
М – масса всех коробок с печеньем (общая масса)
Зависимость между величинами
m • n = M
M : m = n
M : n = m
ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ РАБОТЫ
р – производительность – это сколько производится предметов за единицу времени, сколько подушек изготовили за 1 час
t – время работы
А – работа – это сколько предметов производится за всё время работы, сколько подушек сделали за всё время
Зависимость между величинами
р • t = А
А : р = t
А : t = р
ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ НА РАСХОД ТКАНИ
р – расход ткани на 1 вещь, на 1 спортивный костюм
n – количество вещей, количество спортивных костюмов
Р – расход ткани на все вещи, общий расход ткани на все костюмы
Зависимость между величинами
p • n = P
P : p = n
P : n = p
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФОРМУЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Формула произведения позволяет решать задачи, если есть взаимосвязи между величинами.
Прочитай условие задачи.
Установи, есть ли взаимосвязанные величины.
Запиши условие задачи, с помощью таблицы:
Вид задачи | Первый множит. | Второй множит. | Произведен |
Площадь прямоуг. | Длина | Ширина | Площадь |
Задачи на покупки | Цена | Кол - во | Стоимость |
Задачи на движение | Скорость | Время | Расстояние |
Задачи на на- хождение массы | Масса одного предмета | Кол-во предме-тов | Общая масса |
Задачи на работу | Произво-дитель-ность | Время работы | Работа |
Задачи на расход ткани | Расход ткани на 1 вещь | Кол-во вещей | Общий расход ткани |
Назови известные и неизвестные величины. Подбери формулы.
Составь план решения задачи.
Реши задачу.
Запиши ответ.
Примеры решения простых задач по формуле произведения
Задача. Из 51 м ткани сшили спортивные костюмы, расходуя на каждый по 3 м. Сколько вышло костюмов?
Расход ткани на 1 костюм (р) | Количество костюмов (n) | Общий расход ткани (Р) |
3 м | ? шт. | 51 м |
Решение.
P : p = n
51 : 3 = 17 (к.)
Ответ: из 51 м ткани вышло 17 костюмов.
Задача. Из деревни в город, расстояние между которыми 48 км, выехал велосипедист. С какой скоростью ехал велосипедист, если через 4 часа он был в городе?
Скорость | Время | Расстояние |
? км/ч | 4 ч | 48 км |
Решение.
S : t = v
48 : 4 = 12 (км/ч)
Ответ: скорость велосипедиста 12 км/ч.
УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, РЕБЯТА!
Составитель: учитель начальных классов Крячко С.Н.
Елена Алексеевна
Крячко Светлана Николаевна
Медведева Татьяна Петровна
Крячко Светлана Николаевна
Панченко Марина Александровна
Крячко Светлана Николаевна
Кушнир Алевтина Михайловна
Крячко Светлана Николаевна
Варенцова Вера Анатольевна
Крячко Светлана Николаевна
Щеглова Ирина Ивановна
Крячко Светлана Николаевна