Буклет-помогайка для учащихся начальных классов "Решение задач по формуле произведения"
Пояснительная записка
Буклет-помогайка для учащихся начальной школы
«Решение задач по формуле произведения»
Одной из самых важных и сложных задач в обучении математике является умение решать задачи. Чтобы решить задачу необходимо иметь хорошее логическое мышление. Нужно стараться понять само содержание задачи, уметь представлять, о чём говорится в задаче, объяснять, что означают числовые данные.
Ряд задач в математике решаются по формуле произведения a = b • c и величины - множители находятся по общему правилу нахождения неизвестного множителя: b = a : c; c = a : b
Автор (Ф.И.О., должность) | Крячко Светлана Николаевна, учитель начальных классов |
Название ресурса | Решение задач по формуле произведения |
Предмет | Математика |
Аудитория | Учащиеся 2-4 классов |
Цель: | создание раздаточного материала, в виде предметного буклета, в помощь учащимся начальных классов для формирования умения решать задачи с взаимосвязанными величинами, используя формулу произведения |
Задачи: | 1)образовательные: систематизировать знания учащихся по взаимосвязи компонентов при умножении; формировать умение решать задачи по формуле произведения; 2)развивающие: развивать умение использовать формулы при решении задач, с взаимосвязанными величинами; 3)воспитательные: воспитывать информационную культуру |
Планируемые результаты | Предметные: - определять компоненты при умножении, знать их взаимосвязь; определять взаимосвязи: - площади прямоугольника с длиной и шириной прямоугольника; - стоимости предметов с ценой предмета и количеством предметов; - расстояния со скоростью и временем движения; - общей массы одинаковых предметов с массой одного предмета и количеством предметов; - выполненной работой с производительностью и временем работы; - общим расходом ткани с расходом ткани на один предмет и количество предметов. Личностные: - осознание необходимости уметь решать задачи для адаптации к жизненным ситуациям; - умение применять математические знания в повседневной жизни, опираясь на опыт решения задач по формуле произведения; - заинтересованность в получении математических знаний как части функциональной грамотности. Метапредметные: Познавательные УУД: умение извлекать информацию из таблиц, схем; умение представлять информацию в виде таблиц, схем; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение работать с различными источниками информации; умение выделять существенное в тексте задачи; умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение понимать речь других. Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. |
Актуальность ресурса | Умение решать задачи по формуле произведения помогает в повседневной жизни при совершении покупок, планировании семейного бюджета, проведении ремонта, пошиве вещей и т.д., играет важную роль в подготовке к ВПР и в последствии к ЕГЭ и ОГЭ. |
Описание ресурса | Буклет содержит сведения: - о взаимосвязи компонентов при умножении; - о взаимосвязи площади прямоугольника и его сторон; - о взаимосвязи величин: цена, количество, стоимость; - о взаимосвязи скорости, времени движения и расстояния; - о взаимосвязи величин при нахождении массы одинаковых предметов; - о взаимосвязи величин при выполнении работы; - о взаимосвязи величин при пошиве одинаковых вещей. Иллюстративный материал позволяет учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Величины выделены разными цветами во всех формулах (зелёным – первый множитель, красным – второй множитель, синим – произведение), в соответствии с названиями компонентов, что помогает детям воспроизвести правила, по нахождению нужной величины. |
Рекомендации по использованию буклета. | Сам буклет – это конечный учебный ресурс для выпускника начальной школы. Использовать его нужно блоками: сначала во 2 классе при решении простых задач на умножение; затем на нахождение площади, стоимости и т.д. |
Рекомендуемый тип занятия | Во время уроков, при выполнении домашних заданий. |
Требуемые знания и умения учащихся | Знание компонентов действия умножения и их взаимосвязи, умение перенести эту взаимосвязь на величины |
Источники, используемые при составлении буклета. | Идея создания буклета возникла из опыта работы (раньше) по учебнику математики Л.Г. Петерсон и использование в своей практике методики опорных сигналов и конспектов В.Ф. Шаталова. Формулировка правила нахождения неизвестного множителя, взята из учебника математики М.И. Моро (2 класс). Иллюстративный материал взят из открытых источников интернета, обработан по собственному замыслу в программе Paint. 1)Шемякова О.Н. Формула произведения https://urok.1sept.ru/articles/610826 |
Надеюсь, мой опыт будет особенно полезен молодым педагогам.
Содержание буклета
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Дивное
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». (Дьёрдь Пойа - венгерский математик)
В помощь ученику начальной школы
2025 год
УМНОЖЕНИЕ
3 + 3 + 3+ 3 = 12 или 3 • 4 = 12
3 • 4 = 12 3 – множитель 4 – множитель 12 – произведение (3•4) | Запомни! 3 • 4 = 12 12 : 3 = 4 12 : 4 = 3 |
Как найти неизвестный множитель?
Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
ФОРМУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
b • c = a a : b = c a : c = b
Задачи, решаемые при помощи формулы произведения
ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА
a – длина; b – ширина; S - площадь
Зависимость между величинами:
a • b = S
S : a = b
S : b = a
ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ: ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ
ЦЕНА показывает, сколько стоит один предмет.
КОЛИЧЕСТВО показывает, сколько купили предметов.
СТОИМОСТЬ показывает, сколько заплатили за всю покупку.
Зависимость между величинами:
ЦЕНА • КОЛИЧЕСТВО = СТОИМОСТЬ
СТОИМОСТЬ : ЦЕНУ = КОЛИЧЕСТВО
СТОИМОСТЬ : КОЛИЧЕСТВО = ЦЕНА
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ
v – скорость движущегося объекта за единицу времени, сколько проходит пешеход за 1 час
t – время движения объекта
S – расстояние, сколько проходит пешеход за 3 часа
Зависимость между величинами:
v • t = S
S : v = t
S : t = v
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ МАССЫ
m – масса 1 коробки с печеньем
n – количество коробок
М – масса всех коробок с печеньем (общая масса)
Зависимость между величинами
m • n = M
M : m = n
M : n = m
ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ РАБОТЫ
р – производительность – это сколько производится предметов за единицу времени, сколько подушек изготовили за 1 час
t – время работы
А – работа – это сколько предметов производится за всё время работы, сколько подушек сделали за всё время
Зависимость между величинами
р • t = А
А : р = t
А : t = р
ЗАДАЧИ С ВЕЛИЧИНАМИ НА РАСХОД ТКАНИ
р – расход ткани на 1 вещь, на 1 спортивный костюм
n – количество вещей, количество спортивных костюмов
Р – расход ткани на все вещи, общий расход ткани на все костюмы
Зависимость между величинами
p • n = P
P : p = n
P : n = p
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФОРМУЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Формула произведения позволяет решать задачи, если есть взаимосвязи между величинами.
Прочитай условие задачи.
Установи, есть ли взаимосвязанные величины.
Запиши условие задачи, с помощью таблицы:
Вид задачи | Первый множит. | Второй множит. | Произведен |
Площадь прямоуг. | Длина | Ширина | Площадь |
Задачи на покупки | Цена | Кол - во | Стоимость |
Задачи на движение | Скорость | Время | Расстояние |
Задачи на на- хождение массы | Масса одного предмета | Кол-во предме-тов | Общая масса |
Задачи на работу | Произво-дитель-ность | Время работы | Работа |
Задачи на расход ткани | Расход ткани на 1 вещь | Кол-во вещей | Общий расход ткани |
Назови известные и неизвестные величины. Подбери формулы.
Составь план решения задачи.
Реши задачу.
Запиши ответ.
Примеры решения простых задач по формуле произведения
Задача. Из 51 м ткани сшили спортивные костюмы, расходуя на каждый по 3 м. Сколько вышло костюмов?
Расход ткани на 1 костюм (р) | Количество костюмов (n) | Общий расход ткани (Р) |
3 м | ? шт. | 51 м |
Решение.
P : p = n
51 : 3 = 17 (к.)
Ответ: из 51 м ткани вышло 17 костюмов.
Задача. Из деревни в город, расстояние между которыми 48 км, выехал велосипедист. С какой скоростью ехал велосипедист, если через 4 часа он был в городе?
Скорость | Время | Расстояние |
? км/ч | 4 ч | 48 км |
Решение.
S : t = v
48 : 4 = 12 (км/ч)
Ответ: скорость велосипедиста 12 км/ч.
УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, РЕБЯТА!
Составитель: учитель начальных классов Крячко С.Н.