Буктрейлер - современный способ мотивации к чтению
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Караярская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
Образовательный проект
Современный способ продвижения книг –
буктрейлеры
Данный проект является помощью учителям в повышении эффективности мотивации чтения школьников, позволяющий повысить уровень культуры чтения
Караяр 2020
Оглавление
1.Краткое теоретическое обоснование идеи. Актуальность……………………………….3
2. Изучение интереса к книге у школьников ……………………………………………6
3. Знакомьтесь, Буктрейлер ………………………………... ………………………………7
4. Опрос и анализ полученных данных ……………………………………………………12
5. Технология создания буктрейлера ………………………………………………………14
6 Заключение. ………………………………………….…………………………………….15
7. Используемая литература ………………………………………………………………..17
8 Приложения. ……………………………………………………………………………….19
Краткое теоретическое обоснование идеи. Актуальность.
Тип проекта: информационно-исследовательский, метапредметный
Объект исследования - творческое отношение учащихся к чтению книг.
Предмет исследования - создание буктрейлеров по прочитанным книгам.
Участники проекта: Учащиеся 6-7 классов МОБУ Караярская СОШ
Актуальность проекта:
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день: проблемы нечитающей молодежи и снижения интереса к книге и чтению у школьников нашей школы. Данные бесед с детьми, анкетирования позволило разработать проект, который позволит обогатить знания о книге и её значимости, развить творческие способности. Очень важно показать, что книга – верный друг.
Гипотеза: Хороший буктрейлер может послужить мотивацией к чтению произведений художественной литературы.
Практическая значимость проекта:
- приобщение к чтению книг;
- развитие речи;
- получение опыта в поиске нужной информации из различных источников;
- приобретение коммуникативных навыков.
Цель проекта: развитие интереса к чтению через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- приобщить учеников к культуре чтения художественной литературы;
-развитие творческих возможностей подростков;
- расширять кругозор детей, поддерживать интерес к художественному слову;
-внедрение современных информационных технологий в учебную деятельность;
-развитие у учащихся способности к осмысленному чтению и анализу литературных произведений;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности;
- обучение изложению своих мыслей устно и письменно;
- поиск нужной информацию с использованием различных ресурсов
Содержание проекта охватывает следующие образовательные области:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое, творческое развитие.
Период и этапы реализации проекта:
2020-2021 годы
1 этап – Подготовительный – 2020гг.(сентябрь - ноябрь) .
2 этап – Практический– 2020 (декабрь)-2021 гг.
3 этап – Аналитический – 2022 гг.
Инновационные продукты:
Библиотека видеороликов, созданных в формате «буктрейлеров», посвященных популярным произведениям литературы досугового характера, доступных для школьников разного возраста, для использования в процессе подготовки и проведения урочных и внеурочных учебных занятий с целью повышения мотивации к смысловому чтению.
Образовательные результаты для обучающихся:
Личностные:
высокий уровень мотивации к исследовательской деятельности, к творческому труду;
осознанная потребность в самореализации в мире культуры
Метапредметные:1. освоение практических навыков комплексной работы с различными видами источников информации;
2. развитие логического и креативного мышления;
3. освоение умения излагать самостоятельные суждения.
Описание проекта и его реализации:
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Ожидаемый результат |
2020-2021 уч.г. | | |
Подготовительный (планирование деятельности, сбор и анализ материалов) | Разработка проекта. | |
| Анкетирование учащихся | Выявление интереса к книге у школьников |
| Привлечение школьников к созданию буктрейлера. | |
| Знакомство учащихся с проектом. Отбор текстов для создания буктрейлеров | |
Основной (апробация проекта). 2021-2022уч.г. | Разработка сценариев буктрейлеров. | Создание буктрейлеров |
Практический (внедрение проекта). | Разработка сценариев буктрейлеров. Опрос и анализ полученных данных | Создание библиотеки буктрейлеров http://elvirashaih.ucoz.net/index/buktrejler/0-32 |
| | |
Аналитический (анализ результатов, подведение итогов, распространение опыта). | Апробация результатов проекта в рамках школы. | Рекомендации к внедрению |
| Подведение итогов проекта. | Участие в конкурсе буктрейлеров |
Проект проводится в течение двух лет.
Суть проекта заключается в том, что учащиеся прочитывают за время проведения проекта книги по программе и на свободные темы и по прочитанным произведениям создают буктрейлер.
2. Изучение интереса к книге у школьников
В современном обществе стремительно развиваются компьютерные технологии. В тоже время с ростом новейших технологий в современном мире всё меньше и меньше уделяется внимания чтению книг. В международном исследовании качества образования PISA отметили спад читательской грамотности российских школьников. По результатам 2018 года Россия потеряла позиции и упала с 26-й строчки на 31-ю. Всего в исследовании приняли участие около 600 тысяч 15-летних учеников, из них 7608 россиян. Исследования показали снижение уровня грамотности.
Изучив исследования социологов и психологов, я задалась вопросом - почему мало читают современные дети? Нужно ли детям прививать любовь к чтению?
Общение в социальных сетях и просмотр видео на Tik-Tok канале, игры в интернете,— у детей 21 века масса развлечений. Увидеть ребенка, читающего книгу, которую не задали читать, — похоже на фантастику. Здесь нечему удивляться.
Существуют разнообразные приемы изучения и выявления читательских интересов.
Чтобы изучить читательские предпочтения и отношение учащихся МОБУ Караярская СОШ к художественной литературе, я разработала анкету (Приложение 1), и предложили её учащимся 5-11 классов.
В анкету были включены следующие вопросы:
Любишь ли ты читать книги?
Какие книги ты читаешь?
а) те, которые мне советуют прочесть родители
б) те, что нужно читать по программе
в) (другое)
Что ты предпочитаешь читать?
а) фэнтези
б) приключения
в) детективы г) (другое)
Твоя последняя прочитанная книга?
Что или кто может убедить тебя прочитать книгу?
а) совет друга/родителя, который уже прочитал книгу
б) хорошая реклама
Что ты предпочтешь делать в свободное время?
а) смотреть фильм
б) читать книгу
в) общаться в сети Internet
г) играть в гаджетах
д) (другое)
В опросе принимали участие 81 ученик (обучающиеся МОБУ Караярская СОШ с 5 по 11 класс). Такие ответы я получили на первый вопрос:
78% дали положительный ответ(63 человека);
22% (18 человек) ответили отрицательно.
На второй вопрос большинство ответов показали, что дети читают произведения, включенные в школьную программу–
44 % (36 человек);
22% (17 человек) выбирают книги для чтения самостоятельно;
16% (13 человек) читают книги по совету друзей;
5% (4 человек) читают по советам родителей;
7% (9 человек) читают популярные книги (благодаря рекламе).
При ответе на вопрос «Что ты предпочитаешь читать?» большее количество ответов было отдано приключениям - 53% (43 человека);
16% (13 человек) предпочитают фантастику;
11% (9 человек) - исторические романы, повести и рассказы;
14% (12 человек) – сказки;
2% (2 человека) – о животных;
2% (2 человека) - «ужастики».
Интерес учащихся к детективам, фантастике, приключениям, связан с взрослением, подражанием взрослым в выборе и чтении литературы. Школьников привлекают интересные эпизоды, захватывающие сюжеты.
На вопрос: «Твоя последняя прочитанная книга?» ребята назвали:
Произведения, изучаемые по школьной программе
роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;
произведения И.С. Тургенева «Муму», «Отцы и дети»;
произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души»;
рассказы А.П. Чехова;
В.Г. Короленко («Дети подземелья»);
Произведения мировой классики:
роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Можно подумать, что в первую очередь, учащихся читают литературную классику, потому что такой вариант показался им наиболее правильным.
На пятый вопрос
53% ребят (43 человека) ответили, что авторитетным является мнение взрослых. Это большинство ответов.
15% (12 человек) ответили, что влияние на них может оказать совет друга или сверстника.
27% школьников (22 человек) написали, что для них значение имеет хорошая реклама книги.
5% (4 человека) ответили, что кроме них самих никто не может определить их выбор.
На шестой вопрос анкеты
7% анкетируемых (6 человек) сказали, что в свободное время предпочитают слушать музыку;
12% о (10 человек) указали, что в свободное время читают книги; 25% (21 человек) смотрят фильмы;
20% (17 человек) – общаются в сети Интернет;
23% (19 человек) в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры;
2% (2 человека) выбирают рисование;
7% опрошенных ( 6 человек)-гуляют, играют и спят.
Проанализировав ответы детей, я пришла к выводу, что дети не любят читать книги, поэтому рекламировать чтение необходимо.
Невысокий уровень мотивации к чтению связан с недостаточным количеством информации о произведениях литературы, носящей рекламный характер. Школьники разного возраста легко воспринимают рекламные ролики и, как и большинство взрослых людей, стремятся попробовать то, что стало объектом рекламы.
Знакомьтесь, Буктрейлер
Я задалась целью придумать что-то, что повысило бы мотивацию к чтению у моих учеников. Мои поиски привели к популярному сейчас виду рекламы – буктрейлеру.
Итак, что же такое буктрейлер?
По данным Википедии:
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается в сеть Интернет, что способствует их беспрепятственному просмотру и активному распространению.
Используя информационные технологии и популяризацию чтения путем создания видеороликов-буктрейлеров по сюжетам художественных произведений можно существенно расширить возможности развития самореализации учащихся.
Цель таких роликов – пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимания к книге при помощи визуальных средств.
С помощью буктрейлеров можно познакомить человека, который не читает книги, с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами и моя задача как учителя литературы при планировании работы над проектом заключалась в воспитании здорового поколения, через общение с книгой. Применяя инновационный метод -создание буктрейлеров на уроках литературы, повышается читательский интерес и творческий потенциал детей.
Буктрейлеры непременно заинтересуют детей, и книги найдут своих читателей.
Девизом проекта стал слоган « С книгой - в будущее».
Можно классифицировать буктрейлеры по следующим видам:
1.По способу визуального воплощения текста:
- игровые (минифильм по книге);
-неигровые (набор слайдов с фотографиями, цитатами, иллюстрациями и т.п.);
-анимационные (мультфильм по книге).
2.По содержанию:
-повествовательные (знакомят основой сюжета произведения);
-транслирующие (передающие читательские эмоции и основные настроения книги );
-концептуальные или ключевые (транслирующие общую смысловую направленность текста , ключевые идеи и).
Конечно, эти классификации условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно «повествовательным» и «атмосферным». Вот как описывает все разнообразие буктрейлеров Лев Оборин: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня». Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное, привлечь внимание потенциального читателя и вызвать интерес к чтению (или хотя бы повторному просмотру буктрейлера). В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома, самостоятельно.
4.Опрос и анализ полученных данных
С целью изучения вопроса нами был проведён опрос среди учащихся 6-7 классов. Были заданы следующие вопросы:
1.Что такое буктрейлер?
2.Видеоролики к каким книгам вы смотрели?
3.Вызвали эти просмотры интерес к прочтению?
4.Хотелось бы вам тоже создать буктрейлер?
5.Какие произведения литературы вы выбрали бы для этой цели?
6.Можно ли при помощи буктрейлеров воспитывать любовь к литературе?
7.Есть ли смысл продолжения нашей работы.
Данные опроса показали, что почти все опрашиваемые хотели бы создать буктрейлеры. Участники опроса перечислили произведения русских и зарубежных писателей, которые читали и хотят вызвать интерес посредством рекламных роликов у одноклассников.
Подводя первый промежуточный итог, я попросила учеников обобщить свои первоначальные знания о том, что такое буктрейлер, и записать их в такую интересную форму, как «Пирамида фактов». На самом деле, это один из методов осмысленного чтения.
5.Технология создания буктрейлера
Первый шаг – разработка идеи. Сначала нужно определиться с содержанием ролика и идеей, которую он будет нести. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. От этого напрямую зависит и то, как будет создаваться буктрейлер.
Буктрейлер должен быть интересным, содержать интригу, должен быть простым для восприятия и лаконичным (не дольше 1–4 минут) .
Продумав план буктрейлера, необходимо решить по какой технологии он будет создаваться. Его можно сделать игровым, с приглашением настоящих актеров или привлечением друзей и родных. Или можно создать анимационный ролик либо видеокомикс. Для ролика можно использовать цитаты, небольшие яркие отрывки из произведения, иллюстрации из книг, отзывы критиков, мнения читателей, тематические фотографии, рисунки, картинки.
Следующим этапом подбираем картинки, снимаем свое видео или находим видео в Интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма. Программы для работы с видео представлено множество. Вот некоторые из них: WindowsMovieMaker, SonyVegasPro.
Работая над видео, можно использовать Gif-анимацию и футажи. Футажи - это заготовки видеофайлов. Они бывают для создания фона, для перехода и в большом количестве представлены в Интернете
На заключительном этапе делаем видеомонтаж: вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку. Готовое видео сохраняем.
При использовании чужих материалов в своем видео следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались. Я разработала буклет с методическими рекомендациями (Приложение 2) для создания буктрейлера для учащихся, где расписаны основные этапы для создания буктрейлера, принципы работы над ним.
Правило создания буктрейлера.
Нужно соблюдать единообразие иллюстраций. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно не стоит пересказывать смысл произведения.
Аудиотрек должен быть качественным, а иллюстрации – четкими
Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку.
И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Ваша задача – убедить читателя, что книга ему нужна именно та, которую предлагаете вы.
Первая книга, по которой мы с учащимися создавали буктрейлер, стало произведение Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Маленький принц» Жил на свете Маленький Принц… Он жил на планете, которая была чуть больше его самого.
На всей этой крохотной планете было три небольших вулкана и единственная роза, которую лелеял маленький принц…
Была любовь…
Но он мечтал обрести верного друга. И однажды он решил изменить свою жизнь. Поэтому отправился путешествовать на другие планеты. Он узнал, что такое власть, чистолюбие, алчность, безумие. И только на земле он обрёл верного друга, которого приручил. Друг рассказал ему очень важный секрет…
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…».
Таким виделся сюжет учащимся.
Для монтажа использовала две программы: WindowsMovieMaker, SonyVegasPro.
Все буктрейлеры выстраивались по единой схеме:
1.Выбор и прочтение книги
2.Создание сценария и выбор типа видеоролика
3.Сбор необходимого материала (цитаты, картинки, музыка и др.)
4.Монтаж и редактирование
Работа показала, что книг интересных много и хороши любые формы пропаганды полезного и умного чтения.
6. ЗаключениеВ данной работе я подняла во- первых, проблему отношения к книге и способы привлечения школьников к их чтению; во- вторых, показала результаты исследования, которые определили интересы и круг чтения учащихся. Я отметила положительный эффект своей работы, а именно, привлечение внимания учащихся к чтению книг посредством буктрейлера.
Научно-технический прогресс остановить невозможно, поэтому очень важно задуматься о том, как заинтересовать учащихся чтением литературы, используя возможности Интернета.
Создавая с учащимися буктрейлеры, я пришла к следующим выводам:
-буктрейлеры способствуют развитию интереса к прочтению классических и современных произведений литературы;
-буктрейлеры помогают постичь суть литературного произведения.
Буктрейлер является, на мой взгляд, прекрасным инструментом продвижения книги. Школьники очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлер для повышения читательского интереса на сегодняшний день очень актуален.
Работа над проектом открыла перспективы развития создания буктрейлеров в практике работы нашей школы.Учащиеся МОБУ Караярская СОШ растут в благоприятной социальной обстановке, но нужно не допустить снижения числа читающих.
Деятельность по созданию буктрейлеров в нашей школе только началась. Мы планируем продолжить работу над разными видами буктрейлеров (игровых, постановочных, анимационных, трейлеров-интервью и т.д.) к различным произведениям. Главное, что эти произведения должны нравиться нам, должны быть поняты нами. Это дает дополнительный стимул к чтению и изучению литературы и для нас самих.
Проект использования буктрейлеров в работе образовательных учреждений весьма актуален в период введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов и повсеместной информатизации учебного процесса. Данное направление сейчас достаточно широко обсуждается и активно применяется. Кроме того, создание собственных видеоматериалов весьма интересно современным подросткам, у которых уже имеется определенный опыт работы в специальных программах. Работа над проектом была интересной и познавательной.
7.Список использованной литературы:
1. https://fioco.ru/PISA-2018-results https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf
2.Школа вдохновения. Литературные курсы on-line https://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera
3. Школа рекламы книги. Как создать буктрейлер https://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-buktreylera.html
4.Блог Дарьи Доцук. Как сделать буктрейлер . http://dariadotsuk.ru/booktrailer/
5.Дети и подростки в мире книжной культуры: Сборник научных трудов / ред. Н.Е. Добрынина; сост. А.И. Лебедева. – М.: РГБ, 1993 . – 127 с. – В надзаг.: РГБ.
6.Доман, Г. Как научить ребенка читать: пер. с англ. / Глен Доман, Д. Доман. – М.: Аквариум, 1996. – 349 с.
7.Программы для создания буктрейлера .https://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-buktreylera.html
8.Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80
Приложение 1
Анкета по изучению интереса к книге у школьников
Любишь ли ты читать книги?
Какие книги ты читаешь?
а) те, которые мне советуют прочесть родители
б) те, что нужно читать по программе
в) (другое)
Что ты предпочитаешь читать?
а) фэнтези
б) приключения
в) детективы
г) (другое)
Твоя последняя прочитанная книга?
Что или кто может убедить тебя прочитать книгу?
а) совет друга/родителя, который уже прочитал книгу
б) хорошая реклама
Что ты предпочтешь делать в свободное время?
а) смотреть фильм
б) читать книгу
в) общаться в сети Internet
г) играть в гаджетах
д) (другое)
Приложение 2
Этапы создания буктрейлера
I. Выбор книги.
II. Подбор материала для ролика.
Фото- и видеоматериалы, иллюстрации. Это могут быть картинки, отсканированные иллюстрации книги, видео, снятое самостоятельно или найденное в Интернете. Работая над видеороликом, можно использовать gif – анимацию («живая картинка») и футажи (видеофайл, содержащий какое-либо анимированное или просто снятое изображение).
Запись текста, подбор музыки. Необходимо решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью.
III. Создание сценария.
Необходимо придумать сюжет, написать закадровый текст или текст, который будет накладываться на картинки. Видеоролик должен быть коротким, поэтому при написании сценария стоит взвешивать не просто каждое предложение, а каждое слово.
IV. Выбор программы для работы с видео.
Самыми популярными среди начинающих являются несколько программ.
Киностудия WindowsLive - это продолжение программы WindowsMovieMaker. Интерфейс настолько прост, то вам, скорее всего, не понадобятся справочные материалы, чтобы начать создавать свое видео. Здесь можно использовать переходы, визуальные эффекты и текст.
SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам она позволяет редактировать различные параметры видео – и аудиофайлов. Большое количество эффектов, поддержка огромного количества форматов. Можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео, если необходимо.
PinnacleStudioHDUltimate – расширенная версия программы PinnacleVideoSpin, СorelVideoStudio – программа профессионального уровня, AdobePremierePro – профессиональная программа нелинейного видеомонтажа.
Многие операции по работе с фото и видео можно выполнить и в онлайновых редакторах.
8