12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабкина Галина Алексеевна367
Россия, Вологодская обл.
0

Мотивация, виды и способы формирования мотивации младших школьников

Мотивация, виды и способы формирования мотивации младших школьников

Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как она способствует повышению качества образования. Повышение учебной мотивации младших школьников является эффективным средством формирования познавательных умений в учебно-воспитательном процессе. Отличительной особенностью нового ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося. Задачи образования направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры школьника, обеспечение условий для развития его познавательных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном взаимодействии учителя и учащихся.

С поступлением в школу ребенок занимается значимой учебной деятельностью. Ответственность учителя начальных классов возрастает в условиях современного образования. Уже в возрасте 7-9 лет учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для педагога — дети отвлекаются, разговаривают друг с другом, не следят за тем, что говорит взрослый, не хотят выполнять задания, стремятся получать хороший результат без применения усилий, начинают проявлять безразличие. Чем старше становится ребенок, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.

Мотивация обучения –  средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация объясняет направленность действия, организованность деятельности, стремление к достижению определенной цели. Мотивация обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у большинства детей, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности обучающихся. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в выборе учителем форм и методов работы.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

Психологи выделяют две группы учебных мотивов младших школьников:

1) учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) широкие социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Формирование мотивации учебной деятельности учащихся в образовательном учреждении будет обеспечено, если:

- в решении поставленной проблемы используется интегрированная совокупность подходов (системного, личностно-ориентированного, системно-деятельностного, коммуникативного);

- реализованы приёмы и методы формирования мотивации учебной деятельности в образовательном процессе на всех этапах обучения;

- создана совокупность оптимальных педагогических условий (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся, степени развития профессионально-значимых характеристик педагога, построение личностно-ориентированного педагогического взаимодействия).

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Большое значение уделяется изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, умений, знаний).  

Можно выделить 3 составляющие учебной мотивации;

 -  ощущение самостоятельности процесса поиска знаний,

 - ощущение свободы выбора,

 - ощущение успешности (компетентности).

Успех в любой деятельности зависит не столько от знаний, сколько от мотивации учащихся. Чем выше уровень мотивации, тем больше мотивов побуждают к деятельности, тем больше усилий приложит учащийся для достижения цели. Высокомотивированные люди больше работают и, как правило, достигают больших результатов в том роде деятельности, который они выбрали. Таким образом, мотивация – это наиважнейший фактор, который обеспечивает успех деятельности.

 Правильный выбор способов формирования учебной мотивации зависит от профессионализма учителя и особенностей психологических и возрастных особенностей учащихся.

1) Способ объяснения нового материала в доступной форме, закреплённых практическими методами. Сущность его заключается в систематической отработке умения и навыка путем повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Все виды упражнений условно можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:
- прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений обучающимися;

- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности;

- разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных и возрастных особенностей учащихся;

- связь упражнений с применением в жизни и изученными темами;

- оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков;

- обсуждение, анализ заданий и работа над ошибками при активной позиции учителя и учащихся.

2) Способ с применением технических средств: современного оборудования, приборов измерения (пульса, скорости, температуры и др.), микроскопов, лабораторий для проведения учащимися наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов. Самостоятельное проведение опытов или с помощью учителя используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками проводимого опыта, исследования; подойти к их рассмотрению анализу с разных точек зрения.

3). Практический способ используют после изучения больших по содержанию тем и разделов. Базируясь на опыте проведения практических работ, полученных знаниях, навыках и умениях, обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами,  контурными картами, приборами,  оборудованием, т.п.). Быть опытно-конструкторского характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка проектов конструкций, стимулирующих познавательную деятельность учащегося.  В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, самоконтролю и коррекции, саморазвитию во всех видах учебной и практической.

Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя адекватно целям и задачам темы урока организовать учащихся для выполнения работ (распределение заданий при выполнении работы группами). Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они как бы выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесную оценку результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу.

4) Игровой способ имеет важное значение в жизни, развитии, воспитании. Теорию игры, ее социальную природу, внутреннюю структуру, а также ее значение в развитии ребенка изучали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. В индивидуальном развитии ребенка игра формирует потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир, создавать мир и создавать себя. Игра создает личность. Через игру и в процессе игры ребенок упражняется, развивает себя (психически и физически). Происходит развитие мотивационной сферы, всех видов готовности к более сложной социальной жизни. Происходит становление волевых качеств, перестройка психических процессов, осознанность действий. Изменяются процессы мышления: от наглядно-действенного до словесно-логического, и абстрактно-логического. В игровой деятельности осуществляется процесс воображения, представляющий высокую творческую форму мышления, обеспечивающую в будущем возможность личностной реализации в различных сферах человеческой деятельности. В игре зарождается творческое начало человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в форме усвоения социального опыта взрослых. На всех этапах человеческой жизни игра, как метод обучения, занимает достойное место. В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий.

Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. Дидактические игры можно успешно использовать почти по всем предметам.

5) Инсценировка и театрализация. Взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников. Театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п. Постановочные номера на иностранных языках вызывают большой интерес и отклик у детей.

Успех в учебной деятельности зависит от мотивации учащихся. Чем выше уровень мотивации, тем больше мотивов побуждают к деятельности, тем больше усилий приложит учащийся для достижения цели. Эффективность учебно-воспитательной деятельности зависит от правильного внедрения способов формирования мотивации учителем и особенностей детей. Таким образом, мотивация – это наиважнейший фактор, который обеспечивает успех деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.