Проектная работа "Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Азовского немецкого национального района Омской области
Муниципальная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Буктрейлер как способ создания мотивации к чтению
произведений художественной литературы ».
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: филология 8-11 классы
Выполнила:
Ученица 8 «А» класса
МБОУ «Сосновская СОШ»
Мокрецова Алёна Алексеевна
Научный руководитель:
МБОУ «Сосновская СОШ»
Шремзер Елена Михайловна,
учитель русского языка и
литературы
Азово – 2020
Цель проекта: привлечь внимание читателя к известным и мало известным книгам российских и зарубежных авторов на уроках внеклассного чтения.
Задачи проекта:
- Изучить литературу о влиянии чтения на развитие человека.
- Изучить особенности создания буктрейлера.
- Создать 2-3 буктрейлера.
- Собрать отзывы о представленных буктрейлерах.
- Наметить перспективы и риски реализации проекта.
Гипотеза: Хороший буктрейлер может послужить мотивацией к чтению произведений художественной литературы.
Вид проекта: Творческий.
Продукт проекта: буктрейрелер
Оглавление
- Введение________________________________________ 3-5
- Глава Ι. Портрет современного читателя___________ 6-8
- Глава ΙΙ. Буктрейлер – современный жанр рекламы_ 9-11
- Глава ΙΙΙ. Технология создания буктрейлера
в домашних условиях_____________________________ 12-18
- Глава ΙV. Готовые рекламные продукты____________ 19-21
- Заключение_____________________________________ 22-23
- Приложение ____________________________________ 25
- Список использованной литературы________________ 24
Введение
В современном мире уже стало модным вести здоровый образ жизни: правильно питаться, отказаться от употребления алкоголя и курения, делать зарядку.
Но важно тренировать не только тело, но и ум. По этой причине считаю выбранную тему актуальной, т.к. даже в век стремительного развития цивилизации многие скептически относятся к чтению книг, считая, что их легко заменили компьютер, планшет, электронная книга, смартфон.
Я задалась вопросом, а правда, есть ли место книге в нашем бешено развивающем мире?
С детских лет нам говорили о важности книги и вопросов: «Зачем они нужны?» не задавали. Всё было понятно: книга – источник развития интеллекта.
Но времена меняются, и в 21 веке быть просто эрудированным уже мало, потому что всё требует доказательств.
Что же в таком случае может дать чтение художественной литературы?
1. Читая разнообразные книги, появляется возможность не только познакомиться с сюжетом и стилем, но и создать свой мир, в котором своё видение пейзажа, героев, архитектуры, то есть, таким образом, развивается мышление.
2. Важное коммуникационное качество человека – это умение общаться, то есть быть интересным собеседником. Это 2-ая причина читать книги, так как расширяет кругозор.
3. Развитие интеллекта.
4. Организация своего досуга. Книга – это самый простой способ отдохнуть физически и духовно.
5. Чтение как способ улучшения состояния здоровья, так как доказано, что это замедляет сердцебиение и расслабляет мышцы. Кроме этого психологи утверждают, что чтение способствует понижению стресса на 68% эффективнее, чем музыка, на 100% продуктивней пеших прогулок, на 300% действенней компьютерных игр.
6. Развитие эмпатии, ведь умение сострадать окружающим, понимать их настроение и эмоциональное состояние даровано не каждому, и книга в этом - хороший помощник.
7. Продвижение в карьере.
Бытует мнение, что в будущем стать руководителем сможет только начитанный человек.
8. Следование моде.
В Канаде 61% населения – активные. Существует тенденция: модный тот, кто читает.
9. Способ саморазвития, так как ведёт к усовершенствованию внутреннего мира.
10. Способ улучшения грамотности, так как при чтении подсознательно в нашей памяти откладывается информация о правописании слова. Читающий человек допускает значительно меньше ошибок.
11. Способ улучшения дикции, так как чтение вслух помогает избавиться от таких проблем, как глотание окончаний, быстрая и сбивчивая речь, нечёткое произношение, путаница с интонированием.
Сколько нужно читать, чтобы чтение не стало вредом. Единого рецепта для всех не найти: кто-то читает 1 книгу в год, кто-то в день, а для кого-то книги как пища.
Глава 1
Портрет современного читателя
Российскими социологами, педагогами был проведён масштабный опрос большой группы людей в возрасте от 15 до 35 лет разного уровня образования, социального статуса, с целью узнать, сколько прочитывают молодые россияне книг в месяц.
Результаты получились очень интересными: так 52% опрошенных читают книги не реже 1 в месяц, 16 % опрошенных не прочитали ни одной книги, 6% прочитали 1 книгу, 3% прочитали- 2-3 книги, 14% прочитали 4 книги, 15% от 6 до 10 книг. И только 14% респондентов читают от 10 до 20 книг в месяц. 6% участвующих в опросе отказались давать ответ, можно предположить, что им не о чем рассказывать, а значит это еще 6 % в группу нечитающих.
По мнению проводивших опрос, недостаток времени, сильное переутомление, другие заботы, которые называли респонденты в качестве причины , – это лишь оправдания перед самим собой, нежелание развиваться и стать лучше.
Психологи отвергли как уважительную причину отказа от чтения и просмотр художественного фильма по мотивам книги, т.к. считают, что в кино мы наблюдаем за другими, книга же позволяет самому на время стать другим человеком.
Читая литературу, мы можем убежать от тревоги, одолевающей нас, когда мы пытаемся сказать нечто истинное об окружающем мире. Чтение – это возможность на время забыться, ведь хорошая книга заглушает твой внутренний голос. Она как бы погружает тебя в себя, и ты освобождаешься от собственных переживаний и мыслей и проникаешься мыслями автора. Как если ты вышел из своего дела и стал кем-то другим.
Ученые уверены, что читать нужно каждому: от 3-х летней девочки до дряхлого старика. Мерилом того, читать или не читать, может стать только твое внутреннее ощущение, когда просят ответить на вопрос, зачем читать книги? Если ты считаешь, что при наличии интернета и кино, это бесполезное занятие, значит, ты либо не готов погрузиться в мир книги, либо безнадёжно опоздал. Человека формируют познания, и как ничто иное, в этом помогает книга. Как говорил кто-то из писателей: «Читая добрые книги, мы поливаем цветы, которые растут в нас».
Старковская О.А., к.п.н. Санкт- Петербургского университета массовых телекоммуникаций, руководитель группы студентов, ведущих исследовательскую работу по составлению портрета современного читателя, отмечала в своей рецензии, что портрет этот очень неоднороден, но внушает уверенность, что Россия на правильном пути.
Вот его результаты. Современный читатель в возрасте от 15 до 35 лет выглядит следующим образом:
- 68% тех, кто читает постоянно, девушки, тогда как мужская аудитория составляет 30%. И те, и другие- 58% любили читать с детства, остальные либо не любили читать вовсе, либо оправдывались отсутствием достаточного свободного времени;
-30% опрошенных читают по настроению, остальные чаще всего только по необходимости, а 6% и вовсе не считают нужным занятие чтением;
- в свободное время читают 10% опрошенных;
-64% опрошенных предпочитают бумажный вариант книги, а 20%- электронный;
-62% активных читателей считают важность чтения в том, что оно развивает, несёт информацию и формирует наше мировоззрение;
-55% заверили ,что будут прививать любовь к чтению своим детям;
-44% респондентов – это представители гуманитарных профессий, 42%- учащиеся и студенты;
- лишь 12% - представители технических специальностей, экономики, сферы услуг;
- и наконец ,80% уверены в том, что и в далеком будущем книгу ничто не заменит.
Это исследование лишний раз показывает чёткую взаимосвязь между образованием и чтением. Чем раньше человек приобщиться к чтению, тем очевиднее факт, что человек станет высокообразованным. Более того, становится ясным, что истинно любящий читать человек выберет традиционный вариант, то есть бумажный.
Возвращаясь к результатам исследования, стоит особо отметить, что около - 30% молодых читателей, читают по настроению, остальные чаще всего только по необходимости (оно и понятно, т.к. среди респондентов 42 % студентов и учащихся). Более 30% тех, кто любит читать, «пристрастились» к книге еще в детстве, что дает право думать, что чем раньше ребенок начинает читать, тем более образованным и начитанным он станет во взрослой жизни.
Что касается частоты чтения, то лидирующие позиции у тех, кто читает по настроению- 36%-и у «читателей на ходу»: в поезде, в очереди и так далее- 32%. Эти молодые люди, даже не смотря на недостаток времени в быстром ритме современности, не бросают чтение, а напротив. У них есть свои любимые авторы, либо авторы меняются, так как есть желание познать многое - портрет получается нестабильного, но в то же время увлекающегося несколькими делами одновременно. Основные жанры у современного молодого человека – это фэнтези и антиутопия (по 11%).
Глава 2
Буктрейлер – современный жанр рекламы
Я задалась целью придумать что-то, что повысило бы мотивацию к чтению у моих ровесников. Мои поиски привели к популярному сейчас виду рекламы – буктрейлеру.
Известно, современные авторы и издательства, занимаясь рекламой книг, уже давно взяли на вооружение новейшие технологии. Один из лучших способов продвинуть литературное творение – сделать к нему специальный видеоролик и разместить в интернете. По своему назначению книжный трейлер ничем не отличается от аналогичных роликов для фильмов и сериалов. Он анонсирует выпуск произведения, привлекает к нему внимание широкой публики, сообщает о сюжете, поясняет, чего ждать читателю.
Да, современный писатель, как и во все времена, свободный в плане перемещений по миру. Ручка, стол, блокнот и фантазия – все, что необходимо пишущему человеку. А некоторым как, например, Эрнесту Хемингуэю было достаточно карандаша, салфетки и стойки бара. В наши дни писательскую свободу расширили новые инструменты, поддерживающие их творческий процесс. Чтобы рассказать о своей литературной работе, он нередко решает выпустить видео-превью.Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Буктрейлер, таким образом, это жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
Существует классификация по видам буктрейлеров (весьма условная):
1.По способу визуального воплощения текста:
- игровые (минифильм по книге);
- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п.);
- анимационные (мультфильм по книге).
2.По содержанию:
- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
- атмосферные или транслирующие (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
- концептуальные или ключевые (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Конечно, эти классификации условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно «повествовательным» и «атмосферным».Вот как описывает все разнообразие буктрейлеров Лев Оборин: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня». Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное – зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы повторному просмотру буктрейлера).В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома, самостоятельно. О чем поведает следующая глава.
Глава 3
Технология создания буктрейлера в домашних условиях
С чего начать?
Первый шаг – разработка идеи. Вам предстоит определиться с наполнением ролика и посылом, который он будет нести. От этого напрямую зависит и то, как будет создаваться буктрейлер.
Нужно учесть, что трейлер должен быть лаконичным (не дольше 1–4 минут) и простым для восприятия. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как создателя – рекламировать свою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.
Методы производства
Продумав общую идею и план буктрейлера, необходимо решить по какой технологии он будет создаваться. Например, его можно сделать игровым – с приглашением настоящих актеров или энтузиастов из числа друзей и родных. Или же при помощи профессионального художника можно создать анимационный ролик либо видеокомикс.Но чаще всего начинающие «рекламщики», сами делающие трейлеры к своим творениям, пользуются методом слайд-шоу. Такие буктрейлеры представляют собой наборы кадров, сопровождаемые музыкой и пояснительными закадровыми комментариями или титрами. Для ролика можно использовать:
- цитаты либо небольшие яркие отрывки из произведения;
- обложку, развороты и иллюстрации из книжки;
- отзывы критиков, мнения читателей;
- тематические фотографии, рисунки, картинки, гифки;
- лично снятые или с согласия правообладателей взятые из интернета видео.
Главное, чтобы собранный материал давал представление о литературном материале, который будете представлять, а не был симпатичной подборкой видео или картинок. Поэтому для любого превью – игрового, мультипликационного, слайд-шоу – обязательно надо написать сценарий. И только потом приступить к производству.
Как создать буктрейлер: пошаговая инструкция
- Во - первых, для вдохновения нужно посмотреть на уже готовые видеоролики, сделанные для различных книг профессионалами и любителями. В качестве примера можно использовать интернет – школу «Школа рекламы книги», где в качестве примеров даются трейлеры студентов, учеников, изготовленные под руководством виртуальных преподавателей.
2.Определитесь с основной идеей своего трейлера, подготовьте сценарий.
3.Выберите видео или картинки, которые будете использовать.
4.Поставьте на компьютер бесплатные специализированные программы (PowerPoint, Adobe и т.п.). Также можно использовать уже встроенную в Microsoft программу Windows Movie Maker.
5.Если вы сами начитаете для промо-ролика текст, понадобится звукозаписывающая аппаратура (диктофон или микрофон от веб-камеры, программа типа Sound Forge и подобные ей).
6.Для редактирования аудиофайла качественную «начитку» нужно нарабатывать, репетируя дома или в специализированных студиях.
7.Подберите музыкальное сопровождение. Оно особенно важно, если будут использованы титры. Сами титры должны быть хорошо читаемыми и разборчивыми.
8.Смонтируйте подготовленный материал – уберите лишнее, сделайте эффектные переходы между фрагментами.
9.Добавьте звуковую дорожку. Звук должен быть одного уровня громкости и желательно без шумовых эффектов.
Готовый буктрейлер останется только залить на YouTube, разместить в соцсетях и на форумах. А если у вас есть свой блог или сайт, можно выложить ролик и там. Свой первый ролик я выложила в школьном интернет-сообществе «Учимся с умом» в социальной сети «ВКонтакте».
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались:
1. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
2. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
3.Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
4. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным.Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
5. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
6.В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
7.И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.
8.И ваша задача – убедить читателя, что книга ему нужна не «определенная», а именно та, которую предлагаете вы.
Основные инструменты для создания буктрейлера
1. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Скачанное с интернета видео необходимо конвертировать в формат avi. Можно использовать для этого программу FormatFactory (Фабрика форматов) – это многофункциональный и мощный конвертер медиа файлов. Программа удобная в использовании. При необходимости можно бесплатно загрузить с интернета.
2. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию.Для записи и редактирования звука можно использовать программу SoundForge. Необходимо иметь техническое оборудование микрофон.
3. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество: Windows MovieMaker. Эту программу могут использовать начинающие работать с видео. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. С программой легко работать, чаще всего она имеет русский интерфейс. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы – одна звуковая дорожка, то есть нельзя одновременно загрузить два звуковых файла (музыку и голос).
Sony VegasPro 11 и другие русско- язычные версии (работать на ПК). SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Vegas предлагает большое число видео и аудио дорожек. Благодаря специальным инструментам, Sonyvegas позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. Удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэффектов, переходов, спецэффекты кадр в кадре.
Программа AVS Video Editor 5.2. – небольшой по размеру редактор для быстрого и легкого монтажа видео. При помощи AVS Video Editor можно захватывать видео с различных устройств, накладывать разнообразные эффекты, создать и записать DVD, экспортировать фильмы в различные видеоформаты, преобразовывать видео в формат iPod, PSP, мобильных телефонов и других портативных устройств.
4. Выбрать сервис. Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения.
[http:// www.youtube.com/editorYoutube Video Editor] – видеоредактор Ютьюб. Очень простой, можно обрезать начало или конец фильма, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку. Проходим регистрацию. Заходим на страницу и выбираем Video Editor нажимая ссылку Попробовать.
Сервис ANIMOTO. Данный сервер предназначен в основном для подготовки видео-коллажей из массива фотографий, с наложением звука. Можно вставлять небольшой отрывок видео. Минусы – бесплатно можно загрузить только 12 картинок и титры очень короткие. Большой объем сервис не принимает, но даже этот короткий ролик можно использовать в основном буктрейлере.
5. Подобрать Gif-анимацию и футажи. Работая над видео роликом, можно использовать гиф анимацию и футажи. Футажи – это заготовки видео файлов. Они бывают для создания фона, для перехода и в большом количестве представлены в интернете. Можно закачать и применить для видеодизайна.
Глава 4
Рекламные продукты
Первая книга, по которой я создавала буктрейлер, стал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
Во время морской прогулки у побережья Шотландии, которую совершал на своей яхте «Дункан» Лорд Эдуард Гленарван с семьей, была поймана необычная для этих вод рыба-молот. В ней была обнаружена бутылка с поврежденным письменным документом. Из уцелевшей части записки удается установить, что о помощи просит капитан Грант — отважный шотландец и известный капитан. Официальные власти Великобритании отказываются помочь в розысках капитана — ведь записка написана два года назад, и место крушения неизвестно, уцелело лишь указание на тридцать седьмую параллель... Тогда на розыски капитана отправляется сам лорд Гленарван со своей семьей, детьми капитана Гранта и случайно к ним присоединившимся географом Жаком Паганелем.
Такой мне виделся сюжет этой книги, работу над которой Жюль Верн начал примерно в 1865 году, уже к сентябрю им была написана значительная часть первой книги. При создании произведения автором широко использовались многочисленные научные труды, и прежде всего – географические описания.
Образ мужественной и самоотверженной дочери капитана Гранта, вероятно, был вдохновлен Джейн Франклин – женой пропавшего без вести полярного исследователя Джона Франклина. Поиски его пропавшей экспедиции широко освещались прессой в середине XIX века.
Вид буктрейлера был выбран транслирующим, т.к. все содержание романа настраивало на то, что это должна быть яркая вещь.
Вторую книгу посоветовал прочесть мой отец.Это роман А.Дюма «Три мушкетера». Произведение очень нравилось отцу, как послушная дочь я не смогла отказать. Роман мне не очень понравился, но произведение оказалось из тех редких книг, которые разочаровывают в начале и захватывают ближе к концу, который кажется намного талантливее начала. Самым захватывающим и интересным эпизодом для меня оказался выдуманный рассказ миледи о своей жизни Фельтону, все ее женские ухищрения и уловки. Это единственное место в книге, от которого было очень сложно оторваться. А. Дюма создал образ женщины, одаренной талантом управления и порабощения ложью других людей для своей пользы так, что эти люди пребывали в полной уверенности справедливости убийств, которые ими совершались по наущению миледи.
Может поэтому, второй буктрейлер получился менее удачным.
Третьей книгой стала повесть советского писателя Бориса Балтера , фронтовика, «До свидания ,мальчики!». Желание прочитать что-нибудь из военной тематики возникло после того, как я поучаствовала в областном конкурсе, посвященном Героям Отечества. Среди выступающих были настоящие мастера сцены, ораторского искусства, многие читали произведения именно военной тематики. Работая над созданием буктрейлера, сразу определила для себя, что он не может быть коротким, т.к. обязан вместить в себя идею произведения, настроить на лирический лад, познакомить с основными героями. Был выбран повествовательный тип продолжительностью 3 мин 4 секунды.
Четвертый буктрейлер был выбран из списка, созданного учителем литературы для самостоятельного чтения в рамках урока родной русской литературы. Все произведения в том списке – это небольшие рассказы современных отечественных авторов для молодежи 14-18 лет. Я выбрала рассказ Нины Литвинец «Антиквар».
Привлекло то, как автор размышляет о привычках пожилых людей хранить долгие годы старые вещи: письма, книги, с которыми связаны лучшие моменты в жизни. А потеряв дорогую вещицу, кусочек светлого прошлого, человек теряет смысл и радость жизни. Боль старой обманутой женщины, лишившейся книги, олицетворяющей для неё память о любимом муже. Захотелось создать такой буктрейлер, который бы обязательно привел своего читателя к книге, в которой нужно пожалеть эту женщину. По типу –это ключевой трейлер продолжительностью около 2 минут.
Для монтажа использовала две программы: Camtasia pro 8, онлайн видео редактор Clipvue.
Все буктрейлеры выстраивались по единой схеме:
- Выбор и прочтение книги
- Создание сценария и выбор типа видеоролика
- Сбор необходимого материала (картинки, цитаты, музыка, фон и т.п.)
- Монтаж и редактирование
Заключение
Думая о том, что уже на следующий год мне сдавать устный экзамен по русскому языку, я прислушалась к совету своего учителя, читать вдумчиво и учиться строить монологическое высказывание, используя, в том числе, широкие возможности интернета.
Для успешной подготовки к итоговому собеседованию очень хорошо подходит такой вид работы с текстом как создание буктрейлера, потому что при подготовке текста для включения в сценарий медиапроекта и его последующего озвучивания реализуются основные функции монологической речи: информативная, воздействующая, эмоционально-оценочная. Так, например, информативная функция чаще всего реализуется в повествовании или описании, а воздействующая может быть реализована в рассуждении, в то время как оценочную функцию мы встречаем во всех трех видах.
Интересной и важной является воздействующая функция. Это обусловлено тем, что монолог в формате закадрового текста или в формате текста предполагает убеждение зрителя в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий, а также и побуждение к действию, в данном случае, к чтению книги, которая представлена в буктрейлере. Ещё одна функция, эмоционально-оценочной, подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков. Реализация этой функции очень важна для создания такого буктрейлера, который вызовет эмоциональный отклик у каждого, кто с ним познакомится. Таким образом, можно сказать, что создание буктрейлера тесно связано с формированием и развитием умений монологической речи через выполнение оригинальных упражнений. В процессе создания сценария буктрейлера, работы с текстом, записи видео и аудио материалов, что является этапами технологии медиапроектирования, мы фактически проходим через все этапы подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку. И делать это можно не в рамках урока, а в режиме дополнительного, развивающего самостоятельного образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Во-первых, после трансляции своего буктрейлера я получила несколько единомышленников (уже 5 моих одноклассников также занялись созданием буктрейлера), отзывы ребят по большей части положительные. Замечания же касались советов по усовершенствованию отдельных моментов, что обязательно будет учтено при создании новых рекламных продуктов. Данные отзывов отнесла к зоне неизбежного риска, т.к. подобные замечания вполне объяснимы: как нет одинаковых людей, так не может быть и единых вкусов и предпочтений. Ориентация должна быть направлена на большинство.
Во – вторых, я нашла способ подготовки к устному экзамену в рамках самостоятельных занятий, что мне и другим, находящимся в похожей ситуации, приезжей девочке, очень важно. Считаю, что это хорошая перспектива на будущее (9 класс).
В – третьих, готовые продукты моего проекта можно смело использовать в рамках внеклассного чтения на уроках изучения родной русской литературы.
Список использованной литературы:
1. Л. Князева «Чтение книг в современном мире» zavodila.com/otolyxlpsychology/lichnost/
2. О.А Старковская, к.ф.н., chtenieknig- доцент Санкт-Петербургского университета novainfo.ru/article/6162
3. А. Дюма «Три мушкетёра»
4. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
5. Б. Балтер «До свидания, мальчики»(онлайн –версия)
6. Школа вдохновения. Литературные курсы on-line https://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera
7. Школа рекламы книги. Как создать буктрейлер https://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-buktreylera.html
8 .Блог Дарьи Доцук. Как сделать буктрейлер . http://dariadotsuk.ru/booktrailer/
9. Программы для создания буктрейлера .https://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-buktreylera.html
10.Нина Литвинец. Рассказ «Антиквар» (онлайн- версия).
11. Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80
Приложение
Отзывы
- «По этой работе я понимаю, что такое буктрейлер. Первое впечатление – это маленький фильм ,который хочется увидеть в полном объеме.Значит,нужно читать. Поставил бы Алене твердую пятерку за ее работу». Хайруллин М.,8б класс
- «Если буктрейлер , действительно,хорош, то обязательно привлечет внимание читателя…Мне понравился».Янцен Б.,8 класс
- «Мне понравился буктрейлер по книге «До свидания,мальчики!».Зацепил сюжет, оформление.»Меладзе К.,8а класс
- «Больше всего понравился буктрейлер о детях капитана Гранта. Хороша музыка, спецэффекты,видеоряд подобран подходяще». Лозинский М.,8 а класс
- «Больше всего понравился буктрейлер о детях капитана Гранта. Музыка хорошо дополняет сюжет. Понравилась движущаяся рамка». Макаренко И.,8 а класс
- «Мне понравился буктрейлер «До свидания, мальчики». Заинтересовался сюжетом, хочу обязательно прочитать книгу или посмотреть хотя бы фильм, захотелось узнать о мальчиках . Спасибо автору видеоролика. Миллер М., 8а класс
- «Понравились «Дети капитана Гранта». Хороший роман, прекрасная музыка Плискина Д.,8 а класс
- «Понравился видеоролик «До свидания, мальчики!». Смена жанров оформления». Халилов Д.,8 а класс
- « Я стану читать больше только из-за буктрейлера про детей капитана Гранта. Шикарное оформление». Кузнецов А.,8 а класс
- «Из всех просмотренных буктрейлеров Алены выделяю о детях капитана Гранта: оформление, сюжет – все нравится. Хочется прочитать книгу».Атамас М.,8 а класс
Цель проекта: привлечь внимание читателя к известным и мало известным книгам российских и зарубежных авторов на уроках внеклассного чтения.
Задачи проекта:
- Изучить литературу о влиянии чтения на развитие человека.
- Изучить особенности создания буктрейлера.
- Создать 2-3 буктрейлера.
- Собрать отзывы о представленных буктрейлерах.
- Наметить перспективы и риски реализации проекта.
Гипотеза: Хороший буктрейлер может послужить мотивацией к чтению произведений художественной литературы.
Вид проекта: Творческий.
Продукт проекта: буктрейрелер