Способы и методы мотивации

1
0
Материал опубликован 20 November 2020

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ НА ЗАНЯТИЯХ.


Алексеева Е.Н.


Аннотация: В статье освещаются вопросы мотивации учеников на занятиях, рассмотрены различные приему мотивации в рамках урока, домашних заданий и различных конкурсных работ.

Ключевые слова: мотивация, урок, саморазвитие, самоанализ, школа, учитель, комбинированный подход, виды деятельности.


Важнейшую роль в воспитании и обучении играет ощущение успеха, а успех достигается с помощью мотивации. По сути своей мотивация это совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности. Ученики которые имеют мотивацию они умеют ставить себе цели, решать не стандартные задачи, быстро находить выходы из сложных ситуаций, не мотивированные – не умеют анализировать ситуации, находить пути решения различных задач, им трудно развиваться по жизни. Мотивировать учеников – значит задействовать их приоритетные интересы и дать им возможность реализоваться в деятельности.

В данное время мотивация обучающихся снижена, порой они не видят смысла интересоваться учебой,  так как материал программ обучения оторван от жизни и от потребностей учеников. Что бы ученики включились в работу, необходимо создать специальные условия для обеспечения эффективного учебного процесса, а так же задачи которые установлены, должны быть понятны, доступны и значимы.

Получение знаний через работу и затрату сил, это  возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.  Так как  «интерес» (по И.Герберту) – это синоним учебной мотивации, и какими бы методиками не обладал учитель, без хорошей мотивации, урок будет проходить мимо сознания ученика. Урок интереснее, когда ученики сами делают открытия, конструируют, проектируют, исследуют, а если урок интересный, то и ученик будет вовлечен в процесс. Значит, учителю необходимо организовать деятельность, так что бы она была интересна и значима для учеников. Таким образом, приходим к выводу, что мотивация ученика должна быть на каждом уроке. Каким образом сформировать интерес к уроку, а следовательно и мотивацию? Через самостоятельность, активность, поисковую деятельность на уроке и вне его, создание проблемных ситуаций, новым материалом и эмоциональную окраску урока.

Мотивация может проходить на всех этапах урока и проявляется в многогранности подхода учителя к ведению урока. Как только внимание учеников снижается на уроке, необходимо сменить вид деятельности, к примеру перейти к самостоятельному выполнению заданий или переключить внимание на иллюстративный материал. Посильные учебные задачи. Когда задания слишком простые или слишком сложные то мотивация у учеников снижается и интерес к освоению нового материал падает. Задания должны иметь уровень сложности равный уровню знаний ученика или чуть выше, для того что бы дети учились анализировать и находить решение.

Дифференцированная система заданий позволяет каждому ученику понимать уровень овладения материалом и соотнести его с уровнем сложности заданий. Когда есть выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Учителю сразу будет видно, как оценивает себя ученик и уровень его подготовки. Так же должно быть четкое и однозначное объяснение домашнего задания. Предельно ясная формулировка задания и объяснение его практической значимости повышают мотивацию к его выполнению.

Всегда найдутся те кто нарушает дисциплину в классе. Можно выделить их из массы в хорошем смысле, направив их энергию в позитивное русло, задать им доклад. Ученикам предлагаются темы, например текущая или будущая и таким образом они получают уникальную возможность рассказать о чем-либо всему классу.Использование на уроках различных  учебных: роликов, фильмов, мультфильмов, так же обучение сказками, беседами, составлением графиков, таблиц, схем.  Комбинирование учителем различных визуальных и аудиальных подходов мотивирует учеников и не дает им терять интерес к уроку.

Применить полученные компетенции на уроках и на практике и получить одобрение не только учителя, но еще и независимого жюри, получить знаки внимания и отличия, заявить о себе и выделиться – факторы, обеспечивающие нашу потребность в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании. Помогут в этом различные викторины, олимпиады, конкурсы, блиц-опросы. Регулярная и непрерывная система контроля со стороны учителя. Очень важная система контроля  знаний учащихся, что подразумевает комбинированную работу на уроке которая позволить отслеживать уровень знаний учеников и тем самым мотивировать их на непрерывную работу. Ученик должен знать критерии оценивания своей работы, ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание– все формы деятельности оцениваются.

 «Метод закрытой доски». Такой вариант позволяет произвести ученикам самооценку и смотивировать на работу в дальнейшем. К примеру словарный диктант когда ученики делают  работу в тетрадях, а потом сверяют с вариантом на доске, производит оценивание и разбор ошибок. Отличная привычку учителя - проводить работу над ошибками тестовых работ, самостоятельных, практических и контрольных. Помогает подробно останавливаться на распространенных ошибках и усилиями всего класса найти верные решения. Так же необходимо использовать современные методы обучения: проектный, проблемный, исследовательский, разноуровневое обучение и т.д.. Разнообразие современных форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию учеников.

Подведем итог, способов и методов мотивации много, и задача каждого учителя и педагога уметь комбинировать различные виды деятельности на уроке, применять различные способы демонстрации и объяснения нового материала, применять различные способы воздействия на учеников для активной работы на уроке и с уважением относится к каждому ученику.



Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.– М.: Педагогика, 1984.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.– М.: Мысль, 1976.
  3. Матюхина М.В. Мотивация младших школьников.– М.: Педагогика, 1984.
  4. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб.пособие.– Саранск: Морд. ун–т, 1995.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.– М.: Педагогика, 1986.– Т.1.
  6. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся.– М.: Просвещение, 1988.
  7. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / Под ред.И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова.– М.: Педагогика, 1988.
  8. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.- М.: ЧеРо, 2002.-752с. (Серия: Хрестоматия по психологии).
Комментарии
Комментариев пока нет.