12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макухина Светлана Николаевна22
0

Способы повышения мотивации к чтению



Способы повышения мотивации к чтению

(предтекстовые стратегии чтения)

Макухина С.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бабагайской СОШ,

Иркутская область


Слайд-1. По данным статистики, в число активно читающих книги россиян сегодня входит лишь 23% населения. Качество чтения учеников указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей, и как следствие, – бедность словарного запаса, невысокая языковая, речевая, читательская культура обучающихся. Снижается не только активность, но и объём чтения. Для преодоления негативных тенденций необходимо находить пути приобщения ребёнка к чтению, развития его как читателя. Необходимо понимать, что грамотное в широком смысле чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.

Чтение – процесс двусторонний. Необходимо заинтересовать, оставить эмоциональный след в душе ученика, поскольку ни одна форма проведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Пробудить эмоционально, приобщить к чтению помогают читательские конференции, презентации прочитанных книг, информационные карточки книг с рекомендациями для чтения, литературные игры, викторины, конкурсы. А как важно на уроке найти общую для всех интригующую страницу, которая с помощью ассоциативных связей ведёт к другой странице, к следующей и дальше – к новой главе, от эпизода к книге.

Актуальная задача на современном этапе – развитие текстовой деятельности, формирование навыков чтения и письма. Данная задача нацелена на реализацию ФГОС, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития обучающихся.

Прежде всего необходимо создать такие условия, чтобы школьник хотел читать, понимал прочитанное, постепенно постигая более сложные литературные тексты, чтобы сформировалась его читательская компетентность, чтобы в итоге он стал человеком читающим, личностью, владеющей культурой чтения, испытывающей потребность в чтении. Это возможно через обучение стратегиям чтения, стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Слайд-2. Начнем с определения стратегии. Самое общее определение принадлежит Дж. Брунеру: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам»2. Учебные стратегии - это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Число стратегий и частота их использования индивидуальны. Индивидуальная ценность стратегии осознается личностью. Таким образом, стратегия (в обучении) - это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий. Выбор в первую очередь определяется читательским видением цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий. Иногда читатель использует несколько стратегий, прежде чем поймет, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определенного типа. Стратегия выбирается читателем под конкретную цель и может состоять из нескольких операций. Слайд-3,4

Целью предтекстовых стратегий является:

Постановка цели и задач чтения

Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами

Актуализация предшествующих знаний

Формирование установки на чтение

Мотивирование читателя, включение механизма прогнозирования

Формирование умения и привычки думать над книгой до чтения

Реклама книги

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности.

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

Слайд -5

Цель стратегии «Глоссарий» - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. В качестве варианта применения данной стратегии может быть предложен список слов-понятий с целью предположения, выделения тех из них, которые могут быть связаны с текстом.

Слайд -6. «Ассоциативный куст» - работа с ключевыми словами заголовка. («Крестьянские дети», «Дети подземелья»)

Слайд -7. «Антиципации» - предвосхищение того, о чём будет говориться дальше. Читаем первую фразу текста. Какие мысли и чувства возникли в связи с чтением первой фразы. О чём пойдёт речь в рассказе?

Например, «Шинель» Гоголя: В департаменте…но лучше не называть, в каком департаменте.

«Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался.

С помощью антиципации - догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения - читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается - по логике развития мысли автора,- о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.

Психолог Л.И. Каплан отмечает, что уже чтение заглавия текста вызывало у испытуемых стремление сформулировать нечто подобное «гипотезе» о дальнейшем содержании. В таких случаях процесс чтения принимал характер как бы проверки этого предположения. Оправдывалась ли эта «гипотеза» или нет, она всегда способствовала лучшему пониманию текста. Процесс понимания активизировался, становился целенаправленным.

Строя гипотезу, читатель привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта.

Слайд -8. «Прогнозирование» - работа с эпиграфом к тексту.

Слайд -9. Стратегия «Ориентиры предвосхищения» (Верю - не верю) основана на предварительном чтении суждений, с которыми обучающиеся пробуют согласиться или не согласиться. Отмечаются суждения дважды, ещё раз после прочтения текста.

Слайд -10. «Образ текста». Суть стратегии заключается в том, что учитель выписывает на доску ключевые слова из рассказа и предлагает детям сочинить свой рассказ. После прочтения результаты могут быть неожиданными, но такая работа развивает воображение, творчество учеников и побуждает их к немедленному прочтению текста. Например, М .Горький «Легенда о Данко»

Слайд-11. «Иллюстрации содержания» - стратегия, связанная с визуальным восприятием текста через тематические изображения, иллюстрации, которые помогают определить сущность темы. Цель - мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Слайд -12. «Список». На чистом листе бумаги учащимся предлагается в центре нарисовать себя. Вокруг портрета составляются списки:

Что я имею

Что я умею

Где я бывал

Какие прозаические произведения прочитал за последние полгода

Список героев романа Булгакова

Список сюжетных линий и т.д.

Слайд -13, 14. «Реклама книги». Основная цель стратегии – привлечь внимание к книге, побудить к её прочтению. Рекламные шаги:

«Не проходите мимо» (сюжет книги)

«Лучше один раз увидеть» (обложка)

«Хорошая книга ищет хозяина» (кому рекомендована)

«Слоган - великая сила»

«Музыкальная тема книги»

«Авторитетное мнение» (мнение критиков)

«Автора на сцену» (рассказ о писателе)

«Рекомендательный список» (произведений автора или по теме)

«Координаты доступа» (где взять книгу)

«Буктрейлер»



В русле поиска современных подходов к обучению, я считаю, заслуживает внимания построение урока с использованием данных стратегий

Обучение стратегиям чтения развивает умение взаимодействовать с текстом.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

Слайд-15


Литература:

1. Н.Н. Сметанникова «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС». – М., 2011

2. Т.Г.Галактионова «Учим успешному чтению» – М., 2011

3.Г.В.Пранцова, Е.С.Романичева «Современные стратегии чтения». – М.: 2013



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.