Урок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова» (русский язык, 3 класс)
Пояснительная записка к презентации
БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ
СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне
Цель:
– развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.
Этапы урока |
Ход урока |
Ι. Актуализация знаний. |
В устном народном творчестве есть такая пословица Не место красит человека, а человек место.(слайд 1) -Как вы понимаете смысл этой пословицы? (важны качества человека) -Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. Запишите пословицу в тетрадь, поставьте в словах ударение и подчеркните безударные гласные в корне. -Как можно проверить эти безударные гласные? (по словарю) Много в Чувашии людей, которые прославили не только свое имя, но и вместе с ним прославили Чувашию и чувашский мир. Известные писатели, художники, спортсмены являются гордостью Чувашии. - Имена каких известных людей Чувашии вы знаете? (слайд 2) Чапаев Василий Иванович - военачальник, герой Гражданской войны. Олимпиада Иванова прославила Чувашию своими спортивными победами на Олимпийских играх. А это- Николаев Андриян Григорьевич. -Составьте предложение по опорным словам об этом известном на весь мир человеке. Извесный космоса освоение Николаев вклад космонавт Андриян внес в большой. (слайд 3) Извесный космонавт Андриян Николаев внес большой вклад в освоение космоса. (слайд 4) -Вы обратили внимание, что слово известный написано транскрипцией? Почему? Обратимся к учебнику стр.71. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
Проблемная ситуация. Работа по учебнику. Упр. 75 – используется побуждающий диалог. – Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.) -Что обозначает каждое слово? Известный-такой, которого знают, знакомый всем, знаменитый. Вестник- тот, кто приносит весть, известие Весть- известие, сообщение – Сравните произношение и написание этих слов. Какое различие вы заметили? (Слышим и пишем по- разному. В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.) – Какой вопрос возникает? Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?) -Как можно назвать такой согласный? (молчаливый, непроизносимый). -Назовите тему нашего урока. – Составим план урока. Учитель составляет план вместе с детьми. Наблюдение. В какой части слова находится этот звук. Почему не произносятся? Как проверить? Упражняться. |
III. Открытие новых знаний |
1. Работа в парах. На листочках (на парте) записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите? При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится. Проверка. Какое задание было? Как выполнили? Оцените свою работу. -Запишите в тетрадь слова по вариантам 1 в.- слова, в которых нет непроизносимого согласного 2 в.- слова, в которых встречается непроизносимый согласный звук. Выделите корень. Весть вестник известие известный весточка известно – Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится. Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). Весть вестник известие известный весточка известно Физкультминутка для глаз. -Как вы думаете все случаи мы рассмотрели? 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами. Упр. 76 а) фронтально – Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. (поездка, наездник) - В каком случае согласный звук не произносится? (здн) б) в паре -Выпишите слова в 2 столбика, выделите корень (у доски 2 человека) -Оцените свою работу. Грусть грустно Грустить грустный С Т Н З Д Н Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. 3. Работа над текстом в рамке. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. |
1. Работа в учебнике. - Нужно ли проверять написание этих букв? Ребята, кто- нибудь догадался, как можно это сделать? (предположения детей). -Давайте проверим ваши предположения. Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных Задания: – Прочитайте слова первого ряда. капуста капустный капустница -Подчеркните проверочные слова. Почему оно проверочное? Сравнить свой вывод с учебником на стр.73. На доске схематично Игра Условие игры: На стене развешаны слова с непроизносимыми согласными (местный, звёздный, поездка). У детей на партах карточки с однокоренными словами (у каждого одна карточка). -Подойдите к своему однокоренному слову. Выберите из своей группы, чьё слово будет проверочным. Запишите на листок. –Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. |
V. Итог урока. |
– С какой новой орфограммой вы познакомились? – Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].) – Как его можно проверить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.) -Вернемся к предложению, которое составили в начале урока. Теперь сможете написать слово известный без ошибок? Извесный космонавт Андриян Николаев внес большой вклад в развитие и освоение космоса. (слайд 4) Извесный космонавт Андриян Николаев внес большой вклад в развитие и освоение космоса. (слайд 5) |
VI. Домашнее задание. |
1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук. |
/data/files/m1509047895.ppt (Презентация к уроку "Буквы непроизносимых согласных в корне")