Урок русского языка «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка («Школа России»)
Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.
Тип урока: Урок исследования и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы .
Развивающие: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; умения формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; формирование навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии.
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.
Планируемые результаты
Предметные
- наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного;
- умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.
Познавательные: общеучебные: овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.
логические: осуществление анализа.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Оборудование: - учебник Канакиной «Русский язык» 3 класс. – М.: Издательский центр «просвещение», 2014, карточки для работы с учащимися, компьютер учителя; мультимедийный проектор.
Проект урока:
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. момент Задача: создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. |
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам в класс пришли гости, поприветствуйте их.
- Подготовьте тетради к работе. Запишите число, классная работа: Шестое декабря Классная работа Слайд: прочтите высказывание: "Русский язык- настоящий, честный, где нужно - строгий, серьёзный, нежный, где нужно - бойкий и живой" Л.Н.Толстой -Как вы понимаете эти слова? Найдите слово, в котором два слога, первый и последний звук в слове непарный мягкий , звуков меньше , чем букв. (честный) -Как называются такие слова?( слова с непроизносимой согласной в корне слова) -Что мы уже знаем о таких словах? ( в них встречаются стечение согласных, поэтому при произношении мы все согласные звуки не слышим) -Что умеем?(Проверять) - Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? Можно проверить по двум позициям: 1. Подберу однокоренное слово так, чтобы непроизносимый согласный звук слышился чётко. 2. По команде вопроса: Каков? -Честен Запишите это слово, выделите в слове корень и подчеркните непроизносимый согласный звук: Честный- честен, честь Ребята! На уроке каждый из вас должен сделать для себя открытие, своё исследование . |
Проверяют готовность к уроку Поворачиваются друг к другу, выполняют мою просьбу. Записывают в тетрадь |
2.Мотивация к учебной деятельности. Задачи: привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. 3.Актуализация и пробное учебное действие. 4.Выявление места и причины затруднения. Задачи: Развитее умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Привлечь внимание ученика к «опасному месту», где произношение не совпадает с написанием. |
-Ребята, давайте составим "Азбуку хороших слов". Тема Азбуки: "Наш урок". - Каким вы хотите видеть наш урок? (На доске открываю слова: прелестный, интересный, радостный.) Посмотрите на эти слова внимательно. Вывожу на слайд: Прелестный интересный радостный -Давайте прочитаем эти слова орфоргафически(хором читают) -А теперь орфоэпически? (как говорим) -Что вы услышали? Произносятся одинаково , а пишутся по-разному Значит в чём состоит наша задача? (Определить когда в слове есть стечение согласных звуков, а когда нет) Прелестный интересный радостный Вывожу на слайд -стн ? -сн -Вы не только научитесь видеть эту орфограмму, но и научитесь слышать её. |
Отвечают на вопросы учителя, оформляют кластер под руководством учителя. Определяют соответствие произношения и правописания Отвечают на вопросы. Определяют план выхода из проблемы. |
5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Задачи: Связать изучаемый материал с личным опытом учащихся; Определение границ собственного знания в рамках этой ситуации. |
1.Целеполагание - Определите тему урока. Как она будет звучать? (Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного.) - слайд с темой - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (спрашиваю нескольких учащихся) Когда нужно писать - стн ? -сн Что для этого нужно найти?( способы проверки) 2.Построение проекта выхода из затруднения. - Давайте составим план изучения новой темы. Для этого нужно поставить карточки с этапами нашей работы в правильном порядке:
5.Оцениваю
4.Применяю
3.Формулирую правило, вывожу алгоритм
2.Наблюдаю
1. Изучаю
Вызываю детей к доске и составляем этапы нашей работы Когда мы работаем с алгоритмом, я должна переставлять фигурку на ступень выше. |
Высказывают предположения. Намечают пути решения проблемы. Выстраивают план выхода из затруднения. Работают с места, я ассистирую, задаю наводящие вопросы, если требуется. |
6.Реализация построенного проекта. Задачи: путём наблюдения, сравнения ввести правило обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Создание проблемной ситуации, активизация мыслительной деятельности через постановку вопросов. Создание комфортного климата для слушания, умения задавать вопросы |
Проведём исследование Нужна ли буква Т или нет? На доске слова: Прелес?ный, интерес?ный, радос?ный Что нужно сделать?(Проверить) Проверим написание этих слов по двум позициям! Выбираю способ проверки: 1. Подобрать однокоренное слово так , чтобы непроизносимый согласный слышился чётко 2.Определить непроизносимый согласный по команде вопроса: Каков? Работа в парах: 1ряд работает со словом прелестный (каков? прелестен, прелесть) есть согласный звук -т, значит букву -т пишу в слове 2 ряд работает со словом интересный - интересен, интерес- согласного звука -т -нет, значит букву -т не пишу в слове 3 ряд работает со словом радостный - радостен, радость есть согласный звук -т, значит букву -т пишу в слове Спрашиваю, оцените себя на этом этапе работы Перейдём к следующему этапу нашей работы Формулирую правило. Составим алгоритм проверки . Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне: Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных или их отсутствие Выбираю способ проверки Подбираю однокоренные слова или по команде вопроса Определяю есть ли стечение согласных или нет Записываю правильно слово. |
Раскрывают «секреты» правописания «-стн или -сн». Работа в паре.
Рассказывают правило друг другу по опоре. |
Физминутка |
Динамическая пауза. ДО ЧЕГО Ж СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПРЕЛЕСТНЫЙ, ОСВЕЩАЕТ МЕСТНОСТЬ И ОКРЕСТНОСТЬ |
Повторяют движения. Отвечают на поставленный вопрос. |
7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Задачи: развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать, строить умозаключения. |
- Итак, мы сформулировали с вами правило? (да) 3.Работа по учебнику с.119 упр.228 ( под цифрой 1) – фронтальная ( в парах). Хочу проверить как вы научились слышать слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного. -Я сейчас прочту строки известные вам: Назовите автора и произведение? ( АС Пушкин "Зимнее утро") 1.Мороз и солнце день чудес?ный! Ещё ты дремлешь, друг прелес?ный- Пора, красавица, проснись.... Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного. с.119 упр.228- запишите эти строки , вставьте пропущенные буквы |
|
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задачи: самоорганизация своей деятельности через осмысления личности и деятельности партнёра по совместной деятельности. Проанализировать полученные результаты, их значимость. |
Обратимся к нашему плану, следующий этап исследования применение Самостоятельная работа. У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием. Прочтите задание и выполните его. Выпоним работу по группам 1 группа(базовый уровень) Соедините стрелками в карточке проверяемые слова с проверочными , запиши проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы. Напрас.ный звёзды вкус.ный радости радос.ный напрасен звёз.ный вкусы -Прочтите слова, в которых есть стечение согласных -стн., слова в которых стечения согласных нет 2 группа(продвинутый уровень) Задание: логический диктант Замени словосочетание - одним словом (прилагательным): 1. Пасмурный , дождливый день -.............(ненастный) 2. Храбрый , мужественный человек -.......(доблестный) 3. Аппетитный пирог -.....(вкусный) 4.Звуки, при произношении которых во рту не встречаются преграды - ..... (гласный) 5.Весёлый , солнечный день-.............(радостный или чудесный) Проверим выполненную работу -А теперь все работаем по карточкам, вставьте пропущенные буквы, закончите стихотворение Вкус.ный, глас.ный, интерес.ный, безопас.ный и небес.ный, и чудес.ный, и прекрас.ный, и ужас.ный, и напрас.ный. Этих слов не забывайте, букву Т в них ...................................( не вставляйте) Влас.ный, радос.ный, несчаст.ный, и прелес.ный, и ненас.ный, доблес.ный, бескорыс.ный, чес.ный. Этих слов не забывайте. При письме в них Т .................( вставляйте) Взаимопроверка с соседом по парте . Потом проверяет по образцу со слайда. - Оцените работу друг друга. Если ошибок нет, то вы запомнили изученное правило. Если есть несколько ошибок – ничего страшного, вы будете ещё работать с данным правилом и всё запомните. |
Каждый работает сам. |
Рефлексия учебной деятельности. Задачи: развитие умения самооценки, уверенности в успешности своей работы. |
2.«Рефлексия моей работы» Давайте подведём итог урока Где пригодятся знания ? Что помогло мне на уроке? Кто помог мне на уроке? Какие умения помогли мне на уроке?
|
Самостоятельная работа |
Выставление оценок. Домашнее задание. |
Домашнее задание: учебник стр. 120 1гр.-упр.229; 2 гр.-упр.231 |
|
- Благодарю вас за продуктивную работу! |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие или отсутствие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Алгоритм применения правила Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных. Подбираем однокоренные слова. Выделяем корень в однокоренных словах. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся. Записываем слово. |
Наблюдаю
Исследую
Применяю
Формулирую правило, вывожу алгоритм
Оцениваю
Пишу
-СТН или -СН
Карточка 1
DOCX / 24.39 Кб
Непроизносимые согласные
PPTX / 3.12 Мб
Мельникова Светлана Федоровна