Урок русского языка «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного»

2
1
Материал опубликован 6 December 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка («Школа России»)

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.

Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.

Задачи: 

Образовательные: совершенствовать  умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы .

Развивающие: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; умения формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; формирование навыков самоконтроля, самооценки  и саморефлексии.

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.

Планируемые результаты

Предметные

- наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного;

- умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.

Познавательные: общеучебные: овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.

логические: осуществление анализа.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Оборудование: - учебник Канакиной «Русский язык» 3 класс. – М.: Издательский центр «просвещение», 2014, карточки для работы с учащимися, компьютер учителя; мультимедийный проектор.


 

Проект урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Задача: создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам в класс пришли гости, поприветствуйте их.


 

- Подготовьте тетради к работе. Запишите число, классная работа:

Шестое декабря

Классная работа

Слайд: прочтите высказывание:

"Русский язык- настоящий, честный, где нужно - строгий, серьёзный, нежный, где нужно - бойкий и живой" Л.Н.Толстой

-Как вы понимаете эти слова?

Найдите слово, в котором два слога, первый и последний звук в слове непарный мягкий , звуков меньше , чем букв. (честный)

-Как называются такие слова?( слова с непроизносимой согласной в корне слова)

-Что мы уже знаем о таких словах? ( в них встречаются стечение согласных, поэтому при произношении мы все согласные звуки не слышим)

-Что умеем?(Проверять)

- Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова?

Можно проверить по двум позициям:

1. Подберу однокоренное слово так, чтобы непроизносимый согласный звук слышился чётко.

2. По команде вопроса: Каков? -Честен

Запишите это слово, выделите в слове корень и подчеркните непроизносимый согласный звук: Честный- честен, честь

Ребята! На уроке каждый из вас должен сделать для себя открытие, своё исследование .

Проверяют готовность к уроку

Поворачиваются друг к другу, выполняют мою просьбу.

Записывают в тетрадь

2.Мотивация к учебной деятельности.

Задачи: привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. 3.Актуализация и пробное учебное действие. 4.Выявление места и причины затруднения.

Задачи:

Развитее умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Привлечь внимание ученика к «опасному месту», где произношение не совпадает с написанием.

-Ребята, давайте составим "Азбуку хороших слов". Тема Азбуки: "Наш урок".

- Каким вы хотите видеть наш урок?

(На доске открываю слова: прелестный, интересный, радостный.)

Посмотрите на эти слова внимательно.

Вывожу на слайд:

Прелестный интересный радостный

-Давайте прочитаем эти слова орфоргафически(хором читают)

-А теперь орфоэпически? (как говорим)

-Что вы услышали?

Произносятся одинаково , а пишутся по-разному

Значит в чём состоит наша задача? (Определить когда в слове есть стечение согласных звуков, а когда нет)

Прелестный интересный радостный

Вывожу на слайд -стн ? -сн

-Вы не только научитесь видеть эту орфограмму, но и научитесь слышать её.

Отвечают на вопросы учителя, оформляют кластер под руководством учителя.

Определяют соответствие произношения и правописания

Отвечают на вопросы. Определяют план выхода из проблемы.

5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Задачи:

Связать изучаемый материал с личным опытом учащихся;

Определение границ собственного знания в рамках этой ситуации.

1.Целеполагание

- Определите тему урока. Как она будет звучать? (Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного.) - слайд с темой

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (спрашиваю нескольких учащихся)

Когда нужно писать - стн ? -сн

Что для этого нужно найти?( способы проверки)

2.Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте составим план изучения новой темы. Для этого нужно поставить карточки с этапами нашей работы в правильном порядке:

 

5.Оцениваю

 

 

 

4.Применяю

 

 

 

3.Формулирую правило, вывожу алгоритм

 

 

 

2.Наблюдаю

 

 

 

1. Изучаю

 

 

Вызываю детей к доске и составляем этапы нашей работы

Когда мы работаем с алгоритмом, я должна переставлять фигурку на ступень выше.

Высказывают предположения.

Намечают пути решения проблемы.

Выстраивают план выхода из затруднения. Работают с места, я ассистирую, задаю наводящие вопросы, если требуется.

6.Реализация построенного проекта.

Задачи: путём наблюдения, сравнения ввести правило обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова.

Создание проблемной ситуации, активизация мыслительной деятельности через постановку вопросов. Создание комфортного климата для слушания, умения задавать вопросы

Проведём исследование

Нужна ли буква Т или нет? На доске слова:

Прелес?ный, интерес?ный, радос?ный

Что нужно сделать?(Проверить)

Проверим написание этих слов по двум позициям!

Выбираю способ проверки:

1. Подобрать однокоренное слово так , чтобы непроизносимый согласный слышился чётко

2.Определить непроизносимый согласный по команде вопроса: Каков?

Работа в парах:

1ряд работает со словом прелестный (каков? прелестен, прелесть) есть согласный звук -т, значит букву -т пишу в слове

2 ряд работает со словом интересный - интересен, интерес- согласного звука -т -нет, значит букву -т не пишу в слове

3 ряд работает со словом радостный - радостен, радость есть согласный звук -т, значит букву -т пишу в слове

Спрашиваю, оцените себя на этом этапе работы

Перейдём к следующему этапу нашей работы

Формулирую правило. Составим алгоритм проверки .

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне:

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных или их отсутствие

Выбираю способ проверки Подбираю однокоренные слова или по команде вопроса

Определяю есть ли стечение согласных или нет

Записываю правильно слово.

Раскрывают «секреты» правописания «-стн или -сн». Работа в паре.


 


 

Рассказывают правило друг другу по опоре.

Физминутка

Динамическая пауза.

ДО ЧЕГО Ж СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПРЕЛЕСТНЫЙ, 
СОЛНЦЕ В НЕБЕ ПРАЗДНИЧНО ГОРИТ, 

ОСВЕЩАЕТ МЕСТНОСТЬ И ОКРЕСТНОСТЬ 
И ТЕПЛОМ СВОИМ СЕРДЦА БОДРИТ.

Повторяют движения. Отвечают на поставленный вопрос.

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Задачи: развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать, строить умозаключения.

- Итак, мы сформулировали с вами правило? (да)

3.Работа по учебнику с.119 упр.228 ( под цифрой 1) – фронтальная ( в парах).

Хочу проверить как вы научились слышать слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного.

-Я сейчас прочту строки известные вам: Назовите автора и произведение?

( АС Пушкин "Зимнее утро")

1.Мороз и солнце день чудес?ный!

Ещё ты дремлешь, друг прелес?ный-

Пора, красавица, проснись....

Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного.

с.119 упр.228- запишите эти строки , вставьте пропущенные буквы

 

8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задачи: самоорганизация своей деятельности через осмысления личности и деятельности партнёра по совместной деятельности.

Проанализировать полученные результаты, их значимость.

Обратимся к нашему плану, следующий этап исследования применение

Самостоятельная работа.

У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием. Прочтите задание и выполните его.

Выпоним работу по группам

1 группа(базовый уровень)

Соедините стрелками в карточке проверяемые слова с проверочными , запиши проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

Напрас.ный звёзды

вкус.ный радости

радос.ный напрасен

звёз.ный вкусы

-Прочтите слова, в которых есть стечение согласных -стн., слова в которых стечения согласных нет

2 группа(продвинутый уровень)

Задание: логический диктант

Замени словосочетание - одним словом (прилагательным):

1. Пасмурный , дождливый день -.............(ненастный)

2. Храбрый , мужественный человек -.......(доблестный)

3. Аппетитный пирог -.....(вкусный)

4.Звуки, при произношении которых во рту не встречаются преграды - ..... (гласный)

5.Весёлый , солнечный день-.............(радостный или чудесный)

Проверим выполненную работу

-А теперь все работаем по карточкам, вставьте пропущенные буквы, закончите стихотворение

Вкус.­ный, глас.­ный, ин­те­рес.­ный,

без­опас­.ный и небес­.ный,

и чу­дес.­ный, и пре­крас­.ный,

и ужас­.ный, и на­прас­.ный.

Этих слов не за­бы­вай­те,

букву Т в них ...................................( не встав­ляй­те)

Влас.­ный, ра­дос.­ный, несчаст.ный,

и пре­лес.­ный, и ненас.­ный,

доб­лес.­ный, бес­ко­рыс.­ный, чес.­ный.

Этих слов не за­бы­вай­те.

При пись­ме в них Т .................( встав­ляй­те)

Взаимопроверка с соседом по парте . Потом проверяет по образцу со слайда.

- Оцените работу друг друга. Если ошибок нет, то вы запомнили изученное правило. Если есть несколько ошибок – ничего страшного, вы будете ещё работать с данным правилом и всё запомните.

Каждый работает сам.

Рефлексия учебной деятельности. Задачи: развитие умения самооценки, уверенности в успешности своей работы.

2.«Рефлексия моей работы»

Давайте подведём итог урока

Где пригодятся знания ?

Что помогло мне на уроке?

Кто помог мне на уроке?

Какие умения помогли мне на уроке?


Оценивание работы детей на уроке

Самостоятельная работа

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Домашнее задание: учебник стр. 120 1гр.-упр.229; 2 гр.-упр.231

 
 

- Благодарю вас за продуктивную работу!

 


 

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие или отсутствие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.

Алгоритм применения правила

Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

Подбираем однокоренные слова.

Выделяем корень в однокоренных словах.

Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Записываем слово.


Наблюдаю

Исследую


Применяю

Формулирую правило, вывожу алгоритм


Оцениваю


Пишу
-СТН или -СН


 


Карточка 1
DOCX / 24.39 Кб

Непроизносимые согласные
PPTX / 3.12 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка Учитель начальных классов МБОУ «Лицей «Эрудит» Ташкинова Е.А.

«Русский язык- настоящий, честный, где нужно - строгий, серьёзный, нежный, где нужно - бойкий и живой» Л.Н.Толстой «Русский язык- настоящий, честный, где нужно - строгий, серьёзный, нежный, где нужно - бойкий и живой» Л.Н.Толстой

Честный

«Азбука хороших слов» Радостный Прелестный Интересный «Азбука хороших слов»

? -СТН -СН

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного»

Исследовательская работа Как писать правильно? Прелес?ный Интерес?ный Радос?ный

Прелестный- прелесть-прелестен Интересный- интерес – интересен Радостный- радость - радостен

ДО ЧЕГО Ж СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПРЕЛЕСТНЫЙ,  СОЛНЦЕ В НЕБЕ ПРАЗДНИЧНО ГОРИТ,  ОСВЕЩАЕТ МЕСТНОСТЬ И ОКРЕСТНОСТЬ  И ТЕПЛОМ СВОИМ СЕРДЦА БОДРИТ.

Вкусный, гласный, интересный, безопасный и небесный, и чудесный, и прекрасный, и ужасный, и напрасный – этих слов не забывайте, букву Т в них не вставляйте!

Властный, радостный, несчастный, и прелестный, и ненастный, доблестный, бескорыстный, честный. Этих слов не забывайте. При письме в них Т вставляйте!

«Пирамида успеха» Где пригодятся знания ? Что помогло мне на уроке? Кто помог мне на уроке? Какие умения помогли мне на уроке?

Спасибо за урок.

А) активные ссылки на страницы материалов в Интернете: Статья «Непроизносимая согласная в корне слова»: http://www.selezneva-lichnost.ru/po-sledam-oshibok-russkiy-yazik/neproiznosimaya-soglasnaya-v-korne-slova.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за урок.

5 January 2018

Похожие публикации