Изучение темы «Непроизносимые согласные в корне слова» (6 конспектов, 3 класс)

2
1
Материал опубликован 19 September 2016

Конспект урока на тему «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Предметные умения: воспроизводить правило проверки проверяемых согласных непроизносимые согласные звуки, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, подбирать однокоренные слова, обозначать на письме

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли у нас готово к уроку? Посмотрите, какое на улице солнышко, пусть оно греет нас и способствует нашей плодотворной работе!

- Проверяют свои рабочие места

2. Актуализация знаний

Словарная работа.

1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.

2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а.

3.- Какие орфограммы - согласных вы знаете?

- Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить.

- Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.

- Парные согласные и удвоенные согласные

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Распределительный диктант.

Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.

Диктую слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб, солнце,устный.

- Какая орфограмма нам еще встретилась?

- Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.

- дети не могут вспомнить название орфограммы

Открытие новых знаний

Физминутка

А как вы написали эти слова? (вызываю к доске учащихся с разным написанием слова «устный, солнце»

- Почему слова написаны по разному? Кто написал правильно?

- Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.

Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков?

- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.

( записываю на доске: уста, устный ).

- Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный».

Аналогично проходит работа над словом «известный».

- Что заметили в этих словах? Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.

- Какой мы можем задать вопрос?

- Подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Какой вывод мы можем сделать?

- Упр. 76.

Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

Какое можно дать название звуку, который не произносится

Подтвердились ли ваши предположения?

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. Cформулируйте тему урока.Открывается тема, записанная на доске.

Составим план урока

На доске записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

- По какому признаку вы их разделите?

Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

Работа над текстом в рамке.

Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:

Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

Непроизносимые согласные – это буквы или звуки?

Это правило письма или закон языка?

Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

- выписывают на доску

- затрудняются ответить

- 5

- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)

- Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

- непроизносимый

- устно делают выводы, сравнивают с авторским

- в одних согласный звук произносится, а в других нет

- звуки

- закон языка

Приводят примеры

5. Развитие умений – применение знания

- Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.

- Какой вопрос возникает?

- Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете?

Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77. Кокой вывод можем сделать?

- Подберите проверочное слово к слову «ужасный».

- Выделите корень. Что наблюдаете?

Работа в учебнике

Упр. 77

Задания:

Прочитайте слова каждого ряда.

Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки.

Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного?

Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами?

Что для этого нужно сделать?

Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе сучились оценивать свою работу.

Упр. 78.

Прочитайте слова. Что их объединяет?

А что различает?

Найдите среди однокоренных слов проверочные.

Почему они являются проверочными?

Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.

Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

- Есть ли непроизносимый согласный звук?

Предложения детей:

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово.

- Ужас, ужасен, ужасающий

- Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы

- В других однокоренных словах она пишется

- Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный

- однокоренные

- В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].

- После согласного стоит гласный звук

- Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

- умение работать с информацией

6. Итог урока

С какой новой орфограммой вы познакомились?

Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук?

Как его можно обнаружить?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

-Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].

- Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.

7. Домашнее задание

1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.

 

8. Организационный конец урока

- Всем спасибо за работу. Урок окончен!

 
 

Конспект урока по теме «Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова»

Предметные умения: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова, объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка, подбирать примеры для изученного орфографического правила.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку. Я надеюсь, что на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить

 

2. Актуализация знаний

Откройте тетрадь.

Что надо записать?

Какую запись должны сделать дальше?

1. Словарная работа.

Запишите слова, в которых есть и орфограмма-непроверяемая буква безударного гласного, и буква удвоенного согласного

Суббота, колонна, тонна, профессия, кроссовки, коллектив, пассажир, ссора, бассейн.

- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. Подчеркните все знакомые орфограммы. Кто зачитает нам свое предложение?


 

- дату

- классная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

зачитывают

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Чем занималась третья сестра: орфограмма-буква согласного?


 


 


 

Кто же её подданные?

Сформулируйте тему урока и его цель.


 


 


 


 

Составим план урока.(учитель записывает)

Учитель составляет план вместе с детьми.

Что мы сейчас делали?

- Она следила за тем, чтобы не забывали о непроизносимых согласных звуках в словах и обозначали их соответствующей буквой.

- Слова с непроизносимыми согласными звуками.

- Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова». Цель: учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Дети предлагают


 


 

- планировали свою деятельность

Развитие умений – применение знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка

1. Блицопрос по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне.

Какие непроизносимые согласные вы знаете?

Где их можно обнаружить?

Назовите ключевые слова правила написания слов с непроизносимым согласным.

2. Работа в учебнике.

Упр. 79

После выполнения.

Почему на месте пропусков нужно вставить буквы?

Как вы обнаружили непроизносимые согласные звуки?

В какой части слова находятся непроизносимые согласные звуки?

Какие буквы подчеркнули?

Что помогает объяснить написание буквы непроизносимого согласного?

Сравните ваши действия с инструкцией «Как пользоваться правилом».

Чтение инструкции в учебнике (с. 74).

Беседа после чтения.

С чего нужно начать работу при поиске орфограммы-буквы непроизносимого согласного звука?

Как действовать дальше?


 

Что для этого нужно сделать?


 


 

Как обозначить орфограмму?


 


 

Работа по учебнику.

а) Упр. 80

Ученики проговаривают подробно все три этапа.

Например: Тростник.

1) Слышу рядом звуки [сн].

2) Проверяю, есть ли в этом слове непроизносимый согласный звук.

Подбираю проверочное слово тростинка. Появился звук [т'] перед гласным [и].

3) Пишу, обозначаю: тростинка – тростник.

Устно выполняется звуко-буквенный разбор слова властный

[Линия 5власный'] – 8 букв, 7 звуков.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.

б) Упр. 81 – развивается умение находить новые слова с непроизносимым согласным и проверочные к ним.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

в) Упр. 82 – развивается умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать проверочное слово, в котором непроизносимый согласный оказывается в конце слова.

г) Упр. 83 – развивается умение устанавливать связь между словами, мотивировать написание с опорой на этимологически родственные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.

Игра «Поймай слово».

На доске запись:



 

Кто быстрее допишет слова, тот и победитель.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?


 


 


 


 


 

- В сочетании со звуками [сн] и [зн].

- Непроизносимый согласный, корень, проверочное слово, однокоренное слово, буква гласного


 


 


 


 


 


 

- подобрали однокоренное проверочное слово

- в корне


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Произнести и найти сочетание согласных звуков

- Проверить, есть ли в сочетании согласных непроизносимый.

- Подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.

- Подчеркнуть одной чертой, выделить корень и записать проверочное слово, подчеркнув двумя чертами букву


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Выполнить звуко-буквенный анализ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют коллективно под руководством учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Запись с комментариями.


 


 


 

Выполняется самостоятельно.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Умение работать с информацией

5. Итог урока

Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова?

Чем они различаются?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?


 


 

- Нужно подбирать проверочные слова, чтобы правильно написать букву согласного

В 1-м звук не произносится, а во 2-м – произносится.

6. Домашнее задание

1. Запомнить инструкцию (алгоритм) работы по правилу.

2. Упр. 2, с. 86. Выполняется по алгоритму.

 

7. Организационный конец урока

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Всем спасибо. Урок окончен

 
 

Конспект урока по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Сочинение по опорным словам»

Предметные умения: письменно пересказывать текст по предварительно составленному плану; правильно оформлять предложения на письме; применять знания орфографических правил на практике; различать проверочное и проверяемое слово.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начался урок.  На уроке каждый ученик должен работать чтобы время зря не терять. Хорошо поработаем на уроке, больше узнаем.

Проверьте свои рабочие места

 

2. Актуализация знаний

Откройте тетрадь.

Что надо записать?

Какую запись должны сделать дальше?

Словарная работа.

1. Выпишите словарные слова из следующих пословиц.

Аппетит приходит во время еды.

Без грамматики нет и математики.

Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

2. Запишите одну пословицу, в которой есть словарное слово.

Яблоко от яблони недалеко падает. Что написано пером, не вырубишь топором. Собака лает – ветер носит

2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? Приведите примеры из упр. , которое выполняли дома.

Какое ещё сочетание встретилось вам в этом упражнении?

Почему исчезают отдельные звуки?

Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

Как обозначается орфограмма?


 

- дату

- классная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-[стн], [здн]


 

- приводят примеры


 

- [стл]


 

- Три согласных подряд трудно произнести, и таким образом упрощается их произношение.)

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

На основе предыдущего задания сформулируйте цель урока.

Составим план урока.

Учитель составляет план вместе с детьми.

Что мы сейчас делали?

- Развивать умение находить непроизносимый согласный и правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне.

- планировали свои деятельность

Развитие умений – применение знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка

Работа в учебнике

1. Упр. 84

Проводится коллективная работа по развитию речевых умений на базе устойчивых выражений, включающих слова с непроизносимыми согласными.

Объясните значение устойчивых выражений. Что они означают?

У меня на сердце камень

Сердце кровью обливается

Уйти с тяжёлым сердцем

Этот человек мне по сердцу

Скажу, положа руку на сердце

Подарил от чистого сердца

К какому выражению художник нарисовал иллюстрацию? Запись выражений по вариантам.

2. Работа со словами в рамке (с. 77).

Прочитайте слова. Почему их написание надо запомнить?

Какие из этих слов однокоренные?

Есть слово празден, которое вышло из активного употребления. Является ли это слово проверочным?

Составьте и запишите словосочетания с этими словами

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.  (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

.

3. Самостоятельная работа по вариантам или по выбору.

Упр. 85. Осложнённое списывание (1–2 предложения каждому ряду).

Упр. 86 – найти слова с непроизносимыми согласными, выделить сочетания, в которых они встречаются (солнце, сердце, ненастной).

Какой ещё согласный может быть непроизносимым?

В чём его особенность? Какое место он занимает в сочетании согласных?

4. Упр. 87 – наблюдение над словами, сходными в произношении, но различными в значении и написании.

Сначала ученики читают предложение под цифрой 1. Произносят выделенные слова. Затем предложение под цифрой 2.

Почему слова при произношении похожи?

Объясните значение каждого слова.

Последнее задание ученики выполняют самостоятельно.

Сочинение по опорным словам.

Упр. 99.

1. Прочитайте слова.

Соответствуют ли они теме «Осенняя картинка»? Составьте предложения, используя опорные слова.

В каком значении употребляется слово грустное в словосочетаниях грустное солнце и грустное настроение? Как сказать по-другому?


 

О чём ещё можно написать?

Составьте словосочетания с этими словами. (Учитель записывает на доске: поблёкшая трава, свинцовые тучи, капризное небо и т.д.)

Определите главную мысль вашего текста.

Составьте текст. (Заслушиваем двух-трёх учеников.)

2. Орфографическая подготовка.

учитель комментирует написания, которые ещё не изучались на уроках, даются как словарные слова.

3. Самостоятельная запись текста.

4. Самопроверка по учебнику.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- плохо на душе

- переживать за кого-то


 

- уйти сильно расстроенным

- мне нравится этот человек, я его люблю.

честно, искренне, без утайки.

искренне, с любовью.


 


 


 


 


 


 


 


 

- Праздник, праздничный


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- [л]


 

- Стоит первым в ряду трёх согласных


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- В словах частные, лестные, лестница не произносится звук [т], и они становятся похожи на слова, которые сходно с ними звучат, но отличаются одним звуком или ударением.


 


 


 


 

- да


 


 


 


 


 

- Неяркое холодное солнце, тоскливое, печальное настроение.


 

- О небе, тучах, траве, дорогах


 


 


 


 

- Увядание природы навевает грусть и печаль


 


 

Ученики самостоятельно подчёркивают орфограммы в словах,


 


 


 


 


 


 


 


 

- Выполнить звуко-буквенный анализ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Умение работать с информацией

5.Итог урока

Какие непроизносимые согласные узнали на уроке?

Все ли слова с непроизносимыми согласными можно проверить? Приведите примеры.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

- [в], [л]

6. Домашнее задание

Упр. 3, с. 87, или дописать сочинение «Осенняя картинка».

 

7. Организационный конец урок

Всем спасибо за урок.Давайте похлопаем друг другу. Урок окончен!

 

 

Конспект урока на тему «Слова в которых нет непроизносимого согласного звука»

Предметные умения: производить звуко-буквенный анализ слова с непроизносимыми согласными; без ошибок писать слова в которых нет непроизносимого согласного звука.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

 

2. Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

– Какую запись должны сделать дальше?

Словарная работа. Проверка домашнего задания.

– Написание каких слов вы должны были запомнить? Какие ряды

однокоренных слов у вас получились?

– Узнайте слово с непроизносимым согласным по его значению.

Запишите слова в столбик по вариантам.

Учитель читает поочерёдно значения слов двум вариантам:

I вариант:

1. Постоянно завидующий.

2. Любящий повелевать.

3. Тот, кто принимает в чём-либо участие.

4. Относящийся к кости.

II вариант:

1. Большая морская птица.

2. Речь, которая звучит, произносится.

3. Белая бабочка.

4. Что? Возраст. Какой?..

5. Что? Адрес. Какой?..

– Прочитайте слова, которые получились из первых букв написанных слов.

– В каком слове букв и звуков поровну?

– Что можно сказать о количестве букв и звуков в остальных словах?


 

- дату

- классная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Звук, буква


 

- адресный


 

- Звуков меньше чем букв

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

– Если мы слышим рядом несколько согласных звуков, всегда ли в этих словах есть непроизносимый звук? Как это проверить? Попробуем ответить на эти вопросы.

1. Наблюдения над однокоренными словами.

а) Упр. 88.

Запись:

Лестница, лестничная (площадка). Вкус, вкусовые (ощущения), вкусный, безвкусный.

В словах первой группы есть непроизносимый согласный звук [т].

Написание этих слов надо запомнить. Проверочные слова вкус, вкусовые доказывают, что в словах вкусный, безвкусный нет непроизносимого согласного звука.

б) Ответ на вопрос (с. 79).

 


 


 


 

в) Упр. 89.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют под руководством учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Чтобы определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо подобрать однокоренное слово и посмотреть, слышится ли согласный звук перед гласным или в конце слова

Ученики заучивают стихотворение наизусть, выписывают слова по образцу, данному в упражнении, выполняют звуко-буквенный анализ слова чудесный – [ч'уд'эсный'] – 8 б., 8 зв.

Развитие умений – применение знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в учебнике

1. Упр. 90 – развивается умение отличать слова с непроизносимым согласным от слов, в которых непроизносимого согласного нет.

Сначала упражнение выполняется с коллективным устным разбором по заданию. Ученики пользуются инструкцией (с. 74), затем самостоятельно записывают:

Известный (весть) писатель, местный (место) житель и т.д.

Прекрасное (прекрасен) утро, опасная (опасен) профессия и т.д.

Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули. Повернулись вправо, влево. Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок.  Ну как будто колобок! А теперь попляшут ножки, Побежали по дорожке Быстро, быстро, топ, топ, топ. И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп. Ножки вытянем вперед.  Влево, вправо поворот, Чтобы мышцы сильнее стали поработают суставы, Ножки выше поднимаем.  И в коленочках сгибаем, головой все повращаем. И урок наш продолжаем.


 

2. упр. 91. Диктант с подготовкой. Можно провести как взаимодиктант.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- выполнить звуко-буквенный анализ

5. Итог урока

– Как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

Проверьте свои умения, выполнив задание № 6, тема 2 (тренировочные задания).

Обоснуйте выбор ответа.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

6. Домашнее задание

Упр. 4, с. 87.

 

7. Организационный момент

Ребята, наши знания складываются как кирпичный домик. Если вы будете всегда очень внимательны, наш домик никогда не разрушиться. Всем спасибо. Урок окончен.

 
 

Конспект урока по теме «Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова»

Предметные умения: формулировать обобщенное правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

-Вы любите преодолевать трудности?

-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-Давайте послушаем себя. Позволит ли ваше настроение преодолеть трудности на нашем уроке?

 

2.Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

– Какую запись должны сделать дальше?

1. Словарная работа.

1. Лексическое значение:

Характер – психические и духовные качества человека.

2. Образование и запись однокоренных слов: характерный, охарактеризовать, характеристика. (Учитель обращает внимание,что в первом слове можно по-разному поставить ударение: характерный пример, нехарактерный актёр.)

3. Списывание пословицы с доски:

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

– Как вы понимаете пословицу? Какие орфограммы подчеркнули?

4. Составление словосочетаний.

– Какой может быть характер?


 

- дату

- классная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Ученики подбирают соответствующие прилагательные: тяжёлый, злобный, суровый, лёгкий, весёлый, хороший

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

На доске запись:

Характер (какой?) властный, мягкий, чудесный.

– Назовите орфограммы. Как вы их нашли?

– Как доказать, нужно или не нужно писать букву непроизносимого согласного?

– О написании каких букв мы будем говорить на уроке?


 

– Сформулируйте цель урока.


 


 

– Составим план урока.

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали?


 


 


 


 


 


 

- Подобрать проверочные слова

- О буквах, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки, и буквах непроизносимых согласных.

- Научиться разграничивать разные виды орфограмм-букв согласных, правильно писать слова с этими орфограммами.


 


 

- планировали свою деятельность

Развитие умений – применение знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка


 


 

I. Наблюдение над общей закономерностью написания букв согласных.

1. Работа по учебнику.

а) Упр. 92. Диктант с подготовкой. Письмо по памяти.

Назовите слова с орфограммой-буквой согласного.

– Это один или разные виды орфограмм-букв согласных?

– Какие ещё виды орфограмм встретились в этом упражнении?

б) Упр. 93. Выборочное списывание. Алгоритм выполнения:

1. Дети устно объясняют написания на месте пропусков, называют орфограмму и вставляют нужную букву простым карандашом.

2. Самостоятельная группировка орфограмм по видам, названным в учебнике.


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Беседа после выполнения упражнения.

– Какие слова не выписали?

– Какая орфограмма в конце слова?


 

– Какое слово выписали два раза?

– Какие в нём орфограммы?


 


 

– Как мы действовали, когда проверяли орфограммы в словах 1-й и 2-й группы?

– Одинаковые или разные действия нам нужно было выполнять?

– Сформулируйте общее правило,закономерность, на которую можно опираться при написании слов с орфограммами-буквами согласных в корне слова.

II. Работа над выводом (с. 83).

1. Прочитайте вывод на с. 83 и сравните с тем, который вы сделали самостоятельно.

– Расскажите правило.

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!


 

2. Составление инструкции (задание после вывода).

а) Произнесите слово. Определите, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце слова или середине слова в стечении согласных или непроизносимый согласный звук.

б) Подберите однокоренное проверочное слово или измените форму

слова.

в) Напишите слово.

г) Обозначьте орфограмму.

Упр. 94 – совершенствуется умение проверять разные виды орфограмм-букв согласных, опираясь на одно и то же правил

Запись в тетрадях:

Здравствуйте – здравие, вокруг – округа, друг – друга, телятки – телята, гладки – гладок, грядка – гряда, пичужки – пичужек, избушки – избушек.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- разные


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- день, январь, календарь, семь

- Буква ь для обозначения мягкости согласных звуков.)

- Ночлег


 

- Проверяемая буква безударного гласного в корне и буква проверяемого согласного в конце слова.


 

- подбирали проверочные слова


 

- одинаковые


 

- Для написания букв проверяемых и непроизносимых согласных можно пользоваться одним и тем же правилом – подбирать однокоренные проверочные слова, в которых согласный будет произноситься ясно, отчётливо.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- выполняется самостоятельно


 


 


 


 


 

5. Итог урока

– При написании слов с какими орфограммами мы действуем одинаково? Как именно?

– Уточните цель урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


 


 


 

-Выявить общую закономерность при написании слов с проверяемыми согласными и непроизносимыми согласными в корне

6. Домашнее задание

1. Упр. 5, с. 87.

2. Задания № 7, 8, тема 2 (тренировочные задания) в «Рабочей тетради».

 

7. Организационный конец урока

Молодцы! Урок окончен.

 


 


 

Конспект урока на тему

«Правописание проверяемых согласных в корне слова»

Предметные умения: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях если допущена ошибка; подбирать примеры для изучения орфографических правил

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Начнём наш урок с утренней разминки.

В школе, дома, во дворе,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

 И тихонечко сидим.

-Молодцы, ребята. Садитесь.

- Теперь покажите своё настроение на своем лице.

- Проверьте порядок на парте, сели ровненько, проверьте расстояние между партой и собой. 

 

2. Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Какую запись должны сделать дальше?

1. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку:

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счёт он дням ведёт.

– Запишите слово. Какие орфограммы есть в этом слове? Запишите по два слова с непроверяемой буквой а и буквой е; с буквой ь, которая обозначает мягкость согласного звука. (Например: аппетит, апельсин, сирень, окунь.)

2. Запишите под диктовку предложения:

Открываем календарь – начинается январь.

Без досок, без топоров через речку мост готов.

– Подчеркните словарные слова. Написание каких букв надо запомнить? Что такое через? Запомните написание этого предлога.


 

- дату

- классная работа


 


 


 


 


 


 


 

- календарь


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- лед


 


 

- предлог

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Прочитайте ключевые слова темы на с. 85.

– Сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов. )

– Составим план урока.

Учитель составляет план вместе с детьми.


 

– Что мы сейчас делали?


 


 

-Находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, обозначать их на письме, применять общее правило правописания.

- планировали свою деятельность

Развитие умений – применение знания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка


 


 


 

I. Работа в учебнике

1. Письмо по памяти. Упр. 95 – развивается умение находить слова с орфограммами-буквами согласных (непроизносимых и в конце слова).

2. Диктант с подготовкой. Упр. 96 – развивается умение видеть в словах знакомые орфограммы (буквы парных согласных в корне, проверяемые и непроверяемые буквы гласных, ь для обозначения мягкости согласного в середине слова).

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


 

3. Самодиктант. Упр. 97 – совершенствуется умение определять вид орфограммы в словах, применять обобщённое правило написания, подбирать слова с тем же видом орфограммы.

– Прочитайте слово под цифрой 1. Какая орфограмма обозначена? Назовите другие слова с этой орфограммой.


 


 


 


 


 


 


 


 

– Какие орфограммы мы проверяем одним и тем же правилом?

4. Свободный диктант.

Упр. 98.

1. Работа с текстом.

а) Чтение текста.

б) Беседа после чтения:

– О чём текст? Какова его тема?

– В каком предложении автор выразил главную мысль?

– Как можно озаглавить текст?

– Запишем заглавие, подчеркнём знакомые орфограммы.

в) Работа по абзацам.

Чтение 1-го абзаца.

– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? Как его можно озаглавить?

– Как вы думаете, автор рад, что осень прошла?

Чтение 2-го абзаца.

– Сколько в нём предложений?

– Какие слова доказывают, что автору нравится зимняя пора?

2. Орфографическая подготовка.

а) Найдите слова с непроизносимыми согласными. Подчеркните в учебнике буквы, которые обозначают на письме непроизносимые согласные звуки. Назовите проверочные слова.

б) Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между словами? Подчеркните их, объясните.

3. Запись текста.

Дети закрывают учебники. Учитель читает 1-й абзац. Дети записывают, как запомнили. Учитель читает 2-й абзац. Дети записывают по памяти.

4. Самопроверка (без помощи учебника).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- непроизносимый согласный звук в корне слова

Ученики самостоятельно записывают 2–3 слова, обозначают орфограмму. Затем записывают слова с орфограммами-проверяемыми буквами согласных в конце слова, в середине слова, с удвоенными буквами согласных в корне.

Взаимопроверка.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- в последнем


 

- чудесная зимняя пора


 


 


 


 


 


 

- наступила зима


 

Да, он говорит о том, что кончились ненастные дни, а зимняя пора – чудесная.


 

- Солнце ярко светит; снег сияет, цветными блёстками, хорошо, радостно.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

(Осень, кончились, чудесная, пора, холодное, в_морозный день, снег, цветными, на сердце, хорошо.)


 


 


 


 


 

Дети находят и подчёркивают все знакомые орфограммы в словах и между словами; проверяют наличие двух абзацев в своём тексте.

5. Итог урока

– На какие две большие группы можно разделить все орфограммы-буквы согласных в корне слова?

– Какие виды орфограмм-букв согласных входят в каждую из этих групп?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


 


 

- проверяемые и непроверяемые

6. Домашнее задание

На выбор.

1. Упр. 7, с. 88.

2. Выполнить самостоятельно итоговый текст по теме «Правописание букв согласных в корне».

 

7. Организационный конец урока

Молодцы ребята! Урок окончен. Не забудьте приготовится к следующему уроку.

 
Комментарии

Спасибо. Скоро будем изучать эту тему.

20 September 2016

Похожие публикации