Изучение темы «Непроизносимые согласные в корне слова» (6 конспектов, 3 класс)
Конспект урока на тему «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»
Предметные умения: воспроизводить правило проверки проверяемых согласных непроизносимые согласные звуки, писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, подбирать однокоренные слова, обозначать на письме
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте ребята. Проверьте свои рабочие места. Все ли у нас готово к уроку? Посмотрите, какое на улице солнышко, пусть оно греет нас и способствует нашей плодотворной работе! |
- Проверяют свои рабочие места |
2. Актуализация знаний |
Словарная работа. 1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон. 2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а. 3.- Какие орфограммы - согласных вы знаете? |
- Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить. - Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир. - Парные согласные и удвоенные согласные |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности |
– Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. – Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? – Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Распределительный диктант. Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам. Диктую слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб, солнце,устный. - Какая орфограмма нам еще встретилась? |
- Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова. - дети не могут вспомнить название орфограммы |
Открытие новых знаний Физминутка |
А как вы написали эти слова? (вызываю к доске учащихся с разным написанием слова «устный, солнце» - Почему слова написаны по разному? Кто написал правильно? - Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос. Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске. - Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? - Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова. ( записываю на доске: уста, устный ). - Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный». Аналогично проходит работа над словом «известный». - Что заметили в этих словах? Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет. - Какой мы можем задать вопрос? - Подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Какой вывод мы можем сделать? - Упр. 76. – Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. – Какое можно дать название звуку, который не произносится – Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. – Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. Cформулируйте тему урока.Открывается тема, записанная на доске. – Составим план урока На доске записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. - По какому признаку вы их разделите? Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится. Работа над текстом в рамке. – Прочитайте про себя. Вопросы после чтения: – Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки? – Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? – Это правило письма или закон языка? – Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры. Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно! |
- выписывают на доску - затрудняются ответить - 5 - Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?) - Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). - непроизносимый - устно делают выводы, сравнивают с авторским - в одних согласный звук произносится, а в других нет - звуки - закон языка Приводят примеры |
5. Развитие умений – применение знания |
- Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный. - Какой вопрос возникает? - Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете? Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77. Кокой вывод можем сделать? - Подберите проверочное слово к слову «ужасный». - Выделите корень. Что наблюдаете? Работа в учебнике Упр. 77 Задания: – Прочитайте слова каждого ряда. – Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки. – Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? – Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами? – Что для этого нужно сделать? – Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? –Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу. Упр. 78. – Прочитайте слова. Что их объединяет? – А что различает? – Найдите среди однокоренных слов проверочные. – Почему они являются проверочными? Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается. Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
- Есть ли непроизносимый согласный звук? Предложения детей: Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово. - Ужас, ужасен, ужасающий - Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы - В других однокоренных словах она пишется - Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный - однокоренные - В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т]. - После согласного стоит гласный звук - Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. - умение работать с информацией |
6. Итог урока |
– С какой новой орфограммой вы познакомились? – Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? – Как его можно обнаружить? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
-Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн]. - Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо. |
7. Домашнее задание |
1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук. |
|
8. Организационный конец урока |
- Всем спасибо за работу. Урок окончен! |
Конспект урока по теме «Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова»
Предметные умения: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова, объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка, подбирать примеры для изученного орфографического правила.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
- Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку. Я надеюсь, что на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить |
|
2. Актуализация знаний |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? – Какую запись должны сделать дальше? 1. Словарная работа. – Запишите слова, в которых есть и орфограмма-непроверяемая буква безударного гласного, и буква удвоенного согласного Суббота, колонна, тонна, профессия, кроссовки, коллектив, пассажир, ссора, бассейн. - Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. Подчеркните все знакомые орфограммы. Кто зачитает нам свое предложение? |
- дату - классная работа
зачитывают |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
– Чем занималась третья сестра: орфограмма-буква согласного?
– Кто же её подданные? – Сформулируйте тему урока и его цель.
– Составим план урока.(учитель записывает) Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? |
- Она следила за тем, чтобы не забывали о непроизносимых согласных звуках в словах и обозначали их соответствующей буквой. - Слова с непроизносимыми согласными звуками. - Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова». Цель: учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Дети предлагают
- планировали свою деятельность |
Развитие умений – применение знания.
Физкультминутка |
1. Блицопрос по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне. – Какие непроизносимые согласные вы знаете? – Где их можно обнаружить? – Назовите ключевые слова правила написания слов с непроизносимым согласным. 2. Работа в учебнике. Упр. 79 После выполнения. – Почему на месте пропусков нужно вставить буквы? – Как вы обнаружили непроизносимые согласные звуки? – В какой части слова находятся непроизносимые согласные звуки? – Какие буквы подчеркнули? – Что помогает объяснить написание буквы непроизносимого согласного? Сравните ваши действия с инструкцией «Как пользоваться правилом». Чтение инструкции в учебнике (с. 74). Беседа после чтения. – С чего нужно начать работу при поиске орфограммы-буквы непроизносимого согласного звука? – Как действовать дальше?
– Что для этого нужно сделать?
– Как обозначить орфограмму?
Работа по учебнику. а) Упр. 80 Ученики проговаривают подробно все три этапа. Например: Тростник. 1) Слышу рядом звуки [сн]. 2) Проверяю, есть ли в этом слове непроизносимый согласный звук. Подбираю проверочное слово тростинка. Появился звук [т'] перед гласным [и]. 3) Пишу, обозначаю: тростинка – тростник. Устно выполняется звуко-буквенный разбор слова властный [власный'] – 8 букв, 7 звуков. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу. б) Упр. 81 – развивается умение находить новые слова с непроизносимым согласным и проверочные к ним. Раз - подняться, потянуться, в) Упр. 82 – развивается умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать проверочное слово, в котором непроизносимый согласный оказывается в конце слова. г) Упр. 83 – развивается умение устанавливать связь между словами, мотивировать написание с опорой на этимологически родственные слова. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу. Игра «Поймай слово». На доске запись:
Кто быстрее допишет слова, тот и победитель. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
- В сочетании со звуками [сн] и [зн]. - Непроизносимый согласный, корень, проверочное слово, однокоренное слово, буква гласного
- подобрали однокоренное проверочное слово - в корне
- Произнести и найти сочетание согласных звуков - Проверить, есть ли в сочетании согласных непроизносимый. - Подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук. - Подчеркнуть одной чертой, выделить корень и записать проверочное слово, подчеркнув двумя чертами букву
- Выполнить звуко-буквенный анализ
Выполняют коллективно под руководством учителя.
Запись с комментариями.
Выполняется самостоятельно.
- Умение работать с информацией |
5. Итог урока |
– Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова? – Чем они различаются? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
- Нужно подбирать проверочные слова, чтобы правильно написать букву согласного В 1-м звук не произносится, а во 2-м – произносится. |
6. Домашнее задание |
1. Запомнить инструкцию (алгоритм) работы по правилу. 2. Упр. 2, с. 86. Выполняется по алгоритму. |
|
7. Организационный конец урока |
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Всем спасибо. Урок окончен |
Конспект урока по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Сочинение по опорным словам»
Предметные умения: письменно пересказывать текст по предварительно составленному плану; правильно оформлять предложения на письме; применять знания орфографических правил на практике; различать проверочное и проверяемое слово.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Прозвенел звонок, начался урок. На уроке каждый ученик должен работать чтобы время зря не терять. Хорошо поработаем на уроке, больше узнаем. Проверьте свои рабочие места |
|
2. Актуализация знаний |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? – Какую запись должны сделать дальше? Словарная работа. 1. Выпишите словарные слова из следующих пословиц. Аппетит приходит во время еды. Без грамматики нет и математики. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. 2. Запишите одну пословицу, в которой есть словарное слово. Яблоко от яблони недалеко падает. Что написано пером, не вырубишь топором. Собака лает – ветер носит 2. Проверка домашнего задания. 1. Беседа по вопросам: – В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? Приведите примеры из упр. , которое выполняли дома. – Какое ещё сочетание встретилось вам в этом упражнении? – Почему исчезают отдельные звуки? – Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? – Как обозначается орфограмма? |
- дату - классная работа
-[стн], [здн]
- приводят примеры
- [стл]
- Три согласных подряд трудно произнести, и таким образом упрощается их произношение.) |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
На основе предыдущего задания сформулируйте цель урока. – Составим план урока. Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? |
- Развивать умение находить непроизносимый согласный и правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне. - планировали свои деятельность |
Развитие умений – применение знания.
Физкультминутка |
Работа в учебнике 1. Упр. 84 Проводится коллективная работа по развитию речевых умений на базе устойчивых выражений, включающих слова с непроизносимыми согласными. Объясните значение устойчивых выражений. Что они означают? У меня на сердце камень Сердце кровью обливается Уйти с тяжёлым сердцем Этот человек мне по сердцу Скажу, положа руку на сердце Подарил от чистого сердца – К какому выражению художник нарисовал иллюстрацию? Запись выражений по вариантам. 2. Работа со словами в рамке (с. 77). – Прочитайте слова. Почему их написание надо запомнить? – Какие из этих слов однокоренные? Есть слово празден, которое вышло из активного употребления. Является ли это слово проверочным? – Составьте и запишите словосочетания с этими словами Пальцы делают зарядку, . 3. Самостоятельная работа по вариантам или по выбору. Упр. 85. Осложнённое списывание (1–2 предложения каждому ряду). Упр. 86 – найти слова с непроизносимыми согласными, выделить сочетания, в которых они встречаются (солнце, сердце, ненастной). – Какой ещё согласный может быть непроизносимым? – В чём его особенность? Какое место он занимает в сочетании согласных? 4. Упр. 87 – наблюдение над словами, сходными в произношении, но различными в значении и написании. Сначала ученики читают предложение под цифрой 1. Произносят выделенные слова. Затем предложение под цифрой 2. – Почему слова при произношении похожи? – Объясните значение каждого слова. Последнее задание ученики выполняют самостоятельно. Сочинение по опорным словам. Упр. 99. 1. Прочитайте слова. – Соответствуют ли они теме «Осенняя картинка»? Составьте предложения, используя опорные слова. – В каком значении употребляется слово грустное в словосочетаниях грустное солнце и грустное настроение? Как сказать по-другому?
– О чём ещё можно написать? – Составьте словосочетания с этими словами. (Учитель записывает на доске: поблёкшая трава, свинцовые тучи, капризное небо и т.д.) – Определите главную мысль вашего текста. – Составьте текст. (Заслушиваем двух-трёх учеников.) 2. Орфографическая подготовка. учитель комментирует написания, которые ещё не изучались на уроках, даются как словарные слова. 3. Самостоятельная запись текста. 4. Самопроверка по учебнику. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
- плохо на душе - переживать за кого-то
- уйти сильно расстроенным - мне нравится этот человек, я его люблю. – честно, искренне, без утайки. – искренне, с любовью.
- Праздник, праздничный
- [л]
- Стоит первым в ряду трёх согласных
- В словах частные, лестные, лестница не произносится звук [т], и они становятся похожи на слова, которые сходно с ними звучат, но отличаются одним звуком или ударением.
- да
- Неяркое холодное солнце, тоскливое, печальное настроение.
- О небе, тучах, траве, дорогах
- Увядание природы навевает грусть и печаль
Ученики самостоятельно подчёркивают орфограммы в словах,
- Выполнить звуко-буквенный анализ
- Умение работать с информацией |
5.Итог урока |
– Какие непроизносимые согласные узнали на уроке? – Все ли слова с непроизносимыми согласными можно проверить? Приведите примеры. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
- [в], [л] |
6. Домашнее задание |
Упр. 3, с. 87, или дописать сочинение «Осенняя картинка». |
|
7. Организационный конец урок |
Всем спасибо за урок.Давайте похлопаем друг другу. Урок окончен! |
Конспект урока на тему «Слова в которых нет непроизносимого согласного звука»
Предметные умения: производить звуко-буквенный анализ слова с непроизносимыми согласными; без ошибок писать слова в которых нет непроизносимого согласного звука.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? |
|
2. Актуализация знаний |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? – Какую запись должны сделать дальше? Словарная работа. Проверка домашнего задания. – Написание каких слов вы должны были запомнить? Какие ряды однокоренных слов у вас получились? – Узнайте слово с непроизносимым согласным по его значению. Запишите слова в столбик по вариантам. Учитель читает поочерёдно значения слов двум вариантам: I вариант: 1. Постоянно завидующий. 2. Любящий повелевать. 3. Тот, кто принимает в чём-либо участие. 4. Относящийся к кости. II вариант: 1. Большая морская птица. 2. Речь, которая звучит, произносится. 3. Белая бабочка. 4. Что? Возраст. Какой?.. 5. Что? Адрес. Какой?.. – Прочитайте слова, которые получились из первых букв написанных слов. – В каком слове букв и звуков поровну? – Что можно сказать о количестве букв и звуков в остальных словах? |
- дату - классная работа
- Звук, буква
- адресный
- Звуков меньше чем букв |
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
|
– Если мы слышим рядом несколько согласных звуков, всегда ли в этих словах есть непроизносимый звук? Как это проверить? Попробуем ответить на эти вопросы. 1. Наблюдения над однокоренными словами. а) Упр. 88. Запись: Лестница, лестничная (площадка). Вкус, вкусовые (ощущения), вкусный, безвкусный. В словах первой группы есть непроизносимый согласный звук [т]. Написание этих слов надо запомнить. Проверочные слова вкус, вкусовые доказывают, что в словах вкусный, безвкусный нет непроизносимого согласного звука. б) Ответ на вопрос (с. 79).
в) Упр. 89.
|
Выполняют под руководством учителя
- Чтобы определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо подобрать однокоренное слово и посмотреть, слышится ли согласный звук перед гласным или в конце слова Ученики заучивают стихотворение наизусть, выписывают слова по образцу, данному в упражнении, выполняют звуко-буквенный анализ слова чудесный – [ч'уд'эсный'] – 8 б., 8 зв. |
Развитие умений – применение знания.
Физкультминутка
|
Работа в учебнике 1. Упр. 90 – развивается умение отличать слова с непроизносимым согласным от слов, в которых непроизносимого согласного нет. Сначала упражнение выполняется с коллективным устным разбором по заданию. Ученики пользуются инструкцией (с. 74), затем самостоятельно записывают: Известный (весть) писатель, местный (место) житель и т.д. Прекрасное (прекрасен) утро, опасная (опасен) профессия и т.д. Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули. Повернулись вправо, влево. Стало гибким наше тело. И на стуле скок, скок, скок. Ну как будто колобок! А теперь попляшут ножки, Побежали по дорожке Быстро, быстро, топ, топ, топ. И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп. Ножки вытянем вперед. Влево, вправо поворот, Чтобы мышцы сильнее стали поработают суставы, Ножки выше поднимаем. И в коленочках сгибаем, головой все повращаем. И урок наш продолжаем.
2. упр. 91. Диктант с подготовкой. Можно провести как взаимодиктант. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу. |
- выполнить звуко-буквенный анализ |
5. Итог урока |
– Как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук? Проверьте свои умения, выполнив задание № 6, тема 2 (тренировочные задания). Обоснуйте выбор ответа. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
|
6. Домашнее задание |
Упр. 4, с. 87. |
|
7. Организационный момент |
Ребята, наши знания складываются как кирпичный домик. Если вы будете всегда очень внимательны, наш домик никогда не разрушиться. Всем спасибо. Урок окончен. |
Конспект урока по теме «Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова»
Предметные умения: формулировать обобщенное правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
-Вы любите преодолевать трудности? -Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Давайте послушаем себя. Позволит ли ваше настроение преодолеть трудности на нашем уроке? |
|
2.Актуализация знаний |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? – Какую запись должны сделать дальше? 1. Словарная работа. 1. Лексическое значение: Характер – психические и духовные качества человека. 2. Образование и запись однокоренных слов: характерный, охарактеризовать, характеристика. (Учитель обращает внимание,что в первом слове можно по-разному поставить ударение: характерный пример, нехарактерный актёр.) 3. Списывание пословицы с доски: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. – Как вы понимаете пословицу? Какие орфограммы подчеркнули? 4. Составление словосочетаний. – Какой может быть характер? |
- дату - классная работа
- Ученики подбирают соответствующие прилагательные: тяжёлый, злобный, суровый, лёгкий, весёлый, хороший |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
На доске запись: Характер (какой?) властный, мягкий, чудесный. – Назовите орфограммы. Как вы их нашли? – Как доказать, нужно или не нужно писать букву непроизносимого согласного? – О написании каких букв мы будем говорить на уроке?
– Сформулируйте цель урока.
– Составим план урока. Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? |
- Подобрать проверочные слова - О буквах, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки, и буквах непроизносимых согласных. - Научиться разграничивать разные виды орфограмм-букв согласных, правильно писать слова с этими орфограммами.
- планировали свою деятельность |
Развитие умений – применение знания.
Физкультминутка
|
I. Наблюдение над общей закономерностью написания букв согласных. 1. Работа по учебнику. а) Упр. 92. Диктант с подготовкой. Письмо по памяти. Назовите слова с орфограммой-буквой согласного. – Это один или разные виды орфограмм-букв согласных? – Какие ещё виды орфограмм встретились в этом упражнении? б) Упр. 93. Выборочное списывание. Алгоритм выполнения: 1. Дети устно объясняют написания на месте пропусков, называют орфограмму и вставляют нужную букву простым карандашом. 2. Самостоятельная группировка орфограмм по видам, названным в учебнике.
3. Беседа после выполнения упражнения. – Какие слова не выписали? – Какая орфограмма в конце слова?
– Какое слово выписали два раза? – Какие в нём орфограммы?
– Как мы действовали, когда проверяли орфограммы в словах 1-й и 2-й группы? – Одинаковые или разные действия нам нужно было выполнять? – Сформулируйте общее правило,закономерность, на которую можно опираться при написании слов с орфограммами-буквами согласных в корне слова. II. Работа над выводом (с. 83). 1. Прочитайте вывод на с. 83 и сравните с тем, который вы сделали самостоятельно. – Расскажите правило. Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!
2. Составление инструкции (задание после вывода). а) Произнесите слово. Определите, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце слова или середине слова в стечении согласных или непроизносимый согласный звук. б) Подберите однокоренное проверочное слово или измените форму слова. в) Напишите слово. г) Обозначьте орфограмму. Упр. 94 – совершенствуется умение проверять разные виды орфограмм-букв согласных, опираясь на одно и то же правил Запись в тетрадях: Здравствуйте – здравие, вокруг – округа, друг – друга, телятки – телята, гладки – гладок, грядка – гряда, пичужки – пичужек, избушки – избушек. |
- разные
- день, январь, календарь, семь - Буква ь для обозначения мягкости согласных звуков.) - Ночлег
- Проверяемая буква безударного гласного в корне и буква проверяемого согласного в конце слова.
- подбирали проверочные слова
- одинаковые
- Для написания букв проверяемых и непроизносимых согласных можно пользоваться одним и тем же правилом – подбирать однокоренные проверочные слова, в которых согласный будет произноситься ясно, отчётливо.
- выполняется самостоятельно
|
5. Итог урока |
– При написании слов с какими орфограммами мы действуем одинаково? Как именно? – Уточните цель урока. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
-Выявить общую закономерность при написании слов с проверяемыми согласными и непроизносимыми согласными в корне |
6. Домашнее задание |
1. Упр. 5, с. 87. 2. Задания № 7, 8, тема 2 (тренировочные задания) в «Рабочей тетради». |
|
7. Организационный конец урока |
Молодцы! Урок окончен. |
Конспект урока на тему
«Правописание проверяемых согласных в корне слова»
Предметные умения: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях если допущена ошибка; подбирать примеры для изучения орфографических правил
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Здравствуйте ребята! Начнём наш урок с утренней разминки. В школе, дома, во дворе, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. -Молодцы, ребята. Садитесь. - Теперь покажите своё настроение на своем лице. - Проверьте порядок на парте, сели ровненько, проверьте расстояние между партой и собой. |
|
2. Актуализация знаний |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? – Какую запись должны сделать дальше? 1. Словарная работа. 1. Отгадайте загадку: Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно, круглый год Точный счёт он дням ведёт. – Запишите слово. Какие орфограммы есть в этом слове? Запишите по два слова с непроверяемой буквой а и буквой е; с буквой ь, которая обозначает мягкость согласного звука. (Например: аппетит, апельсин, сирень, окунь.) 2. Запишите под диктовку предложения: Открываем календарь – начинается январь. Без досок, без топоров через речку мост готов. – Подчеркните словарные слова. Написание каких букв надо запомнить? Что такое через? Запомните написание этого предлога. |
- дату - классная работа
- календарь
- лед
- предлог |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
– Прочитайте ключевые слова темы на с. 85. – Сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов. ) – Составим план урока. Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? |
-Находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, обозначать их на письме, применять общее правило правописания. - планировали свою деятельность |
Развитие умений – применение знания.
Физкультминутка
|
I. Работа в учебнике 1. Письмо по памяти. Упр. 95 – развивается умение находить слова с орфограммами-буквами согласных (непроизносимых и в конце слова). 2. Диктант с подготовкой. Упр. 96 – развивается умение видеть в словах знакомые орфограммы (буквы парных согласных в корне, проверяемые и непроверяемые буквы гласных, ь для обозначения мягкости согласного в середине слова). Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся. Руки в стороны развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
3. Самодиктант. Упр. 97 – совершенствуется умение определять вид орфограммы в словах, применять обобщённое правило написания, подбирать слова с тем же видом орфограммы. – Прочитайте слово под цифрой 1. Какая орфограмма обозначена? Назовите другие слова с этой орфограммой.
– Какие орфограммы мы проверяем одним и тем же правилом? 4. Свободный диктант. Упр. 98. 1. Работа с текстом. а) Чтение текста. б) Беседа после чтения: – О чём текст? Какова его тема? – В каком предложении автор выразил главную мысль? – Как можно озаглавить текст? – Запишем заглавие, подчеркнём знакомые орфограммы. в) Работа по абзацам. Чтение 1-го абзаца. – Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? Как его можно озаглавить? – Как вы думаете, автор рад, что осень прошла? Чтение 2-го абзаца. – Сколько в нём предложений? – Какие слова доказывают, что автору нравится зимняя пора? 2. Орфографическая подготовка. а) Найдите слова с непроизносимыми согласными. Подчеркните в учебнике буквы, которые обозначают на письме непроизносимые согласные звуки. Назовите проверочные слова. б) Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между словами? Подчеркните их, объясните. 3. Запись текста. Дети закрывают учебники. Учитель читает 1-й абзац. Дети записывают, как запомнили. Учитель читает 2-й абзац. Дети записывают по памяти. 4. Самопроверка (без помощи учебника). |
- непроизносимый согласный звук в корне слова Ученики самостоятельно записывают 2–3 слова, обозначают орфограмму. Затем записывают слова с орфограммами-проверяемыми буквами согласных в конце слова, в середине слова, с удвоенными буквами согласных в корне. Взаимопроверка.
- в последнем
- чудесная зимняя пора
- наступила зима
Да, он говорит о том, что кончились ненастные дни, а зимняя пора – чудесная.
- Солнце ярко светит; снег сияет, цветными блёстками, хорошо, радостно.
(Осень, кончились, чудесная, пора, холодное, в_морозный день, снег, цветными, на сердце, хорошо.)
Дети находят и подчёркивают все знакомые орфограммы в словах и между словами; проверяют наличие двух абзацев в своём тексте. |
5. Итог урока |
– На какие две большие группы можно разделить все орфограммы-буквы согласных в корне слова? – Какие виды орфограмм-букв согласных входят в каждую из этих групп? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
- проверяемые и непроверяемые |
6. Домашнее задание |
На выбор. 1. Упр. 7, с. 88. 2. Выполнить самостоятельно итоговый текст по теме «Правописание букв согласных в корне». |
|
7. Организационный конец урока |
Молодцы ребята! Урок окончен. Не забудьте приготовится к следующему уроку. |
Чернышева Татьяна Васильевна