Урок русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»
Урок русского языка . 3 класс.
Тема : «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.»
Планируемые образовательные результаты:
предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок – обобщение знаний
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодняшний урок я предлагаю начать вот с такого задания. Сейчас я вам прочитаю пословицу , объясните её значение.
Землю красит – солнце , а человека – труд.
-Какая орфограмма в слове солнце?
-Значит в слове «солнце» есть такая согласная, которая не произносится, а пишется.
-Как называются такие согласные?
- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?
(Выслушиваются варианты ответов детей.)
3.Каллиграфическая минутка.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- С чего начнём работу? (С каллиграфической минутки)
- С какой целью мы её проводим? (Чтобы учиться писать красиво, учить себя.)
-запишем красиво - Вв Дд Лл Тт
- поднимите карточку зеленого цвета, если вам понравилось как вы справились с работой на отлично, а синего цвета , если были допущены ошибки.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся
Но пишутся в тетрадке.
-А теперь давайте ребята, чтобы согласные не играли с нами в прятки , запишем их в тетрадке.
- Я буду читать загадки, вы ответы запишите в тетрадке.
1.День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук…(сердце).
2.Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются… бумажки)
3..Не огонь, а
больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит. /солнце/
3..Сделал шаг - стал ростом выше.
Так "дорос" до самой крыши.
А потом назад пошел -
К росту прежнему пришел.(лестница)
- Подчеркните орфограммы. Какое слово « лишнее»? Почему?
- Давайте вспомним , как надо проверить непроизносимую согласную в корне слова.
(Чтобы проверить есть ли в слове непроизносимый согласный звук, нужно подобрать несколько однокоренных слов, в одном из которых этот звук четко слышится.(проверочные – гласные).
- Так над чем мы будем работать на этом уроке?
3.Работа по теме урока.
1.На доске записаны столбиком слова
грусть
звезда
честь
прелесть
капуста
- Какой частью речи являются данные слова? (именами существительными)
Задание: спишите и запишите во второй столбик однокоренные слова-прилагательные.(1 уч. работает у доски)
2.Задание по карточкам.(работа в парах)
- У каждой пары есть карточка со словами. Нужно для слов из первого столбика найти проверочное слово из второго столбика и соединить. Подчеркнуть непроизносимую согласную. Работу сделать за 2 минуты.
ужасен |
|
звездный |
опоздать |
честный |
вкусен |
местность |
солнечный |
радостный |
звезда |
ужасный |
честен |
поздний |
место |
вкусный |
радость |
- А теперь пары поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа Исправьте ошибки , если они есть. Поменяйтесь обратно, поднимите зеленую карточку, если работа без ошибок, синюю- если 1-2 ошибки.
4. Физкультминутка
5. Работа по учебнику.
6.Рефлексия
1.Приём «Верные и неверные утверждения».
-У вас на партах лежат зелёные и синие квадраты. Послушайте предложения и определите верное высказывание или неверное. Если высказывание верное, то поднимите зелёный квадрат, а если неверное – синий.
1.В некоторых словах согласные звуки т, д, л, в не произносятся, но пишутся.(з)
2.Согласные, которые не произносятся в слове, называются парными согласными.(с)
3.Для проверки непроизносимых согласных надо изменить форму слова.(с)
4. . Согласные, которые не произносятся в слове, называются непроизносимыми согласными (з)
5.. Чтобы проверить непроизносимую согласную надо подобрать однокоренные слова, чтобы ее четко было слышно. (з)
2.- А теперь вы будете в роли учителя. Проверьте правильность выполнения работы. Спишите , исправьте ошибки . Объясните свое решение.
СКОРО НАСТУПИТ РАДОСНЫЙ ПРАЗНИК.
В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ СТОИТ ПРЕЛЕСНАЯ ЁЛКА.
-Проверка с объяснением.
3. Перед вами карточки, вставьте, где необходимо непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные № 3 |
Непроизносимые согласные № 3 |
Непроизносимые согласные № 3 |
||||||||
ВКУС |
НЫЙ |
ВКУС |
НЫЙ |
ВКУС |
НЫЙ |
|||||
ЗВЕЗ |
НЫЙ |
ЗВЕЗ |
НЫЙ |
ЗВЕЗ |
НЫЙ |
|||||
ЧЕС |
НЫЙ |
ЧЕС |
НЫЙ |
ЧЕС |
НЫЙ |
|||||
МЕС |
НОСТЬ |
МЕС |
НОСТЬ |
МЕС |
НОСТЬ |
|||||
СО |
НЦЕ |
СО |
НЦЕ |
СО |
НЦЕ |
|||||
ПОЗ |
НО |
ПОЗ |
НО |
ПОЗ |
НО |
|||||
НЕНАС |
НЫЙ |
НЕНАС |
НЫЙ |
НЕНАС |
НЫЙ |
|||||
ЛЕС |
НИЦА |
ЛЕС |
НИЦА |
ЛЕС |
НИЦА |
|||||
ПРАЗ |
НИК |
ПРАЗ |
НИК |
ПРАЗ |
НИК |
|||||
УЖАС |
НЫЙ |
УЖАС |
НЫЙ |
УЖАС |
НЫЙ |
|||||
ЗАПАС |
НОЙ |
ЗАПАС |
НОЙ |
ЗАПАС |
НОЙ |
5. Итог урока.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Зачем нам это нужно знать?
--– Кто запомнил правило в стихотворной форме?
- Поднимите зеленую карточку ,у кого задания не вызвали затруднения.
- Синюю, кто испытывал затруднения.
- Всех ли целей достигли, которые были поставлены на уроке?
- Оценивание работы учащихся
6. .Домашнее задание. Составить и записать 3 предложения со словами с непроизносимой согласной.
солнце |
ужасен |
звездный |
опоздать |
честный |
вкусен |
местность |
солнечный |
радостный |
звезда |
ужасный |
честен |
поздний |
место |
вкусный |
радость |
солнце |
ужасен |
звездный |
опоздать |
честный |
вкусен |
местность |
солнечный |
радостный |
звезда |
ужасный |
честен |
поздний |
место |
вкусный |
радость |
солнце |
ужасен |
звездный |
опоздать |
честный |
вкусен |
местность |
солнечный |
радостный |
звезда |
ужасный |
честен |
поздний |
место |
вкусный |
радость |
-
солнце |
ужасен |
звездный |
опоздать |
честный |
вкусен |
местность |
солнечный |
радостный |
звезда |
ужасный |
честен |
поздний |
место |
вкусный |
радость |