12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрук Татьяна Васильевна25
2

Урок русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»

Урок русского языка . 3 класс.

Тема : «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.»

Планируемые образовательные результаты:

 предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок – обобщение знаний

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.

Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодняшний урок я предлагаю начать вот с такого задания. Сейчас я вам прочитаю пословицу , объясните её значение. 

Землю красит – солнце , а человека – труд.


 

-Какая орфограмма в слове солнце?

-Значит в слове «солнце» есть такая согласная, которая не произносится, а пишется.

-Как называются такие согласные?


 

- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?

(Выслушиваются варианты ответов детей.)


 

3.Каллиграфическая минутка.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. 
- С чего начнём работу? (С каллиграфической минутки)
- С какой целью мы её проводим? (Чтобы учиться писать красиво, учить себя.)

-запишем красиво - Вв Дд Лл Тт

- поднимите карточку зеленого цвета, если вам понравилось как вы справились с работой на отлично, а синего цвета , если были допущены ошибки.


 

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся

Но пишутся в тетрадке.

-А теперь давайте ребята, чтобы согласные не играли с нами в прятки , запишем их в тетрадке.

- Я буду читать загадки, вы ответы запишите в тетрадке.

1.День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг 
Прекратиться этот стук…(сердце).

2.Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются… бумажки)

3..Не огонь, а

больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит. /солнце/

3..Сделал шаг - стал ростом выше.

Так "дорос" до самой крыши.

А потом назад пошел -

К росту прежнему пришел.(лестница)

- Подчеркните орфограммы. Какое слово « лишнее»? Почему?

- Давайте вспомним , как надо проверить непроизносимую согласную в корне слова.

(Чтобы проверить есть ли в слове непроизносимый согласный звук, нужно подобрать несколько однокоренных слов, в одном из которых этот звук четко слышится.(проверочные – гласные).

- Так над чем мы будем работать на этом уроке?

3.Работа по теме урока.

1.На доске записаны столбиком слова

грусть

звезда

честь

прелесть

капуста

- Какой частью речи являются данные слова? (именами существительными)

Задание: спишите и запишите во второй столбик однокоренные слова-прилагательные.(1 уч. работает у доски)

2.Задание по карточкам.(работа в парах)

- У каждой пары есть карточка со словами. Нужно для слов из первого столбика найти проверочное слово из второго столбика и соединить. Подчеркнуть непроизносимую согласную. Работу сделать за 2 минуты.

солнце

ужасен

звездный

опоздать

честный

вкусен

местность

солнечный

радостный

звезда

ужасный

честен

поздний

место

вкусный

радость

- А теперь пары поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа Исправьте ошибки , если они есть. Поменяйтесь обратно, поднимите зеленую карточку, если работа без ошибок, синюю- если 1-2 ошибки.

4. Физкультминутка

5. Работа по учебнику.

6.Рефлексия

1.Приём «Верные и неверные утверждения».

-У вас на партах лежат зелёные и синие квадраты. Послушайте предложения и определите верное высказывание или неверное. Если высказывание верное, то поднимите зелёный квадрат, а если неверное – синий.

1.В некоторых словах согласные звуки т, д, л, в не произносятся, но пишутся.(з)

2.Согласные, которые не произносятся в слове, называются парными согласными.(с)

3.Для проверки непроизносимых согласных надо изменить форму слова.(с)

4. . Согласные, которые не произносятся в слове, называются непроизносимыми согласными (з)

5.. Чтобы проверить непроизносимую согласную надо подобрать однокоренные слова, чтобы ее четко было слышно. (з)

2.- А теперь вы будете в роли учителя. Проверьте правильность выполнения работы. Спишите , исправьте ошибки . Объясните свое решение.

СКОРО НАСТУПИТ РАДОСНЫЙ  ПРАЗНИК.


 

В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ СТОИТ ПРЕЛЕСНАЯ ЁЛКА.

-Проверка с объяснением.

3. Перед вами карточки, вставьте, где необходимо непроизносимые согласные.

Непроизносимые согласные

3

Непроизносимые согласные

3

Непроизносимые согласные

3

ВКУС

 

НЫЙ

ВКУС

 

НЫЙ

ВКУС

 

НЫЙ

ЗВЕЗ

 

НЫЙ

ЗВЕЗ

 

НЫЙ

ЗВЕЗ

 

НЫЙ

ЧЕС

 

НЫЙ

ЧЕС

 

НЫЙ

ЧЕС

 

НЫЙ

МЕС

 

НОСТЬ

МЕС

 

НОСТЬ

МЕС

 

НОСТЬ

СО

 

НЦЕ

СО

 

НЦЕ

СО

 

НЦЕ

ПОЗ

 

НО

ПОЗ

 

НО

ПОЗ

 

НО

НЕНАС

 

НЫЙ

НЕНАС

 

НЫЙ

НЕНАС

 

НЫЙ

ЛЕС

 

НИЦА

ЛЕС

 

НИЦА

ЛЕС

 

НИЦА

ПРАЗ

 

НИК

ПРАЗ

 

НИК

ПРАЗ

 

НИК

УЖАС

 

НЫЙ

УЖАС

 

НЫЙ

УЖАС

 

НЫЙ

ЗАПАС

 

НОЙ

ЗАПАС

 

НОЙ

ЗАПАС

 

НОЙ

5. Итог урока.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Зачем нам это нужно знать?

--– Кто запомнил правило в стихотворной форме?

- Поднимите зеленую карточку ,у кого задания не вызвали затруднения.

- Синюю, кто испытывал затруднения.

- Всех ли целей достигли, которые были поставлены на уроке?

- Оценивание работы учащихся

6. .Домашнее задание. Составить и записать 3 предложения со словами с непроизносимой согласной.

солнце

ужасен

звездный

опоздать

честный

вкусен

местность

солнечный

радостный

звезда

ужасный

честен

поздний

место

вкусный

радость


 


 

солнце

ужасен

звездный

опоздать

честный

вкусен

местность

солнечный

радостный

звезда

ужасный

честен

поздний

место

вкусный

радость


 


 

солнце

ужасен

звездный

опоздать

честный

вкусен

местность

солнечный

радостный

звезда

ужасный

честен

поздний

место

вкусный

радость


 


 

-

солнце

ужасен

звездный

опоздать

честный

вкусен

местность

солнечный

радостный

звезда

ужасный

честен

поздний

место

вкусный

радость

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.