Урок русского языка «Правописание проверяемых согласных букв в корне» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Русский язык
3 класс
Автор: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
Конспект "Правописание проверяемых букв согласных в корне"
DOC / 76 Кб
Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова
Цель:
– развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.
Задачи:
1. Формировать умение работать по алгоритму
2. Формировать орфографические умения правописания проверяемых букв согласных в корне.
3. Развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Организационный момент | - Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и начнём работу. | Регулятивные УУД |
Ι. Актуализация знаний. | Минутка чистописания - Какое событие будет проходить в нашей школе на этой неделе? (Декада русского языка) - Будут проводиться различные конкурсы, соревнования, КВНы. Слайд 2 И начнём мы сегодня урок с соревнования в конкурсе «Обладатель золотого пера». Как вы понимаете, кто такой «Обладатель золотого пера»? (Это человек, который пишет, выполняя все требования каллиграфии: красиво, правильно). - Вы будете соревноваться со всеми третьеклассниками. Вам даны тексты, прочитайте их про себя: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И.Куприн - Прочитайте вслух. - Как понимаете эти слова А.И.Куприна, какой русский язык? - Напишите эту цитату на листочках красиво, аккуратно. Листочки подпишите. - Подчеркните орфограммы. Слайд 3 - Что такое орфограммы? (Если дословно переводить с греческого языка, то получится словосочетание «правильно пишу». Раздел языка, где изучаются все орфограммы — это орфография. Там содержится весь свод правил языка. орфограммы - это правила написания слов) Работа в тетради: – Откройте тетрадь. – Дата? (20 сентября.) – Напишите: «Классная работа». А) Словарная работа. Проверим, как вы помните изученные словарные слова. Ученики по очереди пишут у доски: Чувство, праздник, жужжит, аккуратный, килограмм, шоссе, комната, сумма, пассажир, вокзал, квартира, сапоги. - Подчёркиваем орфограммы. Можно ли их проверить? Слайд 4 - Значит, орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Работа в учебнике Слайд 5 – Прочитайте ключевые слова темы на с. 85. – Сформулируйте цель урока на основе этих ключевых слов. Слайд 6 - Тема урока: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова - Цель: – развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | Слайд 7 Приглашаем всех в большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных. - Орфограмма - буква парного согласного в корне слова - Орфограмма - буква удвоенного согласного в корне слова - Орфограмма - буква непроизносимого согласного в корне слова Слайд 8 Аллея, рукав, солнце, масса, гладкий, звездный - Разделите слова на группы - Самопроверка после выполнения задания: у кого правильно, на полях + - Буквы каких согласных ПРОВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ? (Можно ли проверить буквы удвоенных согласных?) - Как поступаем? (Слова с удвоенными согласными нужно запомнить) стр. 67 - Давайте сравним, как проверять буквы парных и непроизносимых согласных. Слайд 9 Работа в учебнике Сравнение алгоритмов: стр. 48 и стр. 74 (Ребятам даны таблицы с алгоритмами – Приложение 1) Слайд 10 Таблица: Произношу, слушаю Подбираю проверочное слово Пишу букву Графически обозначаю - Вывод: стр. 83 Слайды 12, 13, 14 1. Самодиктант. Упр. 97 – совершенствуется умение определять вид орфограммы в словах, применять обобщённое правило написания, подбирать слова с тем же видом орфограммы. – Прочитайте слово под цифрой 1. Какая орфограмма обозначена? (Непроизносимый согласный в корне слова.) Назовите другие слова с этой орфограммой. Ученики самостоятельно записывают 2–3 слова, обозначают орфограмму. Затем записывают слова с орфограммами-проверяемыми буквами согласных в конце слова, в середине слова, с удвоенными буквами согласных в корне. Взаимопроверка. – Какие орфограммы мы проверяем одним и тем же правилом? 2. Письмо по памяти. Упр. 95 – развивается умение находить слова с орфограммами-буквами согласных (непроизносимых и в конце слова). - Прочитайте задание самостоятельно - вслух - Что нужно сделать? - Пишем по памяти - Работа в парах: взаимопроверка или самопроверка по выбору учеников Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Удалось ли выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу. 3. Работа в группах: - Вставьте пропущенные орфограммы в словах (дать фломастеры) 1 группа: мес…ный, здра…ствуй, ро … кий (б\п), те…аса, праз…ничный. 2 группа: поз …няя, трос … ник, лё … кий (г\к), жи …кий (д\т), кро… овки. 3 группа: счас … ливый, окре … ность, хо … ей, ко … ти (г\к), замёр …(з\с) 4 группа: чу … ство, звёз … ный, ко … ектив, поги … (б\п), подру … ка (ж \ш) 5 группа: сколь … кий (з\с), коро … к а (в\ф), прелес … ный, опас…ный, Кири… 6 группа: шар… (ф\в), ни…кий (з\с), жу …ат, кро … ворд, интерес…но. - Проверка работ: отчёт группы у доски с называнием проверочных слов | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Итог урока. | – На какие две большие группы можно разделить все орфограммы-буквы согласных в корне слова? (Проверяемые и непроверяемые.) – Какие виды орфограмм-букв согласных входят в каждую из этих групп? - Для чего нужно знать орфографические правила? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
Рефлексия | Слайд Сегодня на уроке… - Я научился… - Мне было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Мне больше всего понравилось задание… | |
Домашнее задание. | Стр. 85 упражнение 99 (творческое задание) - Прочитайте, что нужно сделать. Кто не понял, как делать? - Запишите в дневник |
Литература:
1. «Русский язык» Учебник для 3 класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина - М: «Баласс», 2012
2.Тетрадь по чистописанию. Автор: М.А. Яковлева. - М: «Баласс», 2014
3.Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс. Автор: Л.Ю. Комиссарова - М: «Баласс» , 2014 4.«Русский язык. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы: Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева - М: «Баласс», 2014
Приложение 1
Алгоритм проверки букв парных согласных | Алгоритм проверки букв непроизносимых согласных | Общий алгоритм |
Произношу слово. Слушаю, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук. | Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков | 1.Произношу слово. Слушаю |
Если есть, подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный | 2. Проверяю, есть ли непроизносимый согласный звук. Подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный. | 2.Подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный. |
Определяю, какую букву писать | 3. Определяю, какую букву писать | 3. Определяю, какую букву писать |
Пишу слово | 4.Пишу слово | 4.Пишу слово |
Проверяю себя: обозначаю орфограмму. | 5.Проверяю себя: обозначаю орфограмму. | 5.Проверяю себя: обозначаю орфограмму. |
Дубки - дубы | Гигантский - гиганты |
Приложение 2
1 группа: мес…ный, здра…ствуй, ро … кий (б\п), те…аса, праз…ничный.
2 группа: поз …няя, трос … ник, лё … кий (г\к), жи …кий (д\т), кро… овки.
3 группа: счас … ливый, окре … ность, хо … ей, ко … ти (г\к), замёр …(з\с)
4 группа: чу … ство, звёз … ный, ко … ектив, поги … (б\п), подру … ка (ж \ш)
5 группа: сколь … кий (з\с), коро … к а (в\ф), прелес … ный, опас…ный, Кири…
6 группа: шар… (ф\в), ни…кий (з\с), жу …ат, кро … ворд, интерес…но.