12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щукина Вера Александровна719
Россия, Смоленская обл., Рославль

СОГКОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА №6

ЧАС ПОЭЗИИ «В ЕГО СЛОВАХ– ДУША НАРОДА»

(К 110-летию со дня рождения А. Т. Твардовского)

Разработала Щукина Вера Александровна

(учитель первой квалификационной категории)

t1614788856aa.gif


г. Рославль

2021

Оформление:

Название: «В его словах - душа народа» (на школьной доске вырезанные буквы);

выставка книг автора А. Т. Твардовского;

буклет, состоящий из фотографий интерьера и подворья восстановленного хутора Загорье - родины поэта.

t1614788856ab.jpg

Оборудование:

телевизор (для демонстрации видеороликов, презентаций);

компьютер;

гитара.

Цели:

Развивать поэтический кругозор обучающихся, творческие способности: оформительские, вокальные, музыкальные, театральные, умение читать стихи;

Формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

Формировать умение работать в группе;

Формировать навыки нравственного поведения;

Формировать навыки индивидуально-ответственного поведения у делинквентных обучающихся;

Формировать у осужденных психологическую готовность к труду;

Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание; ценностное отношение к прекрасному;

Способствовать формированию объективного, самокритичного отношения к самому себе, своему поведению, поступкам, то есть самооценки;

Способствовать пенитенциарной ресоциализации обучающихся.

Сценарий часа поэзии.

Слайд 1.,Слайд 2.

t1614788856ac.jpgВедущий 1:

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Любую боль,

Любую боль...

Что так и так – летит планета,

Годам и дням ведя отсчет,

И что не взыщется с поэта,

Когда за призраком запрета

Смолчит про то, что душу жжёт…

Слайд 3.

Ведущий 2: Здравствуйте. Сегодня вы встретитесь – кое-кто, наверное, впервые – со стихами человека, чья поэзия – верный друг наших отцов и дедов.

Слайд 4.

t1614788856ad.jpg

t1614788856ae.jpgНа портрете вы видите Александра Трифоновича Твардовского – одну из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Александр Твардовский – советский писатель, прозаик и поэт.

Ведущий 1: Родился Александр Твардовский 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье в Починковском районе Смоленской области, в многодетной семье деревенского кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской (Плескачевской).

Слайд 5.

Ведущий 2: Из воспоминаний Твардовского.

Твардовский: Родился я … на «хуторе пустоши Столпово» - так назывался в бумагах клочок земли, приобретенный отцом моим, Трифоном Гордеевичем Твардовским. Земля эта – десять с небольшим десятин, - вся в мелких болотцах - «оборках», как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, березкой, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца земля эта была дорога до святости. И нам, детям, он с самого малого возраста внушал уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле…

Слайд 6.

t1614788856af.jpg

ЧТЕЦ 1.

На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.
Я помню нашей наковальни
В лесной тиши сиротский звон,
Такой усталый и печальный
По вечерам, как будто он
Вещал вокруг о жизни трудной,
О скудном выручкою дне

В той небогатой, малолюдной,
Негромкой нашей стороне
.

Слайд 7.

Ведущий 1: Мать будущего литератора была выходцем из однодворцев, иначе говоря, ее предками были военизированные землевладельцы, которые проживали на окраине России и охраняли ее пограничные рубежи. Кроме Александра в семье было еще шестеро детей, четыре сына и две дочери. Самым известным среди них стал Иван, 1914 года рождения, тоже прославившийся своими литературными произведениями. Помимо этого он был резчиком по дереву, краснодеревщиком, диссидентом.

Ведущий 2: Известной личностью был и его дед по отцовской линии – Гордей Твардовский, служивший бомбардиром(артиллеристом) в Польше. Там его прозвали «паном Твардовским» и незаметно это прозвище приклеилось и к его сыну. Поэтому Трифон сам себя считал не крестьянином, а однодворцем, ходил в шляпе и не разрешал детям носить лапти.

Слайд 8.

Ведущий 1: С самого раннего возраста Саша впитал любовь и уважение к земле, нелегкому труду крестьянина. Вместе со старшим братом он пас скотину, гонял коней в ночное, участвовал в сенокосе, помогал отцу в кузнеце. Отец, Трифон Гордеевич, был очень начитанным, по деревенским понятиям, человеком, и детям старался привить любовь к книге. Вечерами они устраивали дома избу-читальню, и долгие зимние вечера посвящались чтению вслух книг.

Ведущий 2: Твардовский вспоминал

Твардовский: «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с "Полтавой" и "Дубровским" Пушкина, "Тарасом Бульбой" Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина произошло таким именно образом. Отец и на память знал "Бородино", чуть ли не всего ершовского "Конька-Горбунка», много других стихов.» Однажды в школе учительница прочла ребятам вслух гоголевскую «Ночь перед Рождеством». Этот день был «одним из счастливейших» в его школьной жизни.

Ведущий 1: Сочинять стихи начал еще до овладения грамотой. Первое стихотворение, обличающее сверстников, разорителей птичьих гнезд, он пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о детстве.

Слайд 9.

ЧТЕЦ 2.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я все это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок…

Ведущий 1: С какой нежностью рисует поэт картины родной природы! Так говорить может только тот, кто по-настоящему проникнут люб овью к ней.

Ведущий 26: В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей. Рано приобщенный к крестьянскому труду, будущий поэт не сумел получить систематического школьного образования, но зато накопил жизненный опыт и пристрастился к чтению.

Ведущий 1: Однажды, собрав несколько стихотворений, принёс их своему земляку поэту Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

Слайд 10.

t1614788856ag.jpg

ЧТЕЦ 3.

Есть обрыв, где я, играя,

Обсыпал себя песком.

Есть лужайка у сарая –

Там я бегал босиком.

Есть речушка – там я плавал,

Как бывало, не дыша.

Там я рвал зеленый явор,

Плётки плёл из камыша.

Есть берёза вполобхвата,

Та берёза на дворе,

Где я вырезал когда-то,

Буквы САША на коре…

Но во всей отчизне славной

Нет такого уголка,

Нет такой земли, чтоб равно

Мне была не дорога.

Слайд 11.

Ведущий 2: В 1928 году деревенский парень А. Твардовский в 18 лет ушёл из отцовского дома в Смоленск, унося в фанерном чемоданчике томик стихов Некрасова, привезённый отцом из города и ставший семейной реликвией, бережно хранимой Александром Трифоновичем до последних дней. Твардовский любил свою малую родину, посвятил ей многие стихи.

Слайд 12.

t1614788856ah.jpg

ЧТЕЦ 4.

«Станция Починок»

За недолгий жизни срок,
Человек бывалый,
По стране своей дорог
Сделал я немало.

Под ее шатром большим,
Под широким небом
Ни один мне край чужим
И немилым не был.

Но случилося весной
Мне проехать мимо
Маленькой моей, глухой
Станции родимой.

И успел услышать я
В тишине минутной
Ровный посвист соловья
За оградкой смутной.

Он пропел мне свой привет
Ради встречи редкой,
Будто здесь шестнадцать лет
Ждал меня на ветке.

Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.

И еще доволен я —
Пусть смешна причина,-
Что на свете есть моя
Станция Починок.

И глубоко сознаю,
Радуюсь открыто,
Что ничье в родном краю
Имя не забыто.

И хочу трудиться так,
Жизнью жить такою,
Чтоб далекий мой земляк
Мог гордиться мною.

И встречала бы меня,
Как родного сына,
Отдаленная моя
Станция Починок.

Твардовский: «Восемнадцатилетним парнем я пришел в Смоленск, где не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на работу,- по тем временам это было еще не легко, тем более что специальности у меня никакой не было. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций..»

Ведущий 2: Вспоминал Твардовский. Александру приходилось выживать на те скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Но для того, чтобы что-то получить, молодому поэту нужно было обойти не одну редакцию и покланяться не одному выпускающему редактору. Он отправлял свою поэзию и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения. Окрыленный успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. В Смоленске он поступил в педагогический институт.

Слайд 13.

Ведущий 1: В 1931 году Твардовский женился на Марии Илларионовне Гореловой. И через два года у них родилась дочь. Он, будучи студентом, продолжал сотрудничать в областных газетах: ездил в качестве корреспондента в колхозы, писал статьи и заметки о переменах в сельской жизни. Он прошел хорошую школу поэтического мастерства у Михаила Васильевича Исаковского.

Слайд 14.

Ведущий 2: 30-е годы – начало коллективизации. Семье Твардовских коллективизация принесла много горя: раскулачивание, разорение и высылку в северные края, на уральский лесоповал. Их хутор был сожжен односельчанами. Несмотря на это, поэт вначале поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Ведущий 1: В поэме «Страна Муравия» Твардовский изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

Слайд 15.

В дальнейшем трагическая судьба отца была описана Твардовским в поэме «По праву памяти».

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города,

На севере, тайгою запертом,

Всего там было – холода и голода.

Свою боль поэт, избежавший репрессии, так как давно уже жил в Смоленске, мог высказать только намёками:

Слайд 16.

ЧТЕЦ 5.

Лет семнадцать тому назад
Были малые мы ребятишки.
Мы любили свой хутор,
Свой сад,
Свой колодец,
Свой ельник и шишки.

Нас отец, за ухватку любя,
Называл не детьми, а сынами.
Он сажал нас обапол себя
И о жизни беседовал с нами.

- Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны?-
И сидели мы, выпятив груди,-
Я с одной стороны,
Брат с другой стороны,
Как большие, женатые люди.

Но в сарае своем по ночам
Мы вдвоем засыпали несмело.
Одинокий кузнечик сверчал,
И горячее сено шумело...

Мы, бывало, корзинки грибов,
От дождя побелевших, носили.
Ели желуди с наших дубов -
В детстве вкусные желуди были!..

Лет семнадцать тому назад
Мы друг друга любили и знали.
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ты, брат?
На каком Беломорском канале?


Ведущий 1: Хотя надежды было мало, но родители втайне надеялись, что оставшийся на свободе сын Александр как-то сумеет вызволить их из ссылки. И действительно, после написания и публикации поэмы «Страна Муравия» получивший признание Александр Твардовский приехал за родными и привёз их в Смоленск. Твардовский вскоре после выхода книги «Страна Муравия» перебирается в Москву. Там он переводится на 3 курс филологического факультета одного из лучших в то время гуманитарных вузов – знаменитого Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) и в 1939 году оканчивает его с отличием.

Слайд 17.

Ведущий 2: В 1939 году Александра Твардовского призвали в армию, и он участвовал в боях за освобождение Западной Белоруссии. В финскую войну поэт удостоился офицерского звания, и продолжал служить, но уже специальным корреспондентом воронежской газеты «Красная Армия».

Твардовский: «Живу я хорошо. Втянулся. Езжу непрерыв­но, приезжаю сюда только затем, чтобы выписаться, отоспаться, ото­греться и отмыться. Люди, с которыми все эти месяцы довелось встретиться, и все, что привелось увидеть, сделали из меня почти сов­сем другого человека. Короче, говоря, мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, меж­ду прочим, очень много схожего. Мне кажется, что Армия будет вто­рой моей темой на всю жизнь».

Слайд 18.

Ведущий 2: По воспоминаниям художника 0. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения,«он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая…Военная форма очень шла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб, очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щёк была какая-то женственная мягкость».

Слайд 19.

Ведущий 1: Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет. Поэтому к 1943 году, когда было написано стихотворение «Две строчки», личный архив Твардовского насчитывал несколько десятков блокнотов, исписанных бисерным почерком, в которых автор делал пометки о том, что увидел на войне. Впоследствии эти записи легли не только в основу многочисленных фронтовых репортажей, но и послужили сюжетами для стихов военной тематики, которые принесли Александру Твардовскому заслуженную славу.

Ведущий 2: В основе произведения «Две строчки» также лежат реальные события финской военной кампании 1939 года, в которой из-за неподготовленности и отсутствия боевого опыта погибли десятки тысяч советских военнослужащих. Причем, рассчитывая присоединить Финляндию к СССР в рекордно короткие сроки, советское правительство отправляло на фронт молодых ребят, считая, что они прекрасно справятся с поставленными задачами. Чем это обернулось, Александр Твардовский знал не понаслышке. И один из наиболее ярких образов, связанных у поэта с этой бессмысленной и жестокой войной – молодой боец, «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Запись о нем автор нашел в своем походном репортерском блокноте, и тут же память услужливо подсказала ему все подробности того странного дня, очевидцем которого поэту довелось быть. Он отмечает, что «лежало как-то неумело по-детски маленькое тело», холод уже успел приморозить полы шинели юного солдата ко льду Финского залива, а отлетевшая далеко шапка обнажила коротко стриженую голову воина, который больше был похож на беззащитного ребенка. Описывая свои ощущения от увиденного, Твардовский отмечает, что ему до последнего момента казалось, будто бы солдат все еще продолжает бежать, просто случайно споткнулся и упал. Что вот сейчас он встанет, отряхнется от налипшего снега и продолжит свой путь.

Ведущий 1: Однако вскоре пришло осознание, что этого никогда не произойдет. Но Твардовского поразило не это, а тот факт, что среди тысяч смертей он так ярко запомнил именно эту. И не просто запомнил, а словно бы примерил ее к себе. Поэтому спустя несколько лет автору все еще кажется, что это он, а не тот неизвестный мальчишка, лежит на финском льду «примерзший, маленький, убитый», и никому нет дела до очередной гибели солдата, нелепой, жестокой и никому не нужно. Ужас войны запечатлелся в те годы в памяти поэта в образе бойца-парнишки:

Слайд 20.

t1614788856ai.jpg

ЧТЕЦ 6.

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Ведущий 1: Великая Отечественная Война застала семью Твардовского на даче в деревне Грязи, под Звенигородом. 21 июня был день рождения Александра Трифонови­ча, ему исполнился 31 год. Дату скромно отметили в семейном кругу: он с женой и дочери, младшей из которых было пять месяцев, старшей — девять лет. А 22 июня Твардовский, как обычно, с раннего утра сидел за своим рабочим столом: планы на лето у него были большие. Нормальное течение дачной жизни семьи нарушила дочь Валентина, прибежав с деревенской улицы с известием о начале войны с Германией.

Слайд 21.

Ведущий 2: 23 июня 1941 года Твардовский был направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». Остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной:

То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Ведущий 1: Войну он прошёл «от звонка до звонка». Несколько раз Твардовский попадал в окружение и спасался чудом. Появились пронзительные стихи о войне.

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного

Слайд 22.

Ведущий 2: Кому в наши дни неизвестно ставшее давно хрестоматийным стихотворение Твардовского «Рассказ танкиста» о мальчике «лет десяти — двенадцати», указавшем танкистам, откуда бьет фашистская пушка. Но мало кто знает, что написано оно на основании реального события, рассказанного Твардовскому знакомым ему еще по финской войне майором Василием Архиповым. Случилось это осенью 1941 года во время боев за Полтаву. «Неизвестно имя мальчика, обнаружившего в одном из укромных дворов окраины пушку и не только сообщившего об этом бойцам, но и сопровождавшего танк на то место.


t1614788856aj.jpg

ЧТЕЦ 7.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Слайд 23.

Ведущий 1: Самую большую популярность принесла поэту его поэма «Василий Теркин», которую он писал в военные годы. Он начал в 1941-м, и окончательный вариант сочинения отдал в печать в 1945-м. Ее публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии.

Ведущий 2: Поэма написана доступным языком, ее отличает простая рифма, быстрое развитие сюжета. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа. Твардовский избрал единственно верную тактику построения поэтического произведения. Он понимал, что идет война, что его читатели да и он сам находятся на передовой и в любой момент могут погибнуть, поэтому он старался выдавать законченные истории. Каждая история начиналась и заканчивалась в одном номере газеты, и была как отдельное произведение.

Слайд 24.

Ведущий 1: Памятником тех лет стала книга "Василий Теркин". Это книга о "Правде сущей, правде, прямо в душу бьющей". В одной из глав, "Переправа", поэт пишет о том, что "бой идет не ради славы — ради жизни на земле". Твардовский ставил определенную цель: помочь фронтовику преодолеть трудности войны, облегчить и хоть как-то скрасить его суровый быт, вселить чувство веры в свои силы и возможности.

Ведущий 2: «Василий Теркин» превратил Твардовского в культового военного литератора, и принес ему заслуженные награды. Он получил орден Отечественной войны I и II степени.

Твардовский: Василий Теркин – лицо вымышленное от начала и до конца, плод воображения…И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей - нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Теркина…

Инсценировка. «Смерть и воин»

Слайд 25.

Автор: За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
Смерть : — Ну, солдат, пойдем со мной.

t1614788856ak.jpg

Я теперь твоя подруга,
Недалеко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу.

Автор: Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.

Теркин:
— Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.

Автор: Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
Смерть :— Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой да не жилец.

Мимоходом тенью смертной
Я твоих коснулась щек,
А тебе и незаметно,
Что на них сухой снежок.

Моего не бойся мрака,
Ночь, поверь, не хуже дня...



t1614788856al.jpg
Теркин: — А чего тебе, однако,
Нужно лично от меня?

Автор: Смерть как будто бы замялась,
Отклонилась от него.
Смерть :— Нужно мне... такую малость,
Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,
Что устал беречь ты жизнь,
Что о смертном молишь часе...

Теркин: — Сам, выходит, подпишись?—
Автор: Смерть подумала.
Смерть — Ну что же,—
Подпишись, и на покой.
Теркин:— Нет, уволь. Себе дороже.
Смерть — Не торгуйся, дорогой.

Все равно идешь на убыль.—
Автор: Смерть подвинулась к плечу

Смерть: —Все равно стянулись губы,
Стынут зубы...
Теркин:— Не хочу.

Смерть — А смотри-ка, дело к ночи,
На мороз горит заря.
Я к тому, чтоб мне короче
И тебе не мерзнуть зря...

Теркин:— Потерплю.
Смерть: — Ну, что ты, глупый!
Ведь лежишь, всего свело.
Я б тебя тотчас тулупом,
Чтоб уже навек тепло.

Вижу, веришь. Вот и слезы,
Вот уж я тебе милей.

Теркин:— Врешь, я плачу от мороза,
Не от жалости твоей.

Смерть :— Что от счастья, что от боли —
Все равно. А холод лют.
Завилась поземка в поле.
Нет, тебя уж не найдут...

И зачем тебе, подумай,
Если кто и подберет.
Пожалеешь, что не умер
Здесь, на месте, без хлопот...

Теркин:— Шутишь, Смерть, плетешь тенета.—
Автор: Отвернул с трудом плечо.

Теркин:—Мне как раз пожить охота,
Я и не жил-то еще...

Смерть:— А и встанешь, толку мало,—
Продолжала Смерть, смеясь.—
А и встанешь — все сначала:
Холод, страх, усталость, грязь...
Ну-ка, сладко ли, дружище,
Рассуди-ка в простоте.

Теркин:— Что судить! С войны не взыщешь
Ни в каком уже суде.

Смерть:— А тоска, солдат, в придачу:
Как там дома, что с семьей?
Теркин:— Вот уж выполню задачу —
Кончу немца — и домой.

Смерть:— Так. Допустим. Но тебе-то
И домой к чему прийти?
Догола земля раздета
И разграблена, учти.
Все в забросе.

Теркин:— Я работник,
Я бы дома в дело вник,
Смерть:— Дом разрушен.
Теркин:— Я и плотник...
Смерть: — Печки нету.
Теркин:— И печник...
Я от скуки — на все руки,
Буду жив — мое со мной.

Смерть: — Дай еще сказать старухе:
Вдруг придешь с одной рукой?
Иль еще каким калекой,—
Сам себе и то постыл...

Автор: И со Смертью Человеку
Спорить стало свыше сил.
Истекал уже он кровью,
Коченел. Спускалась ночь...

Теркин:— При одном моем условье,
Смерть, послушай... я не прочь...

Автор: И, томим тоской жестокой,
Одинок, и слаб, и мал,
Он с мольбой, не то с упреком
Уговариваться стал:

Теркин:— Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?

Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных,
И как выйдут на крылечко,—
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?
Смерть: — Нет. Не дам...

Автор: Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.

Теркин:— Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

Смерть: — Погоди. Резон почище
Я найду,— подашь мне знак...

Теркин:— Стой! Идут за мною. Ищут.
Из санбата.
Смерть:— Где, чудак?
Теркин:— Вон, по стежке занесенной...

Автор: Смерть хохочет во весь рот:
Смерть: — Из команды похоронной.
Теркин:— Все равно: живой народ.

Автор: Снег шуршит, подходят двое.
Об лопату звякнул лом.

1 боец: — Вот еще остался воин.
К ночи всех не уберем.

t1614788856am.jpg

2боец:— А и то: устали за день,
Доставай кисет, земляк.
На покойничке присядем
Да покурим натощак.

1 боец:— Кабы, знаешь, до затяжки —
Щец горячих котелок.

2боец: — Кабы капельку из фляжки.
1 боец:— Кабы так — один глоток.
2боец:— Или два...

Автор: И тут, хоть слабо,
Подал Теркин голос свой:
Теркин:— Прогоните эту бабу,
Я солдат еще живой.

Автор: Смотрят люди: вот так штука!
Видят: верно,— жив солдат.

1 боец: — Что ты думаешь!
2боец:— А ну-ка,
Понесем его в санбат.

1 боец — Ну и редкостное дело,—
Автор: Рассуждают не спеша.

1боец: — Одно дело — просто тело,
А тут — тело и душа.

t1614788856an.jpg

2боец: — Еле-еле душа в теле...
1 боец:— Шутки, что ль, зазяб совсем.
А уж мы тебя хотели,
Понимаешь, в наркомзем...

2боец: — Не толкуй. Заждался малый.
Вырубай шинель во льду.
Поднимай.

Автор: А Смерть сказала:
Смерть: — Я, однако, вслед пойду.

Земляки — они к работе
Приспособлены к иной.
Врете, мыслит, растрясете —
И еще он будет мой.

Слайд 26.

Автор: Два ремня да две лопаты,
Две шинели поперек.
1 боец: — Береги, солдат, солдата.
2 боец:— Понесли. Терпи, дружок.—
Автор: Норовят, чтоб меньше тряски,
Чтоб ровнее как-нибудь,
Берегут, несут с опаской:
Смерть сторонкой держит путь.

А дорога — не дорога,—
Целина, по пояс снег.
Теркин:— Отдохнули б вы немного,
Хлопцы...
1 боец:— Милый человек,—
Автор: Говорит земляк толково,

1 боец: — Не тревожься, не жалей.
Потому несем живого,
Мертвый вдвое тяжелей.

Автор : А другой:
2 боец:— Оно известно.
А еще и то учесть,
Что живой спешит до места,—
Мертвый дома — где ни есть.

1 боец: — Дело, стало быть, в привычке,—
Автор: Заключают земляки

2боец: — Что ж ты, друг, без рукавички?
На-ко теплую, с руки...

Автор: И подумала впервые
Смерть, следя со стороны:
Смерть: До чего они, живые,
Меж собой свои — дружны.
Потому и с одиночкой
Сладить надобно суметь,
Нехотя даешь отсрочку.

Автор: И, вздохнув, отстала Смерть.

Ведущий 2: "Василий Теркин"— вечная книга, и не только потому, что в ней — вся война как есть, с ее тра­гическим и комическим, героиче­ским и обыденным. В ней прав­да — о человеке, о том замечатель­ном солдате, который победил в страшной войне, и о нас с вами, живущих сегодня, во имя которых эта победа совершена. Ведь в вы­соком товариществе, стойкости, мужестве, в доброте и щедрости, решительности и человечности, в умении смотреть правде в глаза и не бояться ее мы сегодня нужда­емся не меньше, а может даже и больше, чем в то суровое и требо­вательное время. И потому Тер­кин всегда нам будет нужен.

t1614788856ao.jpg

Твардовский:

 Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца.

С мыслью, может,

дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павших памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Слайд 27.

Ведущий 1. Памятник А. Твардовскому и В. Тёркину расположен в центре города, на площади Победы. Скульптор А. Г. Сергеев запечатлел поэта-фронтовика А. Т. Твардовского и воспетого им солдата, неунывающего Василия Тёркина, на привале за дружеской беседой. Памятник отлит из бронзы. Это единственный памятник, изображающий автора и вымышленного героя вместе. Торжественное открытие памятника великому поэту и его литературному герою состоялось накануне пятидесятилетия Великой Победы − 2 мая 1995 года. Теркин изображен со своей гармошкой, а Твардовский внимательно слушает солдатские байки. На постаменте высечены строки из знаменитой поэмы, хорошо знакомые многим с детства.

Слайд 28.

Ведущий 1: Весной 1942 года Твардовский пишет стихотворение "Партизанам Смоленщины". Народ воспринял его как весть об освобождении, первую искру надежды. Смоленщина — родина поэта, и можно понять, чего стоили эти строки Твардовскому. Каждое слово — крик души, боль сердца:

ЧТЕЦ 8.
Я б вовеки грабителям
Не простил бы твоим,
Что они тебя видели
Вражьим оком пустым;
Что земли твоей на ноги
Зацепили себе;
Что руками погаными
Прикоснулись к тебе;
Что уродливым именем
Заменили твое;
Что в Днепре твоем вымыли
Воровское тряпье...

Ведущий 2: Закончена была поэма уже после войны. И заканчивает ее поэт страстным призывом: "Не забывать!"

Ведущий 1: А. Твардовский посвятил свою жизнь описанию Великой Отечественной войны. Автор стремился взглянуть на войну глазами ее участников. Стихотворения поэта — не обобщенный взгляд сверху, а искренний рассказ очевидца событий. Очень часто Твардовский использует внутренний или прямой монолог лирического героя. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» основан на реальной истории. В 1942 г. состоялось одно из решающих и наиболее кровавых сражений – битва за Ржев. Даже бывалые солдаты признавали небывалый масштаб операции. Число погибших исчислялось сотнями тысяч. Один из рядовых участников битвы, В. Бросалов, был смертельно ранен. Он не сразу был обнаружен санитарами и долгое время находился на грани жизни и смерти. За это время солдат передумал многое и уже смирился со своей гибелью. Впоследствии он рассказал Твардовскому о своих размышлениях, и поэт отразил их в своем стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1946 г.).

Слайд 29.

Ведущий 26: Произведение представляет собой монолог погибшего солдата. Его смерть была внезапной и чудовищной. Разрыв снаряда не оставил от человека ни малейшего следа («ни петлички», «ни лычки»). Советский боец словно бы растворился в природе и стал ее частью. Но в размышлениях солдата о том, что ему не досталось даже человеческой могилы, нет сожаления. Главная его забота направлена в будущее. Главный герой не может успокоиться от того, что не знает результата сражения, за который он отдал свою жизнь. Твардовский использует очень выразительный прием, называя противника опосредованно через разрядку («за ним», «он»). Это усиливает образ врага, выступающего в качестве темной непреодолимой силы.

Ведущий 1: Боец уверяет сам себя, что победа его народа неизбежна, иначе зачем нужны были такие огромные жертвы. Все павшие на поле боя сражались за свою Родину. Ее имя и пожелание победы звучали перед смертью. Гибель огромного числа людей не может быть напрасной. Мертвые завещают все свои несбывшиеся надежды, неполученные награды, нерожденных детей тем, кто остался жив. Это священное завещание обязывает живых продолжать борьбу («мертвых проклятье – кара страшна»).

Ведущий 2: Солдат уверен, что не только состоявшееся сражение, но и все последующие вели только к победе. Он с радостью приветствует «побратимов», которые постепенно продвигаются к западным границам. Главное сожаление героя – невозможность никак выразить свои чувства. Он мечтает о мимолетном воскрешении, чтобы только разделить радость от победы.Автор стирает грань между мертвыми и живыми. И те и другие стремятся к общей цели. Это единение символизирует величину народного духа, который невозможно сломить.

Слайд 30.

Ведущий 1: Мемориальный комплекс к 75-летию со дня победы в ВОВ, в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возведен на месте кровопролитных боев подо Ржевом 1942-1943 гг., он создан по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто воевал здесь, кто удержал и обескровил силы гитлеровской группы армий «Центр». Скульптор Андрей Коробцов .

Слайд 31.t1614788856ap.gif

Слайд 32.

t1614788856aq.jpg

(Песочная анимация «Я убит подо Ржевом»)

Слайд 33.

Ведущий 1: Проходили годы, война отодвигалась все дальше в прошлое, но боль от ощущения потерь у Твардовского не уходила. Чем лучше становилась жизнь, тем острее он чувствовал необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей жизнью.

Ведущий 2: В 1946 году была написана поэма «Дом у дороги». В этой поэме с особой силой зазвучала тема войны как бедствия, обрушившегося на родную землю. Война унесла миллионы человеческих жизней, изрыла воронками поля и луга, превратила в руины тысячи сел и городов. Был разрушен и «дом у дороги».

t1614788856ar.jpg

ЧТЕЦ 9

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье — не в забвеньи !

Слайд34.

Ведущий 1: Поэт ощущает высокую ответственность перед памятью погибших, ответственность за то, как человек распорядился своей судьбой, выкупленной у Смерти ценой жизни другого. Кто-то из писателей назвал Твардовского "совестью послевоенной литературы".

Ведущий 2: До конца своих дней Александр Трифонович Твардовский пронес как бы чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же..

Слайд 35

Ведущий 1: В 1950 — 60 была написана поэма "За далью — даль" и в 1967 — 1969 — поэма "По праву памяти", где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987. Большая часть поэзии посвящена Родине и родной природе.

Слайд 36.

ЧТЕЦ 10

Июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета.

Слайд 37.

t1614788856as.jpg

ЧТЕЦ 11.

Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки,
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.

И только я здесь был не дома,
Я песню
узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.

Гармонь играла с перебором,
Ходил по кругу хоровод,
А по реке в огнях, как город,
Бежал красавец пароход.

Веселый и разнообразный,
По всей реке, по всей стране
Один большой справлялся праздник,
И петь о нем хотелось мне.

Петь, что от края и до края,
Во все концы, во все края,
Ты вся моя и вся родная,
Большая Родина моя.

Слайд 38.

t1614788856at.jpg

ЧТЕЦ 12.

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Слайд 39 (Видеоролик «Родина моя»)

Слайд 40.

Ведущий 1: Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.

Ведущий 2: "Новый мир" становится центром, около которого группировались писатели, стремившиеся к честному отображению реальности. Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына и добивался публикации его романа "Раковый корпус".

Ведущий 1: Однако наступил конец хрущевской оттепели, и для Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал стали ругать за "очернительство", "искажение истории", "критику колхозного строя".

Ведущий 2: В феврале 1970 года условия работы стали невыносимыми, и он вынужден был незадолго до своего шестидесятилетия покинуть журнал. А. И. Солженицын так отозвался об этом событии: "Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал".

Ведущий 1: После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни.
Ведущий 2: Как и многие его современники, он прожил весьма непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы - революцию, коллективизацию, войну, сталинский террор. Пройдя посредством все эти трудные годы, Твардовский не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком.

Слайд 41.

Ведущий 1: Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1941) — за поэму «Страна Муравия» (1936)

Сталинская премия первой степени (1946) — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)

Сталинская премия второй степени (1947) — за поэму «Дом у дороги» (1946)

Ленинская премия (1961) — за поэму «За далью — даль» (1953—1960)

Государственная премия СССР (1971) — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967)

Ведущий 2:

три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)

орден Трудового Красного Знамени (1970)

орден Отечественной войны I степени (1945)

орден Отечественной войны II степени (1944)

орден Красной Звезды

Слайд 42.

Ведущий 1: Александр Твардовский имел твердые моральные убеждения, он никогда не разменивался на интрижки на стороне, хранил верность единственной женщине своей жизни – жене Марии Гореловой. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленником. Она посвятила любимому всю свою жизнь. Мария находила силы, чтобы поддержать супруга во время депрессий и отчаяния, именно она печатала его работы, отправлялась в поход по редакциям, чтобы добиться их издания. После смерти Твардовского жена опубликовала его письма к ней, где видно, как он нуждается в ее советах и поддержке. Во фронтовых письмах он писал, что она единственная его опора и поддержка.

Ведущий 2: Они родили и воспитали двух прекрасных дочерей. В 1931 году родилась Валентина. Она получила диплом исторического факультета МГУ в 1954-м, защитила докторскую диссертацию и имеет ученую степень доктора исторических наук. В 1941 году родилась вторая дочь – Ольга. Она стала выпускницей Художественного института им.Сурикова в 1963-м, работала художником в кино и театре. В 1937 году у Твардовских родился еще один ребенок – сын Саша. Но он умер еще младенцем в 1938-м от дифтерита.

Слайд 43

Ведущий 1: Александра Твардовского не стало 18 декабря 1971 года. После того, как власти буквально разгромили его журнал, у писателя случился инсульт, после которого он потерял речь и не мог двигаться. Кроме этого доктора диагностировали у него рак легких в запущенной стадии. Он умер на даче, в поселке под названием Красная Пахра, недалеко от Москвы. Местом упокоения выдающегося литератора стало Новодевичье кладбище столицы.

Ведущий 2: Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие. Многие из его произведений учат в школе, они не теряют своей актуальности и сегодня.

Слайд 44.

t1614788856au.jpg

ЧТЕЦ 13.

Смыкая возраста уроки,
Сама собой приходит мысль —
Ко всем, с кем было по дороге,
Живым и павшим отнестись.
Она приходит не впервые.
Чтоб слову был двойной контроль:
Где, может быть, смолчат живые,
Так те прервут меня:
— Позволь!
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой.

Слайд 45.

Ведущий 1: В 1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Трифонович Твардовский - выдающийся советский поэт, автор широко известных произведений.

По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены дом (Слайд 46), сарай, баня, кузница (Слайд 4) и другие надворные постройки, (Слайд 48) разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель (Слайд 49) тоже выполнена руками брата поэта – мастера-краснодеревщика. (Слайд 50).

Ведущий 2. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы быта, характерные для того времени. (Слайд 51) Неброская русская природа (Слайд 52) и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. (Слайд 53) Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники.

Ведущий 1: Сегодня мы вас познакомили с творчеством и биографией Александра Трифоновича Твардовского. Если мы смогли вас заинтересовать, то почитайте стихи и поэмы Твардовского. Также рекомендуем посетить восстановленный хутор Загорье.

Ведущий 2: Наш час поэзии подошел к концу. Спасибо за внимание.

t1614788856av.jpg

​​​​​​​ Список используемой литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

2. https://interesnyefakty.org/biografiya-tvardovskogo/

3. https://www.culture.ru/literature/poems/author-aleksandr-tvardovskii

4.https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D1%8B%20%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&lr=213&clid=2163430&src=suggest_B




Опубликовано


Комментарии (8)

сменить сортировку
Панов Егор Игоревич, 03.03.21 в 19:38 2Ответить Пожаловаться
Вера Алексеевна, отличное мероприятие! Хорошо, что прививаете своим ученикам чувство прекрасного!
Щукина Вера Александровна, 03.03.21 в 20:14 2Ответить Пожаловаться
Егор Игоревич, спасибо за оценку. Не получается загрузить презентацию к разработке, плохая работа интернета.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 03.03.21 в 19:48 3Ответить Пожаловаться
Кажется, всем понравилось выступать) молодцы!
Щукина Вера Александровна, 03.03.21 в 20:17 2Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, спасибо за комментарий, Вы правы выступать им нравится.
Кирилл Александрович Ш., 04.03.21 в 20:52 1Ответить Пожаловаться
Надо же, осужденные с удовольствием выступают и фотографируются. Сравниваю с учащимися школы в нашей колонии- вижу разницу.
Щукина Вера Александровна, 04.03.21 в 22:54 1Ответить Пожаловаться
Кирилл Александрович, спасибо за комментарий!
Юлия Васильевна Воробьева, 01.02.22 в 07:01 1Ответить Пожаловаться
Вера Александровна, Вы молодец! Сумели заинтересовать Твардовским и его творчеством своих учащихся! Спасибо за увлекательное мероприятие!
Щукина Вера Александровна, 01.02.22 в 16:44 0Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, спасибо за положительный отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.