12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Очур-оол Светлана Салчаковна164
Россия, Тыва респ., Кызыл
В исполнении двух чтецов  звучит стихотворение Геннадия Гоца “Рядом с академиком”

 В холодном зале Пушкинского Дома

Докладчик – в шубе, не прикрывшей грудь.
Пронзая мыслью, с твёрдостью знакомой
Ведёт нас сквозь грядущие разломы – 
В конце столетья видит трудным путь.

В те дни, когда о плясках злобы, мести,
Ему известных на большом веку,
Ползли в бандитском Петербурге вести, - 
Звучал его негромкий голос чести,
Напоминал про “Слово о полку”...
Взывал к рассудку в половодье новом
Неравнодушных, памятливых рать:
Сберечь, как факел, пушкинское слово,
Не рушить храмы.
Камни собирать.
Он находил во всех краях России
Радетелей науки, школ и книг,
Чтоб с бременем, - ох! – 
“не удобь носимом”
Подвижником стал каждый ученик.
Как те студенты, что, прервав ученье,
Остались в строгом выборе правы:
Кто в сорок первом влился в ополченье,
Кто рыл противотанковые рвы.

Теперь беда не танковою лавой
На Русь пошла, не ливнями свинца – 
Разруха нависала над державой,
Сжимая в гневе честные сердца.

Просили о защите и спасеньи
Творенья духа и родная речь...
Нам выпал жребий:
Юным поколеньям
Богатство мира книжного сберечь.

Он русской мысли и моря, и реки
Познав, сказал про грозный год:
“Беда пройдет.
Разруха – не навеки.
Пока не сожжены библиотеки, - 
Жива страна.
И значит, жив народ”.

Страна привыкла видеть Лихачёва
Не на броне,
без шашки и погон.
Сильней приказа сплачивало слово
Учителей, творцов былых и новых,
Крутых, пока неведомых, времён.
Он, свято веря в лучший день России,
В бореньях и трудах презрев покой,
Соратников сбирая, стал всесильной
И неподкупной совестью людской.

В январский день, что горечью помечен,
Он с нами шёл.
Мороз слегка крепчал.
Сменили мы профессорские речи
На тишину и снег у Чёрной речки
И дом на Мойке – гения причал.

Был в помыслах наш сбор единодушен – 
Мир видеть с лихачёвской высоты:
Средь нас великий скульптор Аникушин,
А рядом – мудрый друг Григорий Пушкин.
В его лице прапрадеда черты.

Конюшенная церковь, оживая,
Впустила нас.
Стоим плечо в плечо,
На стены полуголые взирая,
Дыханьем их, молитвой согревая...
Свечу возжёг он первым – 
Лихачёв.

Звучит аудиозапись народной песни “Однозвучно гремит колокольчик” - любимой песни Д.С. Лихачёва

1 –й ведущий :

 Если взять историю, 2006 год был объявлен ЮНЕСКО “Годом Д.С. Лихачёва” – это год столетнего юбилея великого ученого, академика, члена Австрийской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, Кавалера Ордена Св. Константина Великого, Человека с большой буквы – Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Масштаб данного юбилея определился той уникальной ролью, которую выпало сыграть этому известному ученому в нашей стране. В России не было, пожалуй, человека более уважаемого во всех слоях нашего сложного общества, авторитетного в вопросах морали и нравственности, более известного защитника культуры. Если бы было в нашей стране такое звание – Почетный гражданин России, - то, вне всякого сомнения, первым это почётное звание получил бы именно Д.С. Лихачёв!

110-летию со дня рождения великого философа XX века, гуманиста, гражданина, патриота своей Родины посвящается наш устный журнал “Путями доброты”.

2-й ведущий :

Академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву  110 лет. Семь десятилетий длилась его подвижническая деятельность на поприще российской культуры. Выдающийся учёный – литературовед, признанный во всём мире, для наших современников Дмитрий Лихачёв, конечно, больше, чем исследователь древнерусской книжности. Он принадлежит к числу духовных лидеров нации – наряду с А. Сахаровым, А. Солженицыным, М. Ростроповичем. Он пережил сталинские тюрьмы и лагеря, он испытал страшную блокаду Ленинграда,  он перенес «репрессии» русской культуры в годы правления Н. С. Хрущева и Л. Н. Брежнева, он захватил и эпоху так называемой «перестройки» М. С. Горбачева. И, наконец, он стал свидетелем глобального кризиса экономики и культуры, охватившего Россию в результате всех политических и социально- экономических реформ XX века. Но к счастью своему академик Лихачев успел увидеть и плоды своих трудов: именно его книги, статьи и устные выступления помогли многим нашим соотечественникам открыть для себя подлинную историю России и богатство ее культурно- исторического наследия. 
 О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Будущему времени феномен Лихачева покажется непонятным.

3-й ведущий :

Жил-был ученый, большой ученый, занимался древнерусской литературой, в сущности кабинетной, книжной наукой.

Каким образом он стал выразителем общественной совести в этой взбаламученной огромной стране, в эти смутные годы?

Почему с ним считаются и народ, и власти?

Почитают достойнейшим представителем русской интеллигенции?

Почему, наконец, все разъедающее время не смогло сокрушить его, почему он устоял, несмотря на все невзгоды, потери, преследования? На эти вопросы я попробую ответить в своей творческой работе.

1 страница: «Соловки в жизни Д.С. Лихачёва»

 

 1 ведущий :

Д.С.Лихачев говорил: «Если человек ни о ком, ни о чем не заботится, его жизнь „без­духовна". Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности („не все сделал, что мог")». Вот почему он считал Солов­ки самым значительным периодом жизни.

Чем же стали Соловки для только что окончившего университет Дмитрия Лихачева? Вот как пишет о своем невольном монастырском водворении сам академик Д.С. Лихачев: «Вход и выход из Кремля был разрешен только через Никольские ворота. Там стояли караулы, проверявшие пропуска в обе стороны. Святые ворота использовались для размещения пожарной команды. Пожарные телеги могли быстро выезжать из Святых ворот наружу и внутрь. Через них же выводили на расстрелы- это кратчайший путь из одиннадцатой (карцерной) роты до монастырского кладбища, где производились расстрелы».

2 ведущий :

Партия заключенных, в которой был Д.С. Лихачев, прибыла на Соловецкий остров в октябре 1928 года. У берегов острова уже появился «припай»- береговой лёд. Сначала на берег вывели живых, затем вынесли из трюма трупы задохнувшихся от убийственной тесноты, стиснутых до перелома костей.

Дмитрий Сергеевич привез с собой на Соловки «легчайшее детское пуховое одеяло, почти ничего не весившее» (к концу 1920-х годов люди уже знали, что такое тюрьма, этап, лагерь, и знали, как снарядить высылаемых,- что дать им в дорогу. Надо было, чтобы поклажа была легкой»).  С трудом укрываясь этим маленьким одеялом, он вспомнил детство, согретое молитвой и родительской любовью : «Лежать по детским одеялом- это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь: « Господи, помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, Мишу, няню… И всех помилуй и сохрани». Под подушкой, которую я неизменно крещу на ночь,- маленький серебряный складень. Через месяц его нашел и отобрал у меня командир роты: «Не положено». Слово до тошноты знакомое в лагерной жизни!»

3 ведущий :

Он умел использовать любые свои несчастья. Сам он определил это свойство термином "резистентность" - сопротивляемость.

Воспитанная школой и семьей духовная прочность помогала выстоять в любых условиях. И позже, когда его проваливали на выборах в Академию наук, трижды проваливали, когда его не выпускали за границу, на международные научные конференции, он относился к этому достаточно спокойно, даже иронично.

 

Просмотр фрагмента телефильма о Д.С. Лихачёве “Я вспоминаю...”

 

2 страница : «Человек, спасший культуру» 

1 ведущий :

Силы для стойкости давал и труд. Пережив трудную блокадную зиму, весной 1942 г, Дмитрий Сергеевич начинает «собирать материал по средневековой поэтике». «Но это же немыслимо! — восклицает Г.К.Вагнер. —До предела истощенный, вечно мечтающий о вкусной еде, никогда не могший согреться, закутанный в невообразимое одеяло, с дро­жащими ногами и... думы о средневековой поэтике».

2 ведущий :

Более того, Лихачев не только со­бирает материалы для будущих трудов, но  и в  апреле-мае 1942 г. пишет в соавторстве с М.А.Тихановой целую книгу — «Оборона древнерусских городов». Сейчас это библиографическая редкость. А в годы войны ее раздавали солдатам, идущим в бой. За эту работу ученый получил Сталинскую премию.

В Пушкинском Доме он проработал 50 с лишним лет. В этом был стиль его жизни: жить вглубь, а не вширь. Ему нравилась оседлость жизни. Он считал это благом. Казалось бы, после всех бедствий занятие древнерусской литературой - идеальное убежище, безопасное убежище, в котором он мог укрыться от всех треволнений мира. Однако не получилось. И по многим причинам. Время то и дело бросало ему вызов.

3 ведущий :

В 60-е годы возникла идея перестройки Невского проспекта. Как тогда его это взволновало.  Перестройка была намечена основательная. Нижние этажи всех домов предполагалось соединить в одну общую витрину, создать особое пространство, сделать его пешеходной зоной. Грандиозный проект во славу наших архитекторов - городского начальства, которое хотело себя увековечить и отличить. И вот началось обсуждение. Дмитрий Сергеевич выступил с речью. Это была блестящая речь. Он доказал, что перестройка Невского губительна для всей культуры, Ленинграда, России, через которую проходит Невский проспект,   благодаря Дмитрию Сергеевичу Невский был спасен.Так начались его выступления - в защиту Екатерининского парка в Пушкине, Петергофского парка.

4 ведущий :

 С тех пор он стал препятствием для ленинградских властей, для всех невежественных, корыстных проектов. Вокруг него объединялась общественность. Наша история, как и любая другая, никогда не упоминает людей, которые спасают культуру. Мы не знаем имен ни разрушителей, ни спасителей. Мы знаем только создателей. Сколько памятников в Ленинграде порушили, например, принцу Ольденбургскому  у Куйбышевской больницы, там, где стоит сейчас безобразная ваза с цветами. Великолепный был памятник.

 Кто распорядился убрать? Зачем? Мы не знаем имен вандалов. Так же, как, впрочем, не знаем, что Лихачеву обязан не только Невский проспект. Ему мы обязаны тем, что сохранился Земляной вал вокруг Новгорода. Ему обязаны многие храмы и церкви, которые он спас от разрушения.

 1 ведущий :

Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как не нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Д. С. Лихачев.

2 ведущий :

Всему миру известен он  как великий ученый. Его имя уже давно вписано золотыми буквами в историю российской и мировой науки. Он написал де­сятки прекрасных книг, сотни замечательных статей и писем; список трудов ученого пре­вышает тысячу наименований. Сухой перечень научных конференций и других научных мероприятий, в которых он принимал участие, потребовал бы отдельного издания.

 Учитель:

Главной страстью Дмитрия Сергеевича была наука. Продолжая лучшие традиции великих историков России, он всегда отдавал предпочтение текстам. Многочисленные серии изданий памятников древнерусской письменности, летописных сводов, изданных благодаря ему и его ученикам, показали ту великую основу, на которой стояла и стоит русская литература.

Одну книгу Дмитрий Сергеевич везде и всегда носил с собой – “Слово о полку Игореве”. Он подчёркивал, что в “Слове” “достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры”.

В исполнении учеников  звучит отрывок из “Слова о полку Игореве”

(в переводе Н.А. Заболоцкого)

“Не пора ль нам, братия, начать 
О походе Игоревом слово, 
Чтоб старинной речью рассказать 
Про деянья князя удалого? 
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего, 
Не гоняясь в песне за Бояном. 
Тот Боян, исполнен дивных сил, 
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил, 
Как орел, под облаком парил, 
Растекался мыслию по древу. 
Жил он в громе дедовских побед, 
Знал немало подвигов и схваток, 
И на стадо лебедей чуть свет 
Выпускал он соколов десяток. 
И, встречая в воздухе врага, 
Начинали соколы расправу, 
И взлетала лебедь в облака, 
И трубила славу Ярославу. 
Пела древний киевский престол, 
Поединок славила старинный, 
Где Мстислав Редедю заколол 
Перед всей косожскою дружиной, 
И Роману Красному хвалу 
Пела лебедь, падая во мглу.

Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, –
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же но иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времен Владимира княженья
Доведем до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой, 
Ратным духом сердце поострил 
И повел полки родного края, 
Половецким землям угрожая.

О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Траяновой тропой
Средь нолей помчался и курганов, - 
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Траянов:
“То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!”
Или так воспеть тебе, Боян,
Внук Велесов, наш военный стан:
“За Сулою кони ржут,
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!”/

 

1-й ведущий :

В на­уке академик Д.С.Лихачев сделал фантастически много. Но мог сделать неизмеримо больше. Для надлежащей оценки его научного подвига следует учитывать, что только по­сле празднования 1000-летия

Крещения Руси, произошедшего в 1988 году, он мог почти свободно, а последние годы жизни совсем открыто писать о древнерусской литературе, об отечественной истории, о родной культуре.

3 страница : «Научные заслуги Д. Лихачёва»

1 ведущий :

Научные заслуги Д. Лихачёву огромны и многообразны. Теоретические проблемы возникновения и развития художественного слова на Руси решены им в монографиях «Возникновение русской литературы» и «Развитие русской литературы X – XVII веков. Эпохи и стили». Исследования замечательных творений наших предков – «Слова о законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повести о Петре и Февронии», «Повести о Горе - Злосчастии», «Хождения за три моря» Афанасия Никитина и других – составили основу книги «Великое наследия. Классические произведения литературы Древней Руси». Зарождению отечественной историографической традиции посвящен его фундаментальный труд «Русские летописи и их культурно-историческое значение.»

Шедеврами научной прозы стали работы Д. Лихачёва «Человек в литературе древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы». Они, в сущности, легли в основу новой литературоведческой дисциплины – исторической поэтики – и вызвали к жизни множество исследований отечественных и зарубежных учениях, применивших разработанные Д. Лихачёвым методы к культуре других народов и эпох. Принадлежащий перу Д. Лихачёву обобщающий труд «Текстология» стал основной для изучения и преподавания этой науки во всех славянских странах.

2 ведущий :

Д. Лихачев – великолепный комментатор и публикатор древнерусских текстов. Именно им подготовлены к печати лучшие научные издания «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве». Невозможно переоценить значение опубликованного под его руководством многотомного собрания «Памятники литературы Древней Руси». Благодаря ему в отечественной культуре впервые появился доступный как профессионалам, так и любителям исчерпывающий свод лучших созданий древнерусских писателей с XI по VVII в.

Колоссален диапазон творческих интересов Д. Лихачева: от значения юмора и смеха в древнерусской культуре до литературных связей Руси с Востоком, Западом, Византией, от пушкинистики до садово-парковой архитектуры. Тысячи ученых в России и за ее пределами с гордостью считают себя учениками Д. Лихачева.

Исключительное воспитательное значение для молодого поколения нашей интеллигенции имеют «Воспоминания» Д. Лихачева, его публицистика, собранная в книге «Прошлое будущему», его «Заметки о русском».

3 ведущий :

Уже несколько десятилетий в России и за ее пределами Д. Лихачева знают как выдающегося общественного деятеля. В 70-90-е годы он был инициатором десятков проектов и программ, принципиально важных для развития отечественной цивилизации. Основатель и первый президент Российского фонда культуры, он

сотни раз возвышал голос в защиту памятников архитектуры, в пользу сохранения  действующих и создания новых музеев, в поддержку иных значимых культурных начинаний.

Исключительную роль сыграл Д. Лихачев в деле спасения  и раскрытия книжного наследия России. Благодаря его организаторскому таланту в Российской Федерации стали регулярно проводиться праздники славянской письменности. Он постоянно настаивает на усилении государственного внимания к нуждам библиотек, оказывает непосредственную помощь Российской государственной, Российской национальной библиотекам, Библиотеке Российской академии наук.

Дмитрий Сергеевич был неутомимым и высокоавторитетным общественным деятелем, защитником памятников культуры. Трудно перечислит все объекты культуры, вызывавшие у Лихачёва тревогу, в защиту которых раздавался его на съездах и на телевидении, в газетах и журналах, в самых высоких правительственных кабинетах и т.д. Как-то сам Дмитрий Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его: “Это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные усадьбы, парки в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске...”. Десятки церквей и архитектурных памятников были спасены благодаря его вмешательству. В феврале 1990 года Дмитрий Сергеевич обратился к Депутатам Московского совета, к Народному депутату СССР С.Б. Станкевичу о передаче Православной Церкви храма Большое Вознесение у Никитских Ворот.

В исполнении ученика  звучит текст Обращения.

“Уважаемые депутаты!

Уважаемый Сергей Борисович!

Всесоюзное Пушкинское общество и Советский фонд культуры обращаются в Моссовет за разрешением вопроса, непосредственно касающегося облика, состояния и судеб столицы, сохранения ее исторического прошлого, насущных потребностей многих ее жителей, наконец, высших интересов национальной духовной культуры.

Речь идет о здании церкви Большого Вознесения на площади Никитских Ворот. Это место издавна пользуется особой любовью москвичей еще и потому, что храм Большого Вознесения в народном сознании связан с именем Александра Сергеевича Пушкина, с важнейшим событием в жизни нашего национального гения его браковенчанием.

В свое время этот храм, подобно сотням других в Москве и тысячам по всей России, был незаконно отнят у Православной Церкви и многие десятилетия использовался не по тому назначению, для которого на средства верующих был построен.

Сейчас между государством и Церковью устанавливаются новые отношения, основанные на признании того, что религия, духовность играют огромную роль в жизни людей. Однако в отношении храма Большого Вознесения положение остается прежним, вернее, усугубляется. После вывода из здания храма мастерских здесь были устроены кабинеты для дирекции концертно-выставочного зала, что вызвало волну возмущения среди общественности, собиравшей народные средства на реставрацию храма, на возвращение ему подлинного исторического облика.

Скоро исполнится год с тех пор, когда в исполком Краснопресненского райсовета по установленной форме было подано заявление с просьбой о регистрации церковной общины храма Большого Вознесения. Члены общины предлагают учредить при храме воскресную школу, их намерения поддерживаются населением, в том числе и почитателями Пушкина, для которых сердечной потребностью является молитва за упокой его души.

Несмотря на эту поддержку, несмотря на растущий состав общины, регистрация до сих пор не произведена, причем основанием служит, как указывают в исполкоме, решение Моссовета предыдущего созыва о превращении храма в концертный зал. В последнее время активизируется деятельность по выполнению такого решения: в городе и подле самого храма появляются стенды и афиши Государственного концертно-выставочного зала, а что наиболее тревожно – продолжаются работы по изменению интерьера храма, приспособлению его для нового употребления. Делается все, чтобы общественность, выступающая за возвращение храму его исконного облика и первоначального смысла, была поставлена перед необратимым фактом.

Конечно, ни для кого не секрет, что положение с концертными залами в Москве крайне тяжелое. Однако следует признать, что к такому положению привела "культурная" политика, неотъемлемой частью которой было беспощадное искоренение "религиозных предрассудков", пропаганда нигилизма в отношении духовных ценностей. Естественным результатом этого явился печально известный остаточный принцип в культурном строительстве, поставивший и концертное дело, и другие области культуры на грань катастрофы. Почему же за все это вновь должны расплачиваться верующие, долгое время бывшие одной из самых бесправных категорий нашего общества?

Москва, в недавнем прошлом город "сорока сороков" церквей, ныне стонет от недостатка храмов, куда можно было бы пойти помолиться, исповедаться, причаститься, помянуть близких сердцу усопших. Великие духовные потребности, которых не может удовлетворить никакая выставка, никакой концерт, остаются в прежнем небрежении. На большой по площади и населению район центра Москвы, где расположена церковь Вознесения, приходится всего лишь две небольшие церкви – Апостола Филиппа и Воскресения Словущего. Но если и можно указать иное место для удовлетворения религиозных потребностей, то невозможно найти в центре Москвы другое место такого особого значения, как церковь Большого Вознесения, место, ставшее культурным символом. Общественность хочет видеть его живым Храмом-памятником, полностью восстановленном в своем предназначении, в своем внешнем облике и внутреннем убранстве. В действующем храме-памятнике будут органичны и духовные хоры, и торжественные службы в пушкинские дни. Храм будет открыт и доступен всем верующим и неверующим.

Недавно в Москве, на родине Пушкина, состоялась учредительная конференция новой массовой общественной организации – Всесоюзного Пушкинского общества. Среди других вопросов на ней обсуждался и вопрос о храмах, связанных с именем Пушкина. Было принято единодушное решение: лучшей данью памяти величайшему русскому поэту, утвердившему в своем творчестве духовные ценности и умершему христианином, будет возвращение этих храмов Православной Церкви для использования их по исконному назначению, для превращения их в подлинные мемориалы – такие, какими видел их Пушкин.

Всесоюзное Пушкинское общество будет добиваться этого как наиболее разумного, справедливого, человечного и подлинно культурного акта.

Всесоюзное Пушкинское общество и Советский фонд культуры обращаются к новому составу Моссовета с настоятельной просьбой отменить незаконное решение Моссовета предыдущего созыва об использовании здания храма Большого Вознесения, зарегистрировать православную общину этого храма и передать храм верующим. Считаем справедливым направить на возрождение Храма выделенные для этого памятника государственные ассигнования, а также народные средства, собранные на реставрацию храма Большого Вознесения Советским фондом культуры.

Не удовлетворить требование общественности значит не только вторично отнять у верующих принадлежащий им храм, но требование и пренебречь чувствами почитателей величайшего национального гения и ценителей памятников духовной культуры нашей страны <...>

Председатель правления Советского фонда культуры, Председатель Всесоюзного Пушкинского общества,

Академик Д.С. Лихачёв

Февраль 1990 г.

Учитель :

Обращение Дмитрия Сергеевича, направленное депутатам и позже опубликованное (в газете “Мир Пушкина”, июнь 1990 г.), безусловно, повлияло на судьбу храма Вознесения Господня у Никитских ворот. 23 сентября 1990 г., после 60-летнего перерыва, здесь была совершена первая Божественная литургия. В течение нескольких лет храм реставрировался с помощью Московского правительства, и в 1998 г., в день Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма Большое Вознесение, который, по мысли Его Святейшества, знаменует собой связь Церкви и русской культуры.

4 ведущий : Любопытная книга была издана в Санкт-Петербурге в 1992 году: «Тезисы доклада о старой орфографии. 1928 год». Этот доклад студент Лихачев делал для своих друзей – единомышленников. За что и получил лагерный срок. Вновь эти тезисы ученый увидел спустя 64 года, когда был допущен к своему «делу» в архивах КГБ. «Так в моем возрасте (85 лет) неожиданно встретил себя молодым (21 год), - пишет академик в предисловии к этому изданию. – Я решил опубликовать работу, показывает, какими интересами жила молодежь в 20-е годы».

Выпущенные недавно книги «Великая Русь, история и художественная культура», которую академик подготовил вместе с авторским коллективом, а также «Рабочие тетради Пушкина» со вступительной статьей Д. Лихачева не остались незамеченными.

Д.С. Лихачёв – светоч русской культуры, учёный с большой буквы заслуживает всеобщего уважения и признаний за вклад в литературоведение, укрепление культуры и её неотъемлемой части- библиотек.  Этот великий гражданин России достоин всенародной любви за ум, человеческую скромность и умение ценить культуру во всех её проявлениях.

4 страница « Письма о добром и прекрасном»

Учитель :

В новой книге «Письма о добром и прекрасном», адресованной детям старшего школьного возраста, он размышляет, делится опытом прожитой жизни.

 Едва появившись, эта книга сразу же стала библиографической редкостью.

Читая  « Письма…», будем говорить о  прочитанном, размышлять о проблемах современной жизни, спорить,  думать. Рассуждать.

 

Примерные вопросы для обсуждения

·         Какова основная тема книги? Что вам показалось в ней главным?

·         Вначале было слово… Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. Когда общество идет к упадку, к упадку идет и язык. Слова используются чтобы скрывать, а не пояснять. 20 век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы далеких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… надо везде всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову – мудрому, чистому, родному. Это очень важно. Как об этом писал Д.С. Лихачёв ?

·         Какие качества считает Д. С. Лихачев наиболее важными для человека? А вы?

·         В чем красота человека? Как вы понимаете  мысль Д. С. Лихачева «Стремящийся обмануть обманывается сам»? (Письма 5 и 6)

·         Какие впечатления, полученные вами от литературы, искусства, вы считаете особенно ценными? Если произведения, к которым вы возвращались неоднократно? (Письмо 15)

·         «С произведениями искусства надо оставаться один на один,-» пишет автор. Удается ли вам это? Как научиться понимать искусство?

·         Как совершенствовать это понимание? (Письма 18 и 19)

·         Какова основная мысль письма «Как писать»? (Письмо 14)

·         В чем выражается культура природы? (Письмо 20)

·         Что значит обладать культурным кругозором? Насколько это важно? (Письмо 13)

·         Ваше отношение к форме этого произведения – письмам?

·         Дмитрий Сергеевич нередко обращался к проблемам образования и самообучения, к тому, что и как нужно делать, чтобы достичь  мастерства в умении  читать, писать, говорить. Приведите примеры из « Писем…», подтверждающие эту мысль.

Учитель :

Изменилось ли ваше понимание самого главного в жизни после прочтения книги Д. С. Лихачева? (Письма 3 и 5)

У Лихачёва- в том, что он говорил, в том, что он писал-  всегда находилось слово, обращённое именно к тебе, к твоим раздумьям и поискам.

Я напомню завершающее письмо, тридцатое –«Об искусстве слова и филологии». В нём есть слова, которыми не только можно  завершить нашу встречу, но и начертать бы на открытках, которые затем отправить нашим властям:

«… филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура….Будьте филологами, т.е. « любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её.»

 

Звучит “Прелюдия” Ф. Шопена (№ 6) /фортепиано/

Ведущий:

Дмитрий Сергеевич видел свой нравственный долг в воспитании культурой. Много сил отдавал публицистическим выступлениям в прессе, по телевидению, книгам, рассчитанным на самый широкий круг читателей. К молодёжи обратил он свои замечательные “Письма о добром и прекрасном”, которые начал так: “…Для восприятия красоты окружающего человек должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях”.

Сейчас мы услышим некоторые из писем Дмитрия Сергеевича. Ученик (имя, фамилия) прочитает письмо Лихачёва “О доброте”, обращённое к молодёжи.

1 ученик читает письмо Д.С. Лихачёва “О доброте”:

“А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией (“Германия превыше всего” – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости!

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: “Большое в малом”, “Молодость – всегда” и “Самое большое”? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: “Верность”. Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости”.

Ведущий:

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в одном из своих интервью сказал: “Я думаю, что, дожив до восьмидесяти лет, человек должен благодарить жизнь! У меня, во всяком случае, есть за что её благодарить. Жизнь! А в какое необыкновенное время я “посетил” свою страну. Я застал все роковые её годы, видел множество людей всех возрастов, всех социальных слоёв, всех степеней образования, всех психологических типов. В чём-то осуществились мои мечты. Многое ещё осуществится и в будущем. Благодарю тебя, Жизнь!”

Видимо, нужно обладать необычайным великодушием, чтобы, достигнув столь преклонного возраста, благодарить жизнь, как бы она ни сложилась.

Письмо о том, что “Самая большая ценность – жизнь” прочитает  один из ведущих

Письмо Д.С. Лихачёва “Путями доброты”:

“Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно”.

Звучит “Первый музыкальный момент” С. Рахманинова /фортепиано/

 

Вывод :Совестью наших дней называют Дмитрия Сергеевича Лихачева за его чрезвычайно высокий нравственный авторитет во всем мире. И очевидно, что мнение Д.С. Лихачева по проблемам нравственности может считаться мнением человека порядочного и благородного, прожившего свою жизнь достойно.

Мы часто оправдываемся: "А что я могу? А что мы можем сделать?" Это говорят все, на всех уровнях: "Я бессилен". А Лихачев один, не имея ничего в распоряжении, кроме своего слова и пера, - ничего у него больше не было, - смог. В заключение нашей сегодняшнего вечера уместным будет вспомнить известное утверждение о том, что большой человек имеет право быть отраженным в ста зеркалах, и каждое из этих отражений существенно. Пусть наш сегодняшний литературный журнал – только одно из ста зеркал. Зато как велик человек, отразившийся в нем!

1.Баженова И. Н. «Путями добра и красоты»// Русский  язык в национальной  школе. – 1986. - №1.

2. Гранин Д. Тайный знак Петербурга. - СПб.: Издательство "Logos", 2000. - С. 339-344

3 . Дмитрий Лихачев и его эпоха: Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии. / Сост. Е.Г. Водолазкин. - СПб.: Изд-во "Logos". - 2002.. - С. 25-31.

4. Земля родная: Кн. Для учащихся. –М., Просвещение, 1983.- 256с

5. Лаврин А. Письма к современникам//Лит. Россия. – 1986. – 14 марта.

6 . Литературная газета. 1999. № 40. С. 6 —12 октября

7. Лихачев Д. С. Великое наследие. – М.: Современник, 1975. – 167 .

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»

Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 06.07.16 в 22:17 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный материал.
Касимова Людмила Михайловна, 10.05.17 в 22:05 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. Добавила его в избранное. Надеюсь, что в следующем учебном году провести внеклассное мероприятие, посвященное великому русскому интеллигенту Д.С.Лихачеву. Сложно объяснить, какие чувства вызывает во мне этот человек. Восхищают его ум, честь, благородство. Жаль, что человеческая жизнь так коротка. Сколько еще мог сделать великий муж для воспитания России.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.