Час занимательного русского языка

2
0
Материал опубликован 8 April 2019 в группе

Час занимательного

русского языка

 

 

                                                                         Чаузова О.Ю.

 

 

2019г.

 

                ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Загадки для школьников от 9 до 12 лет.

 

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

 

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

 

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

 

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

 

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... (безударная)

 

 

 Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)

 

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

 

 

 Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —... (диалог)

 

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

 

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

Игры «10 ос»

Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - - 
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Шарады.

Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа – соль)

Первое – предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( За – дача).

Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина).

Замените одним словом.

  • Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
  • Что у человека дороже всего? (Жизнь).
  • 60 минут (Час).
  • Густой частый лес. (Чаща).
  • Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
  • Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
  • Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

 

                                   АУКЦИОН

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее...

Цвет (белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый...);

Вкус (солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий...);

Размер (большой, маленький, высокий, узкий, длинный ...);

Температуру (холодный, горячий, тёплый, летний, зимний...);

Качества характера (добрый, злой, весёлый, умный, щедрый...).

                          СЛОВА НАОБОРОТ

Подберите существительные, которые можно читать справа налево.

Ток - кот, грот - торг...

                                             ИЗМЕНИ СЛОВО

Учитель называет слово. В нём нужно изменить только одну букву, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

 

Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас, Бах);

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка);

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог. Дон);

Гора (кора, нора, пора, горе);

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон);

Коза (доза, лоза, поза, кожа, кора, коса);

Мак (бак, лак, рак, так, маг);

Сок (бок, кок, ток, сом, сон, сор).

 

НАБОРЩИКИ

Ученикам предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять минут составить новые слова.

Спорт (спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп);

Виноград (вино, град, нога, гора, вода, год, род, рог, вид, грива, нива, диво);

Библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет);

Крокодил (код, кол, рок, лик, око, род, идол).

 

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёлся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

                                                         КТО БЫСТРЕЕ?

За определённое время (2-3 мин.) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам.

Трава: зелёная, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная...;

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный...;

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый...;

Книга: интересная, серьёзная, толстая, библиотечная, новая...;

Друг: верный, старый, хороший, настоящий...

ЗАКОНЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит...(как осиновый лист), катается ...(как сыр в масле), выводить... (на   чистую   воду),   держать... (в   ежовых   рукавицах), поразить... (как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть.. .(сложа руки), знать.. .(как свои пять пальцев).

РЕШИ РЕБУСЫ

Нужно отгадать, что заключено в этих ребусах.

7я, 40а, 100л, е2, сЗж

(семья, сорока, стол, едва, опять, стриж).

ДОБАВЬ БУКВУ

Учитель называет слово. К нему нужно добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Лень - олень, кот - крот, метр - метро, шар - шарф, мех - смех, роза -гроза, пена - пенал, кран - экран, вол - волк, пар - парк.

Комментарии
Комментариев пока нет.