Час занимательного русского языка
Час занимательного
русского языка
Чаузова О.Ю.
2019г.
ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Загадки для школьников от 9 до 12 лет.
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... (орфограммы)
Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — ... (грамматика)
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —... (диалог)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
И называется просто — ... (основа)
Игры «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся , как мышь.
Шарады.
Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа – соль)
Первое – предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( За – дача).
Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина).
Замените одним словом.
- Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
- Что у человека дороже всего? (Жизнь).
- 60 минут (Час).
- Густой частый лес. (Чаща).
- Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
- Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
- Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).
АУКЦИОН
В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее...
Цвет (белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый...);
Вкус (солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий...);
Размер (большой, маленький, высокий, узкий, длинный ...);
Температуру (холодный, горячий, тёплый, летний, зимний...);
Качества характера (добрый, злой, весёлый, умный, щедрый...).
СЛОВА НАОБОРОТ
Подберите существительные, которые можно читать справа налево.
Ток - кот, грот - торг...
ИЗМЕНИ СЛОВО
Учитель называет слово. В нём нужно изменить только одну букву, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас, Бах);
Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка);
Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог. Дон);
Гора (кора, нора, пора, горе);
Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон);
Коза (доза, лоза, поза, кожа, кора, коса);
Мак (бак, лак, рак, так, маг);
Сок (бок, кок, ток, сом, сон, сор).
НАБОРЩИКИ
Ученикам предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять минут составить новые слова.
Спорт (спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп);
Виноград (вино, град, нога, гора, вода, год, род, рог, вид, грива, нива, диво);
Библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет);
Крокодил (код, кол, рок, лик, око, род, идол).
ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ
К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.
Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёлся.
Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.
КТО БЫСТРЕЕ?
За определённое время (2-3 мин.) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам.
Трава: зелёная, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная...;
Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный...;
Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый...;
Книга: интересная, серьёзная, толстая, библиотечная, новая...;
Друг: верный, старый, хороший, настоящий...
ЗАКОНЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Дрожит...(как осиновый лист), катается ...(как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить... (как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть.. .(сложа руки), знать.. .(как свои пять пальцев).
РЕШИ РЕБУСЫ
Нужно отгадать, что заключено в этих ребусах.
7я, 40а, 100л, е2, сЗж
(семья, сорока, стол, едва, опять, стриж).
ДОБАВЬ БУКВУ
Учитель называет слово. К нему нужно добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.
Лень - олень, кот - крот, метр - метро, шар - шарф, мех - смех, роза -гроза, пена - пенал, кран - экран, вол - волк, пар - парк.