12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Наталья Сергеевна32
Россия, Ханты-Мансийский АО, п.Комсомольский

Автор:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Комсомольской ООШ»

Октябрьского района

Ханты-Мансийского автономного округа

Алексеева Наталья Сергеевна

Задания занимательного характера

на уроках русского языка

как средство развития воображения у школьников

Впервые пришлось задуматься на тему занимательности на уроках русского языка, когда однажды после очередного занятия в пятом классе ко мне подошла ученица и задала вопрос, на который я не смогла ответить. Она спросила меня: «А почему уроки русского языка такие скучные?» И тогда я не на шутку задумалась. Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. И вот нашёлся выход.

Занимательное задание - понятие очень широкое. Оно включает в себя целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак таких нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

необычные условия работы;

активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых, интеллектуальных и деловых игр, конкурсов и соревнований, а также других заданий с элементами занимательности. Как показывает опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.

Продолжи сказку по заданному началу…

Жил-был царь. И было у него доброе сердце…

Однажды ночью я проснулся от непонятного звука…

Как-то раз мне и моим друзьям пришла в голову идея…

Или по заданному названию…

Как ученик за пятеркой отправился…

Тайна хороших оценок

Потерянный дневник

Судьба маленькой тучки

Путешествие пуговицы

Диктант +3

Особенностью данного вида диктанта является то, что для его выполнения ученику понадобиться помимо элементарных орфографических знаний, что само собой разумеется, еще и умение находить связь между заданными словами или словосочетаниями (видеть то, что их объединяет, что у них общего). А также подбирать по найденному признаку, например, на эту же букву или на эту же орфограмму, свои собственные слова.

Пример задания.

Чашка, участок, чаща…(правописание букв а,у после шипящих)

Подъезд, объявление, соловьи…(разделительный ъ и ь)

Местность, лестница, тростник…(непроизносимая согласная в корне)

Конституция, цыган, цинк…(буквы и и ы после ц)

На что похоже… (игра в ассоциации)

Очень часто во время написания сочинения, особенно описание по картине, возникают сложности с подбором средств выразительности. Например, пришлось даже ввести правило «запретного» слова. Потому обилие слова «коричневый» зашкаливало. И коричневый стол, и коричневый стул, и стены, и деревья, и всё, что только было возможно. Посовещавшись с учениками, единогласно было решено заменить слово «коричневый» словосочетаниями цвета гречневой каши или грецкого ореха.

Тогда и пришла идея поработать над воображением и фантазией обучающихся. Так появилось это упражнение. Нужно просто подобрать ассоциации, всего лишь ответить вопрос: «А на что это похоже?»

Варианты задания:

Закипающий чайник

Новогодняя ёлка

Белое облако

Воздушный шарик

Мятый лист бумаги

Цифровой диктант

Это задание развивает у школьников фонематический слух. Задача учащегося заключается в том, чтобы правильно распределить слова по орфограммам, при этом, не записывая эти слова на доске, а лишь обозначая их порядковый номер.

Пример задания:

Цирк

Цитрус

Цыган

Цыплёнок

Цилиндр

Полиция

Сестрицын

Панцирь

Ресницы

Правильный ответ: И-1,2,5,6,8. Ы-3,4,7,9.

Собери слово (мозаика)

Задача ученика заключается в том, чтобы внимательно и по порядку собрать все морфемы, а затем составить из них слово.

Предутренний

Приставка

Поговорить

Приставка

Слагаемое

Корень

Решать

Суффикс глагольный

Писал

Суффикс прошедшего времени

Решала

Окончание

Правильный ответ: предполагала

Опубликовано в группе «Нетрадиционные упражнения на уроках русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.