Задания занимательного характера на уроках русского языка как средство развития воображения у школьников
Автор:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Комсомольской ООШ»
Октябрьского района
Ханты-Мансийского автономного округа
Алексеева Наталья Сергеевна
Задания занимательного характера
на уроках русского языка
как средство развития воображения у школьников
Впервые пришлось задуматься на тему занимательности на уроках русского языка, когда однажды после очередного занятия в пятом классе ко мне подошла ученица и задала вопрос, на который я не смогла ответить. Она спросила меня: «А почему уроки русского языка такие скучные?» И тогда я не на шутку задумалась. Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. И вот нашёлся выход.
Занимательное задание - понятие очень широкое. Оно включает в себя целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак таких нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых, интеллектуальных и деловых игр, конкурсов и соревнований, а также других заданий с элементами занимательности. Как показывает опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.
Продолжи сказку по заданному началу…
Жил-был царь. И было у него доброе сердце…
Однажды ночью я проснулся от непонятного звука…
Как-то раз мне и моим друзьям пришла в голову идея…
Или по заданному названию…
Как ученик за пятеркой отправился…
Тайна хороших оценок
Потерянный дневник
Судьба маленькой тучки
Путешествие пуговицы
Диктант +3
Особенностью данного вида диктанта является то, что для его выполнения ученику понадобиться помимо элементарных орфографических знаний, что само собой разумеется, еще и умение находить связь между заданными словами или словосочетаниями (видеть то, что их объединяет, что у них общего). А также подбирать по найденному признаку, например, на эту же букву или на эту же орфограмму, свои собственные слова.
Пример задания.
Чашка, участок, чаща…(правописание букв а,у после шипящих)
Подъезд, объявление, соловьи…(разделительный ъ и ь)
Местность, лестница, тростник…(непроизносимая согласная в корне)
Конституция, цыган, цинк…(буквы и и ы после ц)
На что похоже… (игра в ассоциации)
Очень часто во время написания сочинения, особенно описание по картине, возникают сложности с подбором средств выразительности. Например, пришлось даже ввести правило «запретного» слова. Потому обилие слова «коричневый» зашкаливало. И коричневый стол, и коричневый стул, и стены, и деревья, и всё, что только было возможно. Посовещавшись с учениками, единогласно было решено заменить слово «коричневый» словосочетаниями цвета гречневой каши или грецкого ореха.
Тогда и пришла идея поработать над воображением и фантазией обучающихся. Так появилось это упражнение. Нужно просто подобрать ассоциации, всего лишь ответить вопрос: «А на что это похоже?»
Варианты задания:
Закипающий чайник
Новогодняя ёлка
Белое облако
Воздушный шарик
Мятый лист бумаги
Цифровой диктант
Это задание развивает у школьников фонематический слух. Задача учащегося заключается в том, чтобы правильно распределить слова по орфограммам, при этом, не записывая эти слова на доске, а лишь обозначая их порядковый номер.
Пример задания:
Цирк
Цитрус
Цыган
Цыплёнок
Цилиндр
Полиция
Сестрицын
Панцирь
Ресницы
Правильный ответ: И-1,2,5,6,8. Ы-3,4,7,9.
Собери слово (мозаика)
Задача ученика заключается в том, чтобы внимательно и по порядку собрать все морфемы, а затем составить из них слово.
Предутренний |
Приставка |
Поговорить |
Приставка |
Слагаемое |
Корень |
Решать |
Суффикс глагольный |
Писал |
Суффикс прошедшего времени |
Решала |
Окончание |
Правильный ответ: предполагала