12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фирсова Н.В.53
1

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка

«Практикум по русскому языку.

Подготовка к ГИА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цели изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе(5-7классы);
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Рассчитана программа на 68 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Написание сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

адекватно воспринимать авторский замысел;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Текст. Стили и типы текста.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка и типологии текстов

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

определять типы речи и строить тексты в соответствии с данным типом речи;

работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения

Тема 3. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разбор содержания лингвистических понятий и их обоснование. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с определением слова. Понимание смысла слова, умение его объяснить и прокомментировать. Привести примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания слова. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы(написание сочинений).

Тема 4. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

различать средства выразительности;

находить в тексте средства выразительности;

анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 5. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Правописание окончаний.Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

3-4

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Абзацное членение текста. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

5-6

Написание сжатого изложения. Анализ изложения.

7-8

Контрольное изложение и его анализ.

9-10

Текст. Стили текста.

11-12

Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

13

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

14-15

Работа над лингвистическим сочинением.15.1

16-17

Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста.

18-19

Работа над сочинением 15.3 Понимание смысла слова.

20-22

Построение сочинения-рассуждения разных видов и их анализ.

23-24

Контрольное сочинение и его анализ.

25

Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Общий обзор.

26-28

Средства выразительности речи. Тропы. Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Фразеологизмы.

29

Лексика. Синонимы.

30-32

Орфография.

Орфограммы в корне.

33-35

Орфограммы в приставках.

36-37

Орфограммы в суффиксах.

38-40

Орфограммы в суффиксах. Н – НН в различных частях речи.

41-42

Орфограммы в окончаниях.

43-44

Контроль знаний по разделу: «Орфография».

45-46

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

47

Синтаксическая омонимия.

48

Простое предложение.

49

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

50-51

Виды сказуемых.

52-53

Виды односоставных предложений.

54

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

55

Простое осложненное предложение.

56-57

Вводные слова.

58

Обращения.

59-60

Обособленные определения.

61

Необособленные определения.

62

Обособленные приложения.

63-64

Обособленные обстоятельства.

65

Обособленные дополнения.

66

Обособленные уточняющие члены предложения.

67-68

Контроль знаний по разделу: «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.