Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка
«Практикум по русскому языку.
Подготовка к ГИА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цели изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе(5-7классы);
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Рассчитана программа на 68 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Написание сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Текст. Стили и типы текста.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка и типологии текстов
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
определять типы речи и строить тексты в соответствии с данным типом речи;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения
Тема 3. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разбор содержания лингвистических понятий и их обоснование. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Сочинение-рассуждение, связанное с определением слова. Понимание смысла слова, умение его объяснить и прокомментировать. Привести примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания слова. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы(написание сочинений).
Тема 4. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 5. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Правописание окончаний.Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тематическое планирование курса
№ |
Тема занятия |
1 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. |
3-4 |
Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Абзацное членение текста. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
5-6 |
Написание сжатого изложения. Анализ изложения. |
7-8 |
Контрольное изложение и его анализ. |
9-10 |
Текст. Стили текста. |
11-12 |
Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение. |
13 |
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения. |
14-15 |
Работа над лингвистическим сочинением.15.1 |
16-17 |
Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста. |
18-19 |
Работа над сочинением 15.3 Понимание смысла слова. |
20-22 |
Построение сочинения-рассуждения разных видов и их анализ. |
23-24 |
Контрольное сочинение и его анализ. |
25 |
Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Общий обзор. |
26-28 |
Средства выразительности речи. Тропы. Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты. Фразеологизмы. |
29 |
Лексика. Синонимы. |
30-32 |
Орфография. Орфограммы в корне. |
33-35 |
Орфограммы в приставках. |
36-37 |
Орфограммы в суффиксах. |
38-40 |
Орфограммы в суффиксах. Н – НН в различных частях речи. |
41-42 |
Орфограммы в окончаниях. |
43-44 |
Контроль знаний по разделу: «Орфография». |
45-46 |
Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). |
47 |
Синтаксическая омонимия. |
48 |
Простое предложение. |
49 |
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. |
50-51 |
Виды сказуемых. |
52-53 |
Виды односоставных предложений. |
54 |
Характеристика предложений, синтаксический разбор. |
55 |
Простое осложненное предложение. |
56-57 |
Вводные слова. |
58 |
Обращения. |
59-60 |
Обособленные определения. |
61 |
Необособленные определения. |
62 |
Обособленные приложения. |
63-64 |
Обособленные обстоятельства. |
65 |
Обособленные дополнения. |
66 |
Обособленные уточняющие члены предложения. |
67-68 |
Контроль знаний по разделу: «Синтаксис и пунктуация простого предложения». |