Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классе «Занимательное словообразование»
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классе
«Занимательное словообразование»
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательное словообразование» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.
Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.
Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
У младших школьников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке.Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.
Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
Цель программы:
-формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Задачи:
структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
«Занимательное словообразование»
Методические принципы:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Планируемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предмету русский язык.
Личностные результаты:
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
«Занимательное словообразование» Тематическое планирование. (34 часа)
Тема |
Цель |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
1 |
Многозначные слова. |
Повторить изученное о многозначных словах, развивать мышление и воображение. |
1 |
||
2 |
Омонимы, омоформы, омофоны. |
Повторить изученное об омонимах, омоформах, омофонах |
1 |
||
3 |
Фразеологизмы. |
Повторить понятие «фразеологизм» |
1 |
||
4 |
Сравнения. |
Отрабатывать навыки подбора и употребления сравнений в устной и письменной речи. |
1 |
||
5 |
Олицетворение. |
Отрабатывать навыки употребления олицетворений в устной и письменной речи. |
1 |
||
6 |
Изобразительно-выразительные средства. Эпитеты. |
Познакомить с эпитетами, их назначением. |
1 |
||
7 |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. |
Познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой. |
1 |
||
8 |
Откуда приходят слова. |
Познакомить с заимствованными словами. |
1 |
||
9 |
Этимология. |
Познакомить с разделом языка – этимологией. |
1 |
||
10 |
Как тебя зовут? Имена. |
Познакомить с происхождением и значением имен. |
1 |
||
11 |
Как тебя зовут? Отчества. |
Познакомить с происхождением и значением отчеств. |
1 |
||
12 |
Как тебя зовут? Закрепление. |
Закрепление изученного. Развитие мышления, памяти. |
1 |
||
13 |
Наши фамилии. |
Познакомить с происхождением фамилий. |
1 |
||
14 |
Топонимы. |
Познакомить с наукой, изучающая происхождение географических названий-топонимов. |
1 |
||
15-16 |
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» |
Учить сочинению-описанию картины
|
2 |
||
17 |
Устаревшие слова. |
Познакомить с понятием «Устаревшие слова» |
1 |
||
18 |
Типы текстов |
Повторить признаки типов-текстов |
1 |
||
19 |
Тема текста. Опорные слова. |
Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. |
1 |
||
20 |
Связь предложений в тексте. |
Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом. |
1 |
||
21-22 |
Цепная связь предложений в тексте. |
Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте. |
2 |
||
23 |
Параллельная связь предложений в тексте. |
Познакомить с параллельной связью предложений в тексте. |
1 |
||
24-25 |
Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». |
Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. |
2 |
||
26 |
Единый временной план текста. |
Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений. |
1 |
||
27-28 |
Единый временной план текста. |
Дать понятие о временной соотнесенности глаголов в повествовательных текстах. |
2 |
||
29 |
Стили речи. |
Познакомить с понятием «стиль речи». |
1 |
||
30 |
Стили речи. |
Познакомить с разговорным стилем речи, с понятием «монолог» и «диалог». |
1 |
||
31 |
Культура общения. |
Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии. |
1 |
||
32 |
Научный стиль. |
Познакомить с понятием «научный стиль». |
1 |
||
33 |
Словари. |
познакомить с разными видами словарей. Учить работе со словарем. |
1 |
||
34 |
Проверь себя. |
Закрепление изученного. |
1 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
|
Книгопечатная продукция |
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011 - Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008. - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г. |
Печатные пособия |
|
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства |
Интерактивные программы и издания на электронных носителях (CD, DVD) |
Технические средства |
1. Классная доска 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером. 4. Мультимедийный проектор |
БИБЛИОГРАФИЯ
Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
«Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
«Старинные вятские загадки» Киров, 1990
9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.