12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Родительское собрание»

Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет це­нить собственную жизнь, он не станет дея­тельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок по­падает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяс­нять поведение людей, он не будет скло­нен огорчаться в подобных ситуациях. На­пример, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, кото­рый может объяснить, что с ним происхо­дит, словами, помогает другим лучше по­нять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так ка­заться, если ребенок просто скажет, что сна­чала он очень испугался, потому что его ни­когда не спрашивали первым, а потом огор­чился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и дей­ствиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в тре­тьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не перево­дить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую зада­чу, которую он реализует в действии. По­этому рекомендуется помогать ребенку от­реагировать свои негативные эмоции че­рез рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а по­том мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все раз­говоры о подготовке детей к школе, интере­се к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на заме­чательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не па­дает с неба?», «Почему рыба не захлебыва­ется в воде?», «Почему люди стареют?»...

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть спосо­бы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопро­сы, помогать искать и находить их.

Понимать, что на сложные вопросы нет про­стых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоян­но твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - пой­мешь». Можно приоткрыть завесу и пока­зать, что не на все вопросы есть однознач­ные ответы. Этим мы будем развивать сте­реоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие раз­рушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь боль­шим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их сла­бостях. Мы не нарушим доверия ребен­ка, если признаем человеческое несовер­шенство.

Думать самому. Чувство собственной уни­кальности и способности к выбору - жиз­ненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет вос­питать человека, слабого духом или сла­бого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные реше­ния, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрос­лого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которы­ми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объ­яснить детям, что взрослые, родители мо­гут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважа­ют их права.

Опубликовано в группе «Родительское собрание»


Комментарии (1)

Лихина Елена Викторовна, 01.06.16 в 03:44 0Ответить Пожаловаться
Потрясающе! Спасибо!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.