Методические разработки по алгебре для 7 класса «Числовые выражения»
Тема: Повторение. Числовые выражения
Цель урока: актуализация и обобщение знаний и умений по теме «Числовые выражения», введение в алгебру
Планируемые результаты:
предметные: умение в процессе реальной ситуации использовать навыки выполнения арифметических действий над десятичными и обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами; умение грамотно и точно использовать математический язык в процессе решения упражнений;
личностные: умение работать индивидуально, в парах и группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, формирование устойчивой мотивации и сознательного отношения к учебе, развитие творческих способностей;
метапредметные: умение объяснять смысл выполняемых действий; умение обрабатывать информацию; формирование коммуникативной компетенции обучающихся; умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, наблюдать, анализировать, делать выводы.
Задачи:
образовательные: обеспечить осознанное усвоение правил выполнения арифметических действий над десятичными и обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами; закрепить вычислительные навыки и умения; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний обучающихся при решении заданий по теме «Числовые выражения».
воспитательные: формировать внимательность и точность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие: способствовать развитию творческой активности обучающихся; повышать познавательный интерес к предмету; развивать логическое и образное мышление, способность рассуждать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный урок (повторение и обобщение знаний и умений, введение в алгебру)
Формы работы обучающихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Необходимое оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями,
Этапы урока:
1. Организационный момент (организация внимания, создание позитивного настроя, мотивация на активную деятельность, контроль санитарно-гигиенических условий работы: уровень освещённости и т.п.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть повзрослевшими, отдохнувшими, бодрыми и весёлыми! Сегодня мы встретились после длинных, приятных, летних каникул, хочу, чтобы летнее настроение осталось с вами и помогало в учёбе, ведь в этом году мы с вами будем встречаться на уроках 5 дней в неделю, как и раньше.
2. Повторение (актуализация знаний и умений, интерактивная беседа)
Учитель: Давайте вспомним, чем мы занимались на уроках математики? (дети отвечают, среди ответов обязательно будет «решение примеров» или «вычисления»)
Правильно, выполняли вычисления, то есть находили значения числовых выражений. Повторим самые важные правила вычислений и решим устно следующие примеры (слайд №2)
2,3+4,5 12,7+ 3,8 3,12+0,8 5,7-2,4 9,1-4,5
Как выполнить сложение и вычитание десятичных дробей? На что нужно обращать внимание?
(Слайд3): 6,2×5 2,5×0,4 1,25×0,8 8,46:2 3,5:0,5 13,5:0,03
Как выполнить умножение десятичных дробей? Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число. Как выполнить деление на десятичную дробь? На что обращаем внимание при выполнении этих вычислений?
Кроме десятичных дробей, какими числами мы можем оперировать? (дети отвечают, среди ответов обязательно будет «обыкновенные дроби»)
Повторим правила действий с обыкновенными дробями (слайд №4)
Сформулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей. Как выполнить умножение обыкновенных дробей? Как выполнить деление обыкновенных дробей? На что нужно обратить внимание?
В 6 классе мы изучали положительные и отрицательные числа, умеем выполнять арифметические действия с ними (слайд №5). Вычисляем устно, проговариваем решение:
2,3-5,6 -8,1-2,9 -6,3+ 2,8 -2,8×3 -5,4×(- ) 0,21×(-0,4) 12,9: (-0,3) )
Вспомним правила действий с отрицательными числами, числами с разными знаками. Напомните, на что нужно обратить особое внимание?
Замечание: в зависимости от уровня обученности класса можно часть устных упражнений выполнить письменно (в тетради, у доски, с подробным комментарием)
3. Работа в группах (класс делится на группы по принципу: 1 парта + 2 парта = группа, каждая группа получает задание на листке в клетку)
Учитель: Откройте тетради, запишите число, начнём письменную часть классной работы, определим цель урока (дети отвечают, кто-нибудь назовет «повторение»). Запишем тему урока: Повторение. Числовые выражения.
Мы повторили правила выполнения арифметических действий, которые знаем из курса 5-6 классов. Задания группам: Вы получили пример из 4-х действий (сложение, вычитание, умножение, деление), все вычисления можно выполнять письменно. На полученном листке вы записываете и выполняете первое действие, затем листок с примером передаете следующей группе, та выполняет на нем следующее действие, передает листок следующей группе, та выполняет следующее действие и т.д. Если не доверяете предыдущей группе, то проверяйте её работу, ведь от правильности работы каждой группы зависит ответ. Каждое новое задание делает другой член группы, но вы всегда можете помочь друг другу. Приступаем, время работы – 5-6 минут.
1) 7,72·2 -4,06: (0,824+1,176)= 2) (3,52:1,1+6,2) ·(7 - 4,6)=
3) (15,8+9,32) : (6,24 – 1,6·3,9)= 4) (2,86:2,6 – 0,8) ·(3,4+7,04)=
5) (4,85+12,602): (11,985 – 2,82·4,25)= 6) (3,75:1,25 – 0,75) ·0,5 + 0,875=
Замечание: в зависимости от уровня обученности класса можно задание изменить на: Составьте самостоятельно и запишите пример из 4-х действий…
Проверка результатов групповой работы (слайд №6)
Обсуждение результатов: Почему нет ответов в примерах 3 и 5? Я ошиблась? Что у вас получилось? Объясните! (нужно вывести обучающихся на понимание факта: нельзя делить на нуль!) О таких выражениях говорят, что они не имеют смысла. А у вас получился ответ в этих упражнениях? Кто может сделать вывод?
4. Самостоятельная (тренировочная) работа (слайд №7, форма работы: индивидуальная, с взаимопроверкой)
Учитель: Выполним небольшую работу самостоятельно, вам необходимо оценить личный уровень знаний по теме. Приступаем, время работы – 5 минут.
1 вариант: №3(а), №11(а) 2 вариант: №3(б), №11(б)
Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего партнера, обсудите результат. (слайд №7) Почему в ответе к заданию №11 стоит знак вопроса? Какие другие ответы у вас получились? Кто предложил несколько ответов? Оцените свой личный уровень знаний: кто мысленно поставил себе оценку «5»?, «4»?, «3»? В чем ваша личная проблема? Кто хочет поделиться?
5. Мини-лекция
Учитель: Я хочу вернуться к вопросу, который задала в начале урока: Чем мы занимались на уроках математики? (дети отвечают, кто-нибудь назовет «решали уравнения»)
Действительно, мы часто решали уравнения! Решать уравнения – это искусство! Вспомним высказывание выдающегося ученого XX века Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» (слайд №8)
Алгебра как искусство решать уравнения зародилась очень давно в связи с потребностями практики, в результате поиска общих приёмов решения однотипных задач. Самые ранние дошедшие до нас рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были известны те приёмы решения уравнений, которые вы узнали в 6- м классе. А в Индии умели решать некоторые уравнения ещё в 499 году (слайды №9,10), но европейцы об этом узнали, прочитав трактат азиатского математика аль-Хорезми.
Само слово «алгебра» возникло после появления трактата «Китаб аль-джебр валь-мукабала» математика и астронома из г.Хивы (современный Узбекистан) Мухаммеда бен Муса аль-Хорезми (787-ок.850). Термин «аль-джебр», взятый из названия этой книги, стал употребляться как «алгебра» (слайд №11)
Но до XVI века изложение алгебры велось в основном словесно, посмотрите, как записывали уравнения в то время (слайд №12), мы, современные люди, не можем даже прочитать это, не только решить! Сложно и странно, правда?
Привычные нам знаки сложения и вычитания появились только в XVI веке в трудах немецких математиков, знак умножения появился ещё позже, а знак деления был введен только в XVII веке (слайд №13)
Современная алгебра – один из основных разделов математики и, чтобы это произошло, многие выдающиеся люди своего времени вложили свой талант и труд (слайд №14). В школе мы изучаем простейшие основы этой науки, на базе которых вы в дальнейшем будете строить свое образование.
6. Работа с учебником
Учитель: Таким образом, мы с вами изучили школьную арифметику, а теперь будем изучать алгебру и геометрию (слайд №15). Познакомимся с учебником алгебры (дать время на ознакомление, обратить внимание на стр.222 и стр.226)
Прочитайте п.1 Числовые выражения
Какие вопросы у вас есть по содержанию пункта? Что новое вы узнали? На что нужно обратить внимание? Что нужно запомнить? Выполним №13 (устно)
7. Этап рефлексии (подведение итогов урока, информация о домашнем задании)
Учитель: Запишите домашнее задание в дневник: п.1 прочитать, выполнить письменно №4, №5, №12;
для желающих стр.222 «Как появилась алгебра» прочитать, №11 (в,г) (слайд №16).
Есть вопросы по содержанию домашнего задания? (ответить, если есть)
Давайте мысленно подведем итог урока, оценим собственную успешность и вспомним, как составляли синквейны в прошлом году! Я предлагаю вам слово «АЛГЕБРА» (дети предлагают слова, получится что-то типа слайда №17, слова можно записать на доске)
Мне сегодня было приятно с вами работать, спасибо, урок окончен.
Литература:
Алгебра.7класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред.С.А.Теляковского. - М.: Просвещение, 2011-2015