Урок краеведения в начальной школе «Чорон — волшебный кубок народа саха»

1
0
Материал опубликован 3 February 2016

Проект « Алмазные богатства Якутского края»

«Чорон – волшебный кубок народа саха».

Люблю Якутию родную:

Равнины светлые ее,

Полей колючее жнивье…

Л.Попов

    Введение.

Люди, не знающие Якутию, часто интересуются ее культурой, бытом. Мы рассказываем о нашей Республике как о суровом крае, где главное богатство – это люди, живущие в условиях вечной мерзлоты, чей доблестный труд превратил окраину русского государства в бурно развивающийся в экономическом и культурном отношении регион. Поэтому мы как маленькие жители Республики Саха должны изучать и знать историю, культуру якутского народа. Но порой словами не опишешь всю историю и богатую культуру якутского народа, его быт, традиции, праздники, не расскажешь о художественных промыслах, не подберешь определений, чтобы описать тот или иной предмет быта.

Так, рассказывая о самом главном якутском празднике летнего изобилия Ысыахе, мы затронули обряд питья кумыса - напитка из кобыльего молока, хорошо утоляющего жажду, бодрящего и целебного, ритуальным символом которого является чорон – волшебный кубок народа саха. Оказалось, что многие не представляют этот предмет искусства якутских мастеров. И мы решили в своей работе обратиться к истории чорона.

Перед собой мы поставили

Цель: создать альбом «Чорон – волшебный кубок народа саха».

Задачи: - познакомиться с историей чорона, семантикой этого слова;

- изучить народно-прикладное искусство якутских мастеров;

-собрать иллюстративный материал для альбома о чороне;

-оформить альбом «Чорон - волшебный кубок народа саха».

    Исследовательский.

II.I. Опрос «Что вы знаете о чороне?»

На первом этапе мы провели опрос среди учащихся 2-4 классов «Что вы знаете о чороне?». Ребятам были заданы следующие вопросы:

    Как называется якутский деревянный кубок для молочных напитков?

Ответили: 27% учащихся – кружка; 43% - бокал; 14% - чорон; 16% - не знаю.

    Как украшали чороны?

Ответили: 38% - красили краской; 22% - покрывали лаком; не знаю – 40%.

    Какой напиток наливали в чороны?

Ответили: 39% - сливки; 21% - сметану; молоко – 23%; кумыс – 27%.

    Из какого материала изготавливали якутские мастера чороны?

Ответили: из бумаги – 17%; из глины – 23%; из дерева – 12%; не знаю – 48%.

По ответам учащихся мы сделали вывод, что, проживая в Якутии, многие из них не знают традиции народов Саха, историю и культуру родного края. Поэтому мы решили создать альбом, который бы помог нашим ребятам глубже познакомиться с одним из символов Якутии – чороном.

II.II. Происхождение якутского чорона.

Вся якутская праздничная посуда и утварь предназначены для обслуживания Ысыаха. Исторические предания якутов появление Ысыаха связывали с именем их легендарного родоначальника Эллэя, одинокого, не знавшего родителей, мастера на все руки. Эллэй, говорится в преданиях, первый устроил Ысыах, первый изобрел кумыс и посуду для него – чорон - деревянный кубок для питья кумыса и других молочных напитков.

Уже сама семантика слова чорон указывает на него как на сосуд-кубок, который при пользовании поднимают кверху, иначе говоря, держат торчмя. Чорон и происходит от слова чорой, чорот, означающего: держать торчмя, заострять, вытягивать, напрягать. Чороны «представляют исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного другого народа в мире».

II.III. Искусство изготовления чорона.

Если дело достойно завершено,

Вознесет и прославит народы оно.

Долгими зимними вечерами, сидя у камелька, напевая протяжную долгую песню, якутские мастера любовно, не спеша вырезали ножом чороны, гладко обтесывая бока. Основным материалом для изготовления чоронов служила древесина березы (береста). Работу мастер начинал с того, что вырубал топором заготовку – чурку; чаще всего это была просто часть срубленного дерева без коры и сучков. Внешняя обработка будущего чорона производилась также топором, а затем теслом. В наше время чороны изготавливают также из дерева и даже из стекла и фарфора. По размеру они бывают большие, средние и маленькие.

Форма чорона напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. При рождении каждому ребенку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов:

    Мужские - на трех фигурных ножках, окончания которых выполняются в форме конских копыт. К обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.



Женские – кубки на одной ножке, что у якутов символизирует долговечность и гостеприимство. Форма чорона напоминает фигуру женщины, так как женщина – символ плодородия или бутон прекрасного якутского цветка сарданы.



II.IV. «Бежит и не кончается бессмертный незатейливый узор…»

Вы посмотрите, как светло и ровно

Похож на задушевный разговор,

По стенкам деревянного чорона

Бежит и не кончается узор.

Чороны XIX века знаменуют собой одну из самых ярких страниц в истории якутского народного прикладного искусства. И как все крупные явления в культуре любого народа, они имеют свою непроходящую художественную ценность. Ни у одного из народов саха кумысная посуда так щедро не украшалась, как у якутов. Чорон поистине можно назвать произведением искусства, т.к. весь кубок покрыт чудесными орнаментами. На деревянных чоронах рисунок выполняется художественной резьбой по наружной поверхности чорона. Их очень много и названия у них разные: ребристый, или гребенчатый – орнамент в виде трав. Орнамент в виде сети. Орнамент в виде ягоды малины. Сердцеобразные орнаменты. Орнаменты в виде косых линий. Орнаменты в виде нёба (елочка). Орнаменты в виде ломаных линий. Их названия говорят об их значении. Например, ребристый – благодать, урожай. Орнаменты чоронов выполняются поясами или ярусами. Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов. Древние якуты считали эти числа священными:

    Три - три мира.

    Семь - счастливое число.

    Девять – священное число.

Чем больше поясов или ярусов, тем больше почета. Самые большие праздники открывают девяти ярусными кубками.





III.V. Чорон в фольклоре.

Исследуя происхождение чорона, мы столкнулись с легендой об Эллей Ботуре, прародителе народа Саха, в которой впервые встречаемся с названием праздника Ысыах и его символами.

Легенда об Эллей-Боотуре, прародителе народа Саха

Жил был человек по имени Охоной. И было у него две дочери. Одна красавица – Нурулдан Куо, а вторую звали Растрепанная Коса. Она была черная и не красивая, зато очень работящая.

В поисках работы однажды к ним явился богатырь по имени Эллей. Охоной оставил его у себя жить и работать. Так хорошо Эллей у него работал, что старик захотел отдать ему в жены свою красавицу дочь Нурулдан Куо. К удивлению Охоноя Эллей выбрал другую дочь со словами: «Если хотите меня вознаградить, отдайте мне в жены Растрепанную Косу».

Эллей забрал свою жену и ушел с ней на Север.

Спустя некоторое время старик Охоной захотел увидеть свою дочь и Эллея. Очень долго он шел и наконец увидел красивый белый дом – ураса, а вокруг дома бегают кони.

Элей вышел из дома с деревянным чороном, наполненным кумысом, встал на колени, поднял чорон к небу, петь и просить у жителей Верхнего мира благословления его семьи. Тут появились три белых лебедя и, троекратно покружившись над Эллеем, спустились и стали пить кумыс из чорона. Обрадовался Элей, уселся с женою под деревом, стал пить кумыс, разговаривать и веселиться. Старик удивился, но присоединился к Эллею. Три дня они ели, пили, веселились. Так произошел первый ысыах.

А Эллей считается прародителем всех якутов.

с тех пор много песен воспето, много воды утекло…минули столетия. Всякий якут, неравнодушный к преданиям своего народа, знает его и может передать с большей или меньшей полнотой легенду об Эллее.

Ребята так заинтересовались историей чорона, легендами о нем, что сами захотели сочинить свою сказку об этом символе народов Саха.

Лучшую сказку о том, как кумыс из волшебного чорона помог одолеть злого героя Могуса-обжору, мы поместили в наш альбом.

Сказка о якутском богатыре Нюргун Боотуре, который одолел Могуса.

Давным-давно жил якут по имени Нюргун Боотур. И была у него красавица жена Туйаарыма Куо. Однажды Нюргун Боотур решил пойти на охоту. В лесу он увидел лося. «Славный получится из него обед!» - подумал Нюргун Боотур. И вдруг из леса выскочил Могус, схватил лося за рога и тут же съел его. Нюргун Боотур очень расстроился. Он решил схитрить и пригласить Могуса домой. Когда Нюргун Боотур привел Могуса домой, его жена Туйаарыма Куо налила в чорон напиток. Могус выпил его, упал и заснул крепким сном. Прошло много времени. Могус проснулся и видит, что живот его пустой, а в доме у Нюргун Боотура собрались его друзья и жарят лося, которого вытащили из живота Могуса. Друзья Нюргун Боотура были могучими богатырями. Могус очень сильно испугался, и пока все были заняты мясом, взял да и сбежал через открытую дверь к себе в лес. Вот так кумыс из волшебного чорона помог одолеть Могуса-обжору.

III.VI. Чорон в традициях

На празднике летнего изобилия ысыахе, свадьбах, семейных праздниках, в повседневной жизни якуты пили из чоронов бодрящий, целительный напиток кумыс. Из большого чорона, передавая друг другу по кругу, отпивали кумыс в знак пожелания счастья и благополучия. Во время праздника уважаемых людей, гостей встречают стоя и подают кумыс из чорона. На концертах выступления национальных танцев с чоронами стало доброй традицией танцевальных ансамблей.

На соревнованиях по национальным видам спорта победителей награждают медалями, а вместо кубков дают чороны.

Таким образом, чорон можно назвать традиционным заздравным кубком.







III.VII. Чорон глазами детей.

Представив себя народными мастерами, на уроках мы создавали свои неповторимые эскизы чоронов, лучшие из которых представили в нашем альбоме.





IV.Заключение.

Чороны – своеобразная поэма о Якутии, посвященная различным сторонам жизни, важным историческим и культурным вехам народа саха. Выявляя их природную красоту, мы создали альбом о волшебном кубке – чороне. Он позволит приобщить детей к культуре, традициям северного народа, сформировать бережное отношение к предметам культурного быта народов Якутии.

Комментарии
Комментариев пока нет.