Урок по литературе в начальной школе «Волшебное кольцо»
Тема: |
«Волшебное кольцо» |
Цель: |
Знакомство с произведением Волшебное кольцо; формирование навыка чтения, работа над выразительным чтением; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения. |
Задачи: |
Образовательная: Познакомить детей с произведением «Волшебное кольцо»; учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения; Развивающая: Развивать устную речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся; развитие умения выражать своё отношение к прочитанному; развивать творческое воображение, внимание, память; умение работать в микрогруппах; Развивать память, внимание, мышление, координацию и двигательную активность, выразительность и темп речи, силу голоса; формировать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение. Воспитательная: Воспитывать нравственные чувства: доброты, щедрости, отзывчивости; воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера; |
Планируемые результаты: |
Предметные: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; Личностные: проявляют интерес к чтению сказки, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в основе поступков героев сказки; Метапредметные: Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в громкоречевой форме; формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности; Коммуникативные УУД: работа по микрогруппам; оценивают достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; |
Основные понятия: |
|
Межпредметные связи: |
Связь с изобразительным искусством, русским языком. |
Оборудование: |
Презентация, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах, учебник. |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
I Организация класса на работу |
||||
Сконцентрировать внимание детей на урок, настроить. Заинтересовать предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. |
Здравствуйте ребята! Сегодняшнее занятие буду проводить у вас я Алёна Алексеевна. Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Он полон открытий И полон тревог. Ты учителя внимательно слушай, Чтоб задания выполнить мог. Рефлексия. - Сейчас давайте узнаем ваше настроение на начало занятия. (карточки с рефлексией) - Ребята нарисуйте веселый смайлик, если у вас хорошее настроение, если у вас ни хорошее и ни плохое то нарисуйте нейтральный смайлик, если ваше настроение плохое нарисуйте грустный смайлик. Все отметили свое настроение? МО: Молодцы! Мы приступим к работе с хорошим настроением, а если у кого - то настроение не очень хорошее, то постарайтесь его улучшить самостоятельно и настроиться на работу. |
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Определяют настроение, настраиваются на урок. Отмечают своё настроение. |
Личностные: проявляют интерес к чтению сказки, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в основе поступков героев сказки; |
|
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока |
||||
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
Постановка задач на урок. Ребята, для того, что бы наш урок пошёл нам на пользу какие задачи мы можем поставить? 1) Учиться читать правильно; 2) Читать – осознанно; 3) Читать выразительно; 4) Учиться работать с текстом. 5) Учиться работать с иллюстрацией Формулировка темы. - Кто скажет, что такой сказка? Сказка - элемент устного народного творчества. - Какие виды народных сказок вы знаете? - А какие сказки волшебные вы знаете? - Отгадай загадки, связанные с героями сказки. В мягких тапочках ступает, Схватит мышь — и убегает. Ответ: Кот Заворчал живой замок, Лёг у двери поперек. Две медали на груди - Лучше в дом не заходи. Ответ: Собака В тихой заводи живёт, Ходит задом наперёд, И на дне среди коряг Всё мечтает свистнуть … Ответ: Рак Он с усами, погляди-ка, Любит громко он мурлыкать… Ответ: Котик В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. Ответ: Собака Викторина 1. Как звали главного героя этой сказки?
а) Иванко 2. Кто помог Мартынке вернуть волшебное кольцо?
а) змея 3. Куда кот Васька уронил волшебное кольцо?
а) в пропасть 4. Кто выгнал рыбу-белужину, проглотившую волшебное кольцо, на берег?
а) осьминоги 5. Куда вздумали идти кот Васька и собака Журка? а) в тридевятое царство, в мышье государство б) в тридесятое царство в) в соседний двор 6. Кто украл у Мартынки волшебное кольцо? а) Мышинный царь б) Кит в) прекрасная королева 7. Куда Мартынкина жена прятала колечко на ночь?
а) под подушку 8. Кто щекотал королевне нос хвостиком? а) кот б) мышонок в) собака 9. На каком дереве сидел кот Васька три дня? а) березе б) дуб в) тополь 10. Кто не умел плавать? а) Журка б) Васька в) король 11. Кто сидел у Васьки на спине когда они плыли по морю? а) Васька б) ворон в) рак 12. От куда вылез мышиный царь, когда услышал разговор Журки и Васьки? а) дерево б) нора в) море |
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; Волшебная, бытовая, о животных. Конек-Горбунок, Сивка-бурка, Емеля и щука, Волшебное кольцо. |
Регулятивные: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности; Предметные: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; |
|
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
||||
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. |
Работа по учебнику (с. 50-60). - А сейчас давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию. Какие краски на ваш взгляд взял художник?( ) Какие чувства у вас возникли при просмотре иллюстрации? ( ) Какие мысли у вас возникли? Показал ли художник на иллюстрации что – либо сказочное, волшебное? Ребята, а вы догадались, о чем будет эта сказка? Можно ли глядя на иллюстрацию понять, о чем пойдет речь на уроке? (Да, о том как буду развиваться события главных героев сказки) - А сейчас мы с вами будем читать, следить за развитием сюжета; за поступками персонажей. Беседа после чтения. - Ребята, что вы поняли после того как прочли текст? - О чем идет речь? - Как вы представляете тридесятое царство? - А у кого – нибудь есть дома кот (кошка)? - Какие пароды кошек вы знаете? - Какие клички можно придумать коту? - В каких сказка встречаются кошки? - А собака есть у кого - нибудь? - Какие есть пароды? - Клички? - Какие знаете богатырей? - Назовите народные приметы, связанные с кошками? - Посмотрите на название сказки. - Кто скажет, о чем говорится в сказке? (О волшебном колечке) - Такое кольцо (или перстень) очень часто встречается в сказках. А чудеса какие происходят в сказках, как только появляется в них такое чудодейное колечко! А что же обозначает слово "кольцо”? Правильно! Это предмет в форме окружности, обода из металла, дерева, кости. А есть ли у этого слова родственники? Мы сможем подобрать еще больше однокоренных слов, если заглянем в "Этимологический словарь”. Было в древнерусском языке слово "коло”, которое обозначало Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Кольчатый – состоящий из колец, расположенный кольцами. Коловорот – 1. Ручной столярный инструмент для сверления отверстий. 2. Круговорот, непрерывное вращение, вихрь. Колобок – небольшой круглый хлебец (в народных сказках). Околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него. Околоцветник – наружная часть цветка, окружающая тычинки и пестик. Околоушник – находящийся около уха. Околоземный – находящийся около Земли, окружающий Землю. Околоток – окружающая местность, окрестность. Околосердечный – расположенный вокруг сердца. |
Ведут беседу по иллюстрации, анализируют. Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое собственное мнение, свои мысли. Слушают друг друга. |
||
2. Вторичное чтение текста. |
||||
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. |
- Какое препятствие должны преодолеть Журка с Васькой, чтобы попасть в мышье царство? - Для чего нужно было ловить мышей? - Почему ворон напал на кота и собаку? - А собака и кошка из китайской сказки? - Почему мышонок помог Журке и Ваське заполучить волшебное колечко? - Как вы думаете, кто помогает собаке и кошке в китайской сказке? - На ваш взгляд, что общего в том, как утопили кольцо в русской и китайской сказках? - Как вы думаете, в чем своеобразие этого момента в каждой сказке? - Ребята, как вы думаете, кто помог достать со дна синего моря колечко? - Как вы думаете, почему именно так закончилась сказка? - Как ты думаешь, «Волшебное кольцо» - это волшебная сказка? - Почему? - Как вы думаете, для чего людям – героям сказок – волшебные предметы? - Ребята, а как вы думаете, тот отрывок, который ты прочитал (а), можно назвать сказкой о животных? - Ребята, как вы полагаете кот в русской сказке похож на кошку в китайской? - Как менялись отношения собаки и кошки в русской сказках? - На ваш взгляд, как собака и кошка относятся к своим хозяевам в той и другой сказке? - И так, какие слова показались вам непонятными, незнакомыми? Выпишем их на доске. Бить челом – 1. низко кланяться, выражая почтение. 2. обращаться. 3. просить (почтительно, униженно) о чём-либо. Сгинуть - Пропасть – исчезнуть Невмоготу - Нет сил терпеть, совсем нет возможности. Авось - может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды Мастак - Мастер своего дела, искусный и опытный в каком - нибудь деле человек.
Вывод: - Оказывается сказки разных народов, имеют общее сходство. - Оказывается, разные народы волнует, часто одни и те же проблемы. - Оказывается взаимоотношения у разных народов - Оказывается, как важно задумываться о том, что лож, обман все равно обнаружатся, нельзя лукавить и хитрить. - Оказывается, как важно помнить о том что добро возвращаться добром, а зло – злом. |
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы учителя; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Работают с новыми для них словами из сказки, узнают их значение. Читают сказку про себя в пол голоса Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. |
Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; |
|
3. Работа в микрогруппах. |
||||
Формировать у школьников умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. |
Ребята, а теперь давайте поработаем в микрогруппах. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним как нужно работать в группе? ( Дружно, сообща, выслушивать мнение каждого, уметь поддержать и согласиться с позицией одноклассника) Работа в микрогруппе. Карточка №1. Вставьте в текст, ниже представленные слова. «Моя любимая Собака» У меня есть _______. Ее имя Шарик, но вы зовем его Рекс. Это очень большая коричневая собака. Но он не ______, он любит детей и он очень любит поиграть. Он не любит кошек. Мы каждый день ходим на _______ и он бежит со мной и с _______. Он любит есть мясо, но он не любит овощи. Я очень люблю мою собаку. (собака, злой, прогулку, котами) Карточка №2: Вставьте в текст, ниже представленные слова. «Мой любимый кот» У меня есть кот. Его имя _______. Он очень забавный. Он еще котенок и он очень любит играть. Но он также очень любит портить ________ и мои носки. Он любит есть рыбу и я даю ему каждый день ______. Он не ходит гулять, и я играю с ним каждый вечер. Он любит ________ с моими руками и он боится моих ног. Я его очень люблю. (Барсик, газеты, молоко, играть) Карточка №3 Пословицы и поговорки. Вставь в пропуски слова Знает кошка, чье мясо …. (съела) Слепая … мышей не ловит. (кошка) Кота в … покупать нельзя. (мешке) Кошачьи глаза дыму не ….(боятся) Собака гуляла, да и хвост ….( прогуляла) С бешеной … хоть шерсти клок.( собаки) Карточка № 4 Продолжите мысль так, чтобы получился связный рассказ из 3-5 предложений. «Помирились Васька с Журкой и отправились вместе к своему хозяину, как их встретил хозяин…» Карточка № 5 Напишите рассказ от имени мышиного царя, используя все предложенные слова и словосочетания: ( Могучие богатыри, бить челом, смилуйся господин, поможем, большие) |
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания задания, его представления, защиты. |
||
IV. Подведение итога урока. |
||||
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. |
Ребята, вот и подошел наш урок к концу. - Что нового вы сегодня узнали? - С какой сказкой вы сегодня познакомились? - Что запомнилось вам больше всего? - Интересная была сказка? Рефлексия. На конец занятия я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, возьмите Их и отметьте своё настроение. - Сейчас давайте узнаем ваше настроение на начало занятия. (карточки с рефлексией) - Ребята нарисуйте веселый смайлик, если у вас хорошее настроение, если у вас ни хорошее и ни плохое то нарисуйте нейтральный смайлик, если ваше настроение плохое нарисуйте грустный смайлик. Урок окончен. До свидание! |
Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими эмоциями и впечатлениями. Отмечают свое настроение. |
Коммуникативные : оценивают достижения участников групповой работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |