Урок в 5 классе «Баллада «Кубок»»
ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского;уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Учебник : ЛИТЕРАТУРА 5 класс, автор В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Выставка. Учащиеся защищают свои рисунки к сказке, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.(повторение предыдущего урока «Спящая царевна». Литературная сказка и народная сказка).
–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.
Наш план работы:
1. Заочная экскурсия «Творчество В.А.Жуковского»,
2. Мы проведем исследование в творческой лаборатории В.А.Жуковского.
- Вас устраивает данный план?
II Целеполагание:
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)
ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения;
извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников,
проанализировать поступки героев баллады;
провести наблюдение за языком баллады.
II. Понятие о балладе.
1.Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
--Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
Словарная работа.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Составление плана.
III. Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает Александр Синица).
Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.
Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»
О чем говорят и думают дети.
- Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
- Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
- Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
- Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.
- Скорее всего, это царский каприз.
- Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.
- Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
- Ищет охотников за золотом?
Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!
О тех, кто стоял в стороне…
После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:
- Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
- Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:
- Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.
А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…
Мнение о главном герое
Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.
- Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
- Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
- Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
- Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
- Хочет скорее стать взрослым.
- Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
- Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?
- Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
- Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
- Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
- Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
- Он хочет завоевать сердце царской дочери?
- Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.
- Может быть, хочет угодить царю?
- Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте... Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.
Покаяние
После чтения 9-10 строфы:
- Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
- Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
- Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
- За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
- За то, что отмолчались перед царём.
- Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…
- Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
Такие микронаходки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять, и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.
Дети не прощают царя-убийцу
Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.
Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:
- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
- Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
- Еще бы - на то он и царь!
Очень по-детски, но забавно!
- Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
- Заметили, что первый раз царь «БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: «свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.
- Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
- Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
- Царевна назвала отцову выдумку «опытом», но это страшная игра со смертью.
- Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
- Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
- А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», - звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
- Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.
- А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
- Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..
Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.
Безумство влюбленных
Читается предпоследняя строфа.
- Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
- И опять: «отважность сверкнула в очах» - это сказано в тексте.
- Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
- Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
- Желание не разочаровать её.
- Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
- Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
- А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
- Такой корысти у героя нет.
- А в моих глазах он лучший из рыцарей!
Не перевелись романтики и в наше время!..
Задумаемся о вечном и быстротечном…
- Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
- Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
- От нелепой гибели мальчика.
- Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.
- Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах, влюбленных будет вечна.
- И любить царевна будет долго-долго.
- Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.
- Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.
--Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви)
--Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа?
--Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)
Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.
IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» (с. 89–90).
V.
На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.
VI. Творческая работа в группах.
Домик нарисовать
Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.