Урок в форме брейн-ринга «Чрезвычайные ситуации природного характера»

16
0
Материал опубликован 2 December 2015 в группе

Цель: повторить и систематизировать полученные по данной теме знания.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: игра «Брейн-ринг».

План урока.

1.     Организационный момент (3 мин).

2.     Решение кроссвордов (10 мин).

3.     Игра (30 мин).

4.     Подведение итогов (2 мин).

Ход урока.

1.      Поприветствовав учащихся и проверив их присутствие на уроке, учитель сообщает тему и цели урока. Далее класс подразделяется на две команды, выбираются капитаны, оговариваются условия игры.

2.      Кроссворд №1.

1)     Человек, профессионально занимающийся спасением людей при возникновении ЧС (Спасатель).

2)     Автор специальной шкалы оценки магнитуд при землетрясении (Рихтер).

3)     Страна, в которой был изобретен первый прибор, предупреждающий о землетрясении (Китай).

4)     Опасные природные явления, которые могут возникнуть как последствия землетрясения (Сель).

5)     Опасные природные явления, которые могут возникнуть как последствия землетрясения (Цунами).

6)     Прибор, определяющий возникновение землетрясения (Сейсмограф).

7)     Землетрясение, вызванное обвалом кровель шахт или подземных пустот (Обвальное).

8)     Город, изображенный на картине К. Брюллова, в котором произошло землетрясение в результате извержения вулкана (Помпея).

9)     Город на о. Сахалин, разрушенный землетрясением в 1995 году (Нефтегорск).

10)Мера общей энергии сейсмических волн (Магнитуда).

11)Стихийное бедствие, занимающее первое место по наносимому им экономическому ущербу (Землетрясение).

Ключевое слово – сейсмология.

Кроссворд №2.

1)     Быстрое отделение и падение масс горных пород на крутом склоне (Обвал).

2)     Обвал с объемом обвалившихся горных пород менее 5 м3 (Малый).

3)     Характеристика оползня, в большой мере определяющая его опасность (Скорость).

4)     Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону (Оползень).

5)     За состоянием селевой обстановки следят селевые… (Станция).

6)     Мероприятие по спасению населения при угрозе возникновения селя, оползня (Эвакуация).

7)     Одна из природных причин развития оползня – … в породе (Трещина).

8)     Селевый … – территория, охватывающая всю площадь зарождения и воздействия селя (Бассейн).

Ключевое слово – Высоцкий.

3.      Вопросы командам.

1)     В каком году в государственных образовательных учреждениях был введен предмет ОБЖ? – в 1991.

2)     Какие природные явления относятся к стихийным бедствиям. – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, снежные заносы, лавины, лесные пожары, циклоны, штормы и др.

3)     Как называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, в результате ветровых нагонов, прорывов плотин и т.п.? – наводнение.

4)     Как называют образование ледяного покрова на реке, озере? – ледостав.

5)     В каком произведении А. С. Пушкина описывается наводнение, произошедшее в Санкт-Петербурге в 1824 году? – «Медный всадник».

6)     Как называется скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в сужениях реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше ее русла? – зажор.

7)     Назовите опасные ветровые метеорологические явления. – ураган, буря, смерч.

8)     В чем измеряют скорость ветра? – в м/с.

9)     Какой ученый разработал шкалу для оценки силы ветра? – английский адмирал Френсис Бофорт.

10)Как называют атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли (воды)? – смерч (торнадо).

11)Что является основной причиной возникновения урагана, бури или смерча? – процессы образования и перемещения крпномасштабных возмущений в атмосфере: циклонов и антициклонов.

12)Как называют подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и передающиеся на большие расстояния. – землетрясения.

13)Как называются приборы для обнаружения и регистрации сейсмических волн? – сейсмографы.

14)По какой шкале принято оценивать энергию землетрясения) – по 9-бальной шкале Рихтера.

15)Как называется отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах? – обвал.

16)Как называется смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов? – оползень.

17)Назовите основные параметры оползня. – скорость, мощность (объем сползающей горной массы), масштаб (площадь).

18)Как называется временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, песка, глины и других материалов? – сель.

19)Назовите основные виды селевых потоков. – водокаменные, грязевые, грязекаменные.

20)Назовите наиболее пожаропасный сезон года. – лето.

4.  Учитель подводит итоги игры. Указывает на недостатки.

Объявляется команда-победитель, т.е. та, которая дала больше правильных ответов. Ее члены поощряются призами.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации