12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щиголева Наталья Евгеньевна24

Методическая разработка урока в 7-м классе по теме: Чрезвычайные ситуации природного характера»

Цели и задачи урока:

-дать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

-познакомить с влиянием последствий ЧС природного характера на безопасность личности, общества и государства;

-научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

-развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость интересов личности от различных угроз;

-формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

-овладение обучающимися навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

1. Организационный момент.

2. Проверка Домашнего задания   тест для учащихся на знание оболочек земли.

Далее учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог: «в оболочках земли происходят различные круговороты веществ и энергии». Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

3. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель представляет презентацию об опасных природных явлениях. После презентации идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.

Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.

Учитель сообщает учащимся, что сегодня они познакомятся с классификацией чрезвычайных ситуаций природного характера, а также порядком действий при некоторых ЧС природного характера.

4. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует учащимся видеофрагмент о ЧС природного характера. После просмотра видеоролика и работы с параграфом учебника учащиеся самостоятельно классифицируют ЧС природного характера. Учащиеся совместно с учителем выделяют следующие ЧС природного характера:

Геофизические опасные явления:

землетрясения;

извержение вулканов.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

оползни;

сели;

обвалы, осыпи;

лавины;

склоновый смыв;

просадка лессовых пород;

просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

абразия, эрозия;

пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

бури (9-11 баллов);

ураганы (12-15 баллов);

смерчи, торнадо;

шквалы;

вертикальные вихри;

крупный град;

сильный дождь (ливень);

сильный снегопад;

сильный гололед;

сильный мороз;

сильная метель;

сильная жара;

сильный туман;

засуха;

суховей;

заморозки.

Морские гидрологические опасные явления:

тропические циклоны (тайфуны);

цунами;

сильное волнение (5 баллов и более);

сильное колебание уровня моря;

сильный тягун в портах;

ранний ледяной покров и припай;

напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

непроходимый (труднопроходимый) лед;

обледенение судов и портовых сооружений;

отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления:

высокие уровни воды (наводнения);

половодье;

дождевые паводки;

заторы и зажоры;

ветровые нагоны;

низкие уровни воды;

ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.

Гидрогеологические опасные явления:

низкие уровни грунтовых вод;

высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары:

лесные пожары;

пожары степных и хлебных массивов;

торфяные пожары;

подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционная заболеваемость людей:

единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;

эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;

эпидемия;

пандемия;

инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

прогрессирующая эпифитотия;

панфитотия;

болезнь сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии;

массовое распространение вредителей растений.

Далее весь класс делится на четыре группы:

1-я группа разрабатывает Инструкцию о порядке действий при возникновении лесных пожаров.

Обнаружив небольшой пожар, необходимо принять меры по его тушению и сообщить о нем по телефону 01. По возможности послать кого-либо за помощью;

Захлестывать слабый пожар пучками ветвей с листьями длиной 1-2 м (скользящие удары, как бы сметая пламя);

Слабый огонь затаптывать, накрыв плотной мокрой одеждой;

Забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Чтобы огонь не распространялся, на пути его движения рыть канавы;

Если нет возможности потушить пожар, уходить из леса в направлении, перпендикулярном движению огня;

Двигаться только против ветра;

Мокрой тканью накрыть рот и нос;

Избегая  буреломы, выходить к водоёму или на дорогу;

Передвигаясь в зоне горения торфа, проверять глубину выгоревшего слоя – могут образовываться воронки;

10. Выйдя на открытое пространство, дышать воздухом возле земли – там он менее задымлен.

2-я группа - Инструкцию о порядке действий при наводнении.

Получив предупреждение об угрозе наводнения, сообщите об этом вашим близким, соседям, окажите помощь престарелым и больным. В информации будет сообщено о времени и границах затопления, рекомендации жителям о целесообразном поведении и порядке эвакуации.
Перед эвакуацией для сохранения своего дома следует:

-отключить воду, газ, электричество;

-погасить огонь в печах;

-перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и имущество;

-закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:

-документы (в герметичной упаковке), ценности, лекарства;

-комплект одежды и обуви по сезону;

-запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы.

При внезапном наводнении необходимо занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи:
а) в светлое время - вывесить на высоком месте полотнища;
б) в темное время - подавать световые сигналы.

Если вода застала в поле, лесу, то необходимо выйти на возвышенные места, если нет такой возвышенности - забраться на дерево. Используются все предметы, способные удержать человека на воде (бревна, доски, деревянные двери, бочки, автомобильные шины и т. д.)
В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду.
В любой обстановке не теряйте самообладания, не поддавайтесь панике, действуйте быстро, но без суеты и уверенно!

3-я группа – Инструкцию о порядке действий при землетрясении.

В случае оповещения об угрозе землетрясения по радио или другими способами необходимо действовать быстро, уверенно, спокойно, без паники. Если сигнал оповещения застал Вас дома, необходимо: быстро собраться, помочь одеться детям, старикам, взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов, документы, средство связи, электрический фонарик, выключить нагревательные приборы и газ, если топилась печь,— то затушить огонь, выключить освещение и выйти на улицу.

На улице следует как можно быстрее отойти подальше от зданий и сооружений в направлении площадей, скверов, широких улиц без суеты и паники. Если землетрясение началось неожиданно и внезапно, а покинуть квартиру или дом не представляется возможным, необходимо встать в дверном или оконном проеме и сразу после первого подземного толчка быстро выйти на улицу.

Если землетрясение застало Вас на улице, в магазине, гостинице, кинотеатре или другом общественном месте, необходимо спокойно выслушать указания соответствующих должностных лиц и действовать в соответствии с ними.

Общественный транспорт во время землетрясения нельзя покидать на ходу. Выходить из него следует на остановке, пропуская вперед детей, инвалидов и престарелых граждан. Учащиеся школ организованно, в сопровождении учителей выходят в безопасные места, в первую очередь принимаются меры к выводу школьников младших классов.

4-я группа – Инструкцию о порядке действий при урагане.

Получив сообщение о приближающемся урагане:
1. Закройте плотно окна, ставни, двери, чердачные (вентиляционные) люки.
2. С лоджий, балконов (если они не остеклены) уберите предметы, которые порывами ветра могут быть сброшены.
3. Предметы, находящиеся во дворах частных домов, закрепите или занесите в помещение, потушите огонь в печах.
4. Если ураган застал вас на улице, укройтесь в прочном ближайшем здании (магазинах, библиотеках, торговых центрах, поликлиниках и др.), оврагах, балках и других естественных укрытиях.
5.Ураган может сопровождаться грозой, поэтому избегайте ситуаций, при которых возрастает вероятность поражения молнией: не укрывайтесь под отдельно стоящими деревьями, не подходите к опорам линий электропередач.
6. В городе держитесь подальше от металлических заборов и всего металлического.
7. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
8. Почувствовав характерное щекотание кожи, а также то, что у Вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от Вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю - это уменьшит риск Вашего поражения.
9. Если Вы в машине, оставайтесь в ней. Металлический корпус автомобиля защитит Вас, даже если молния ударит прямо в него.

5. Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. Домашнее задание: составить Инструкцию о порядке действий при угрозе обвала.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.