Методическая разработка урока в 7 классе по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Методическая разработка урока в 7-м классе по теме: Чрезвычайные ситуации природного характера»
Цели и задачи урока:
-дать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
-познакомить с влиянием последствий ЧС природного характера на безопасность личности, общества и государства;
-научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость интересов личности от различных угроз;
-формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
-овладение обучающимися навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
1. Организационный момент.
2. Проверка Домашнего задания – тест для учащихся на знание оболочек земли.
Далее учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог: «в оболочках земли происходят различные круговороты веществ и энергии». Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.
3. Подготовка к усвоению новых знаний.
Учитель представляет презентацию об опасных природных явлениях. После презентации идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.
Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.
Учитель сообщает учащимся, что сегодня они познакомятся с классификацией чрезвычайных ситуаций природного характера, а также порядком действий при некоторых ЧС природного характера.
4. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует учащимся видеофрагмент о ЧС природного характера. После просмотра видеоролика и работы с параграфом учебника учащиеся самостоятельно классифицируют ЧС природного характера. Учащиеся совместно с учителем выделяют следующие ЧС природного характера:
Геофизические опасные явления:
землетрясения;
извержение вулканов.
Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):
оползни;
сели;
обвалы, осыпи;
лавины;
склоновый смыв;
просадка лессовых пород;
просадка (провал) земной поверхности в результате карста;
абразия, эрозия;
пыльные бури.
Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:
бури (9-11 баллов);
ураганы (12-15 баллов);
смерчи, торнадо;
шквалы;
вертикальные вихри;
крупный град;
сильный дождь (ливень);
сильный снегопад;
сильный гололед;
сильный мороз;
сильная метель;
сильная жара;
сильный туман;
засуха;
суховей;
заморозки.
Морские гидрологические опасные явления:
тропические циклоны (тайфуны);
цунами;
сильное волнение (5 баллов и более);
сильное колебание уровня моря;
сильный тягун в портах;
ранний ледяной покров и припай;
напор льдов, интенсивный дрейф льдов;
непроходимый (труднопроходимый) лед;
обледенение судов и портовых сооружений;
отрыв прибрежных льдов.
Гидрологические опасные явления:
высокие уровни воды (наводнения);
половодье;
дождевые паводки;
заторы и зажоры;
ветровые нагоны;
низкие уровни воды;
ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.
Гидрогеологические опасные явления:
низкие уровни грунтовых вод;
высокие уровни грунтовых вод.
Природные пожары:
лесные пожары;
пожары степных и хлебных массивов;
торфяные пожары;
подземные пожары горючих ископаемых.
Инфекционная заболеваемость людей:
единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;
эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;
эпидемия;
пандемия;
инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:
единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:
прогрессирующая эпифитотия;
панфитотия;
болезнь сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии;
массовое распространение вредителей растений.
Далее весь класс делится на четыре группы:
1-я группа разрабатывает Инструкцию о порядке действий при возникновении лесных пожаров.
Обнаружив небольшой пожар, необходимо принять меры по его тушению и сообщить о нем по телефону 01. По возможности послать кого-либо за помощью;
Захлестывать слабый пожар пучками ветвей с листьями длиной 1-2 м (скользящие удары, как бы сметая пламя);
Слабый огонь затаптывать, накрыв плотной мокрой одеждой;
Забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Чтобы огонь не распространялся, на пути его движения рыть канавы;
Если нет возможности потушить пожар, уходить из леса в направлении, перпендикулярном движению огня;
Двигаться только против ветра;
Мокрой тканью накрыть рот и нос;
Избегая буреломы, выходить к водоёму или на дорогу;
Передвигаясь в зоне горения торфа, проверять глубину выгоревшего слоя – могут образовываться воронки;
10. Выйдя на открытое пространство, дышать воздухом возле земли – там он менее задымлен.
2-я группа - Инструкцию о порядке действий при наводнении.
Получив предупреждение об угрозе наводнения, сообщите об этом вашим близким, соседям, окажите помощь престарелым и больным. В информации будет сообщено о времени и границах затопления, рекомендации жителям о целесообразном поведении и порядке эвакуации.
Перед эвакуацией для сохранения своего дома следует:
-отключить воду, газ, электричество;
-погасить огонь в печах;
-перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и имущество;
-закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.
При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:
-документы (в герметичной упаковке), ценности, лекарства;
-комплект одежды и обуви по сезону;
-запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы.
При внезапном наводнении необходимо занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи:
а) в светлое время - вывесить на высоком месте полотнища;
б) в темное время - подавать световые сигналы.
Если вода застала в поле, лесу, то необходимо выйти на возвышенные места, если нет такой возвышенности - забраться на дерево. Используются все предметы, способные удержать человека на воде (бревна, доски, деревянные двери, бочки, автомобильные шины и т. д.)
В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду.
В любой обстановке не теряйте самообладания, не поддавайтесь панике, действуйте быстро, но без суеты и уверенно!
3-я группа – Инструкцию о порядке действий при землетрясении.
В случае оповещения об угрозе землетрясения по радио или другими способами необходимо действовать быстро, уверенно, спокойно, без паники. Если сигнал оповещения застал Вас дома, необходимо: быстро собраться, помочь одеться детям, старикам, взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов, документы, средство связи, электрический фонарик, выключить нагревательные приборы и газ, если топилась печь,— то затушить огонь, выключить освещение и выйти на улицу.
На улице следует как можно быстрее отойти подальше от зданий и сооружений в направлении площадей, скверов, широких улиц без суеты и паники. Если землетрясение началось неожиданно и внезапно, а покинуть квартиру или дом не представляется возможным, необходимо встать в дверном или оконном проеме и сразу после первого подземного толчка быстро выйти на улицу.
Если землетрясение застало Вас на улице, в магазине, гостинице, кинотеатре или другом общественном месте, необходимо спокойно выслушать указания соответствующих должностных лиц и действовать в соответствии с ними.
Общественный транспорт во время землетрясения нельзя покидать на ходу. Выходить из него следует на остановке, пропуская вперед детей, инвалидов и престарелых граждан. Учащиеся школ организованно, в сопровождении учителей выходят в безопасные места, в первую очередь принимаются меры к выводу школьников младших классов.
4-я группа – Инструкцию о порядке действий при урагане.
Получив сообщение о приближающемся урагане:
1. Закройте плотно окна, ставни, двери, чердачные (вентиляционные) люки.
2. С лоджий, балконов (если они не остеклены) уберите предметы, которые порывами ветра могут быть сброшены.
3. Предметы, находящиеся во дворах частных домов, закрепите или занесите в помещение, потушите огонь в печах.
4. Если ураган застал вас на улице, укройтесь в прочном ближайшем здании (магазинах, библиотеках, торговых центрах, поликлиниках и др.), оврагах, балках и других естественных укрытиях.
5.Ураган может сопровождаться грозой, поэтому избегайте ситуаций, при которых возрастает вероятность поражения молнией: не укрывайтесь под отдельно стоящими деревьями, не подходите к опорам линий электропередач.
6. В городе держитесь подальше от металлических заборов и всего металлического.
7. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
8. Почувствовав характерное щекотание кожи, а также то, что у Вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от Вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю - это уменьшит риск Вашего поражения.
9. Если Вы в машине, оставайтесь в ней. Металлический корпус автомобиля защитит Вас, даже если молния ударит прямо в него.
5. Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. Домашнее задание: составить Инструкцию о порядке действий при угрозе обвала.