Что делать с творческими работами детей? (руководство для родителей)
В детском саду и дома дети создают множество творческих работ - рисунки, аппликации, работы из пластилина и др. Как же родителю относиться к работам ребенка? Куда их деть? Как научить ребенка правильно оценивать свои работы? Это всё очень непростые, но важные вопросы.
Творческие работы - идеальное средство для развития у ребенка адекватной самооценки. Любую работу ребенка нужно с ним обсуждать. Попросите ребёнка рассказать, что он изобразил, как он думает, что ему удалось хорошо, а что не совсем. Если ребёнок отмечает как плюсы, так и минусы своей работы, то это свидетельствует о его умении адекватно оценивать свои работы и себя самого.
Если ребенок говорит, что всё хорошо или всё плохо, то это свидетельствует о завышенной или заниженной самооценке. В этом случае первостепенную роль в психологическом благополучии ребенка будут иметь комментарии родителя. Необходимо не просто отметить плюсы и минусы работы, но и объяснить ребенку, почему Вы так считаете. В идеале нужно добиться принятия ребёнком ваших разумных доводов. После каждого своего комментария спрашивайте ребёнка, согласен ли он с этим. Пример позитивного диалога родителя и ребёнка:
- Что это у тебя здесь нарисовано?
- Радуга и деревья.
- Тебе нравится твой рисунок?
- Нет, всё плохо и не похоже, ничего у меня не получается.
- Разве ничего? Деревья хорошо получились, они очень похожи на настоящие. Согласен?
- Ну...да
- Цвета очень яркие и красивые.
- Да, я всегда выбираю яркие цвета.
- Жалко, что радуга растеклась. Сложно рисовать красками так, чтобы ничего не смешалось, да?
- Да...всегда растекается
- Попробуй в следующий раз хорошо снимать воду с кисточки об край стаканчика и всё получится!
Указывать ребенку на недостатки работы нужно в конце обсуждения, начинать нужно всегда с позитивных суждений. Похвалить, за старание, отметить плюсы, и только потом уже минусы. Если даже работа получилась совсем плохо, всегда можно найти, что похвалить, а минусов назвать 1-2 самых существенных. Больше 2 отрицательных суждений о работе высказывать не желательно, это снимет позитивный настрой ребенка.
Также важный вопрос - что делать с десятками или даже сотнями творческих работ? Они пылятся, место в доме занимают. Часто для взрослых это просто куча хлама, но для ребенка они могут иметь огромную ценность. Поэтому выкидывать их без разрешения ребенка ни в коем случае не стоит. Можно обсудить с ним, какие работы ему хочется оставить, а какие для него уже не представляют ценности. Если ребенок ничего не готов выбросить, то можно предложить ему выбрать самые свои любимые работы и оставить их на полке, а остальные договориться убрать подальше, где они не будут мешать и занимать ценное место (на антресоль или унести в гараж). Далеко убранные работы через год очевидно будут совсем для ребенка не актуальны(и он даже не вспомнит об их существовании), а убранные поближе, могут быть важны очень долго. Иногда люди проносят свой любимый рисунок из детского сада даже через всю жизнь, если при создании его был сильный эмоциональный настрой, сыгравший роль психологического "якоря". Хотя для родителя эта работа может казаться ничем не примечательной. Поэтому очень важно, чтобы ребенок сам выбирал свои любимые работы.
Если у ребёнка не удалась работа, которую предполагалось подарить - открытка, например, то имеет смысл её не выбрасывать, а вместе в ребенком "довести до ума". Потому что, ребенок может не сказать, но при этом очень расстроиться, что не удалось сделать подарок. Большинство детей очень любят дарить подарки. Конечно, в таком случае очень важна полная семья, чтобы была возможность с папой делать подарки маме, а с мамой папе. Творческие работы, полученные в подарок от ребенка, обсуждать на наличие плюсов и минусов не стоит, просто покажите ребёнку, что Вы очень рады его стараниям и его вниманию!