Статья «Что наша жизнь? Игра!»

4
2
Материал опубликован 7 March 2018 в группе

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА!

"Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре"

Й.Хейзинга

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейнментом (англ. edutainment), которое означает образовательное развлечение или образование посредством развлечения.[1] Именно таким мы видим наиболее действенный способ воспитания и обучения современного поколения.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.

Специфика эдьютейнмента

·         Акцент на увлечение: Важным для образовательного процесса становится интерес обучающего, который при грамотном развитии, приведет к накоплению знаний.

·         Мотивация через развлечение: Удовольствие, получаемое в процессе образования, становится помощником в раскрепощения ребенка, и способствует формированию стойкого интереса к учебному процессу

·         Игра как важнейший принцип: Следуя концепции И. Хейзинга, изложенной в работе «Homo ludens», ключевым понятием эдьютейнмента является игра, как базисный принцип обучения. Он универсален как для взрослых, так и для детей.

·         Современность: Эта форма обучение особенно популярна среди молодежи, так как в ее основе заложено использование актуальных видео и аудио источников, дидактических игр, образовательных программ на девайсах.

 

Таким образом, эдьюнтеймент может стать существенным подспорьем для привлечения подростков и опровергнуть стереотип теоретичной и консервативной школы.

Игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.[2]

Игра во все времена с раннего возраста была самым лучшим способом познания мира и осознания себя в мире. Ребенок, примеряя на себя разные роли, пытается выбрать (и выбирает) наиболее оптимальные для него модели поведения. Так он учится, так он становится человеком и частью общества, так он находит свое место. И следовательно, это один из лучших способов обучения во все времена и всему, что поддается игре. Играть, однако, нужно с умом, это не игра в компьютерные игры, где эмоциональное вовлечение ребенка очень сильно, но не направлено ни на кого, даже играя в сетевые игры с другими игроками, ребенок все равно один в своем внутреннем мире. Выбирая свою роль в игре, он играет и в какую-то общественную роль. Он может представляться кем угодно и чем угодно. Он не скован рамками возраста, тела и опыта. Но проблема компьютерных игр все-таки в реальном одиночестве,  выплескивая свои эмоции в игре, ребенок не может ничего дать в реальной жизни. Он труслив, апатичен, ленив. Всего этого нужно стараться избегать. Игры должны быть реальными, как и переживания, ребенок должен быть тем, чья роль ему досталась, как в детстве, когда мы все играли в докторов, полицейских и в «войнушку». Это то, чего не хватает в современном мире. Сеть интернет убрала границы информации и государств, все могут общаться со всеми, но, по сути, она замкнула молодых людей в рамках их домов и компьютеров. Для полноценного воспитания личности  необходимы игры, игры живого действия, игры на воздухе с друзьями. Молодежь должна сама участвовать в том, о чем обычно они только слышат.

Конечно, игру можно реализовать и в рамках урока, но гораздо лучше, если она проводиться где-то ещё, в другой атмосфере, отличной от привычных рамок школы или дома, отличной от привычного круга общения, от повторяющихся изо дня в день лиц и одинаковых эмоций. Лучше всего подходят кружки и клубы литературного или исторического направления, где ребенок может играть, где он может выйти за те самые рамки. Есть несколько видов таких игр, которые лучше всего помогают развить личностные качества в ребенке и даже взрослом человеке, в которые можно играть в таких клубах.

Первые, но не по значению, это так называемые «павильонные» игры, их можно проводить и в школах, и в классах во время урока. Чаще всего число участников такой игры — 10-25 человек, а длительность от 2 до 12 часов, но может достигать и 24 часов. На павильонных играх могут быть реализованы практически любые жанры. Участники могут быть в костюмах или просто с именами на бейждиках.

Для павильонных игр характерна высокая концентрация действий (напряжённость), что связано со сжатыми сроками игры. Здесь ученик может примерить на себя маску любого исторического персонажа, побыть королем на балу, принцессой среди принцев, рыцарем, пишущим письмо даме сердца и т.д. Примеряя ту или иную роль, ученик должен стараться справиться с ней как можно лучше. Он должен понять, что значит быть тем или иным человеком.

Вторые – это полигонные игры. Полевые (полигонные) игры проводятся на местности, обычно на специально отведённом, а порой и оборудованном месте — полигоне. Они наиболее масштабны по количеству играющих и занимаемому пространству. Как правило, эти игры требуют определённого антуража (соответствующая одежда, оружие, имитация поселений и т. д.), и вообще внешне в них немало от костюмированного представления или инсценировки. Длятся они от полутора до девяти суток. Численность участников колеблется от 10 до 2000 человек, в среднем от 100 до 300 человек. Сюжеты (миры) могут быть взяты из истории, художественной литературы, фильмов и т. д.

Все это так называемые ролевые игры живого действия. Это отличный способ не только изучения истории или литературы, но и отличный способ воспитания патриотической молодежи. Играя, общаясь в рамках роли, готовясь к игре: пошив костюма, изготовление моделей оружия, постройка игровых крепостей и городов – все это способствует осознанию себя частью истории, частью непрерывного процесса развития общества. Память должна быть жива, а лучший способ – это самостоятельно пережить что-то, самостоятельно потрогать и почувствовать историю, вжиться в роль персонажа литературного произведения, осознать себя частью чего-то большего, чем повседневность.

Так можно увлечь ребенка, а именно вовлекать и нужно. Нельзя насаждать то, что ему не интересно, если не научить его понимать необходимость самостоятельно прийти к каким-либо выводам, решениям, обусловившим тот или иной поступок персонажа книги, либо исторической личности , то заставлять воспитанника изучать что-то будет бесполезно.

В наше время, когда увлечь ребенка традиционными способами обучения даже с использованием современных мультимедийных средств бывает очень сложно, а порой и невозможно, не стоит сбрасывать со счетов те способы, что были известны с самого начала человечества. Можно с недоверием отнестись к игре, как способу познания и обучения, но стоит хоть раз попробовать, прежде чем принять решение. Порой сложно организовать такую игру на уроке, хоть и вполне возможно, однако игра будет не полной, так как урок всегда ограничен по времени, а на принятие роли у всех уходит разное время. Талантливому ребенку хватит и пары минут, а кому-то и 45 будет мало, так что нужно учитывать каждого. Поэтому и существует необходимость внеурочных клубов, кружков. Игра - это не просто занятие, не просто урок или развлечение, это общее переживание, единый совместный опыт. Игра должна быть познавательна и интересна всем её участникам. Все должны принимать в ней участие, тогда у ребенка будет возникать чувство доверия к взрослому, что проводит такую игру и сам в ней охотно участвует.

Воспитание понимающей личности является залогом сильной нации, крепкого государства и гарантией выживания в тяжелых ситуациях. Каждый человек должен помнить об ответственности перед подрастающим поколением, быть для него образцом и примером для подражания. Ведь играть в игры можно по-разному, для развлечения или познания, но это всегда увлекательно и никого не может оставить равнодушным.

[1] Материал свободной энциклопедии «Википедия»

[2] Ф.Фрёбель

Комментарии

Спасибо! Было интересно. Шикарный заголовок у статьи)

11 April 2018

Спасибо, много интересного!

13 April 2018