12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирилова Лариса Дмитриевна34
9

"Что с нею, что с моей душой?.." Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева (по повести Л.Н.Толстого "Отрочество")

Кирилова Лариса Дмитриевна


«Что с нею, что с моей душой?..»

Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева

(по повести Л.Н.Толстого «Отрочество»)


Цель: пробудить интерес к описанию внутренней жизни человека, к «диалектике души»; создать философский настрой для обсуждения повести.

Задачи:

Обучающие: проанализировать связи между мыслями и поступками героя; формировать умение решать познавательную задачу, задавать проблемные вопросы, выделять и называть чувства, переживания героя.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; актуализировать эмоциональную память и чувственный опыт.

Воспитывающие: освоить и использовать лексику этического содержания; подвести учеников к мысли о достоинствах и ценности отроческого ума; дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести с впечатлениями учеников; вслед за автором понять законы жизни; найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками.

Методические приёмы: выразительное чтение, эмпирическая беседа, формулирование вопроса, анализ эпизода, дописывание темы, презентация коллажа, выстраивание ассоциативного ряда, решение познавательной задачи, актуализация эмоциональной памяти и чувственного опыта учащихся, рефлексия.

Тип урока: практический, исследовательский.

Технология: проблемного обучения

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; коллажи, выполненные учениками; репродукция картины Васильева «Перед дождём»; грамзапись звуков грозы, таблички с названиями чувств.

Эпиграфы:

Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчётливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого.

Н.Г.Чернышевский


Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.

Я думаю, что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…

Жан Поль Сартр


Самое трудное – познать самого себя…

Фалес

Сценарий урока

1. Организационный момент

2. Вводно-мотивационный этап.

Слово учителя, объявление 1 части темы «Что с нею, что с моей душой?...», 2 не написана, постановка проблемы.

Чтение 1 эпиграфа.

- В чём заключается главный интерес творчества Л.Н.Толстого?

Главный интерес творчества Льва Толстого заключался в истории характеров, в их непрерывном и сложном движении, изменчивости, развитии. Чернышевский назвал эту яркую особенность его художественного дара «диалектикой души».

«Что с нею, с моей душой?..». Так звучит тема нашего урока.

-Что же нас сегодня будет интересовать? (Дописывание темы)

- Внутренняя жизнь героя.

-Что входит в это понятие?

- Мысли, чувства, которые выливаются в поступки.

В мире чувств далеко не всё так просто и однозначно. Читая ранее повесть «Детство», мы поняли это, почувствовали, как душа ребёнка говорит с нами.

Жан Поль Сартр, французский писатель, философ и публицист говорил: « Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю, что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…»

Проблемный вопрос.

- Изменилось ли что-то в герое в отроческие годы, как раскрывается его характер в отрочестве и почему отрочество герой хочет «пробежать быстрее»?

Учащиеся высказывают свои предложения, формулируют гипотезу.

Гипотеза: отрочество – это важный и сложный этап в жизни человека, период взросления, формирования характера, когда требуются огромные душевные затраты.

3. Содержательно-организационный этап.

Эмпирическая беседа.

- С чего берёт своё начало отрочество героя?

Повесть начинается с описания возвращения всей семьи в Москву после похорон матери: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества».

Рассказывая о своей первой поездке в Москву, Толстой пишет, что она оказала сильное влияние не только на его отношение к другим людям, но и на становление личности молодого человека. Докажите это.

«Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живём на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал всё это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал».

- Какой вопрос просто напрашивается после этой цитаты? Сформулируйте его. Формулирование вопроса учащимися:

- Какие же чувства наполнили душу героя?

Попытаемся ответить на этот вопрос. Надеюсь, картина Васильева «Перед дождём» поможет нам представить эпизод грозы и окунуться в торжественную музыку природы, чтобы полнее ощутить эмоции, которые переполняют героя? Звучит грамзапись грозы.

- Что вы почувствовали?

- А что испытал Николенька? Найдите в тексте слова, передающие его чувства.

Исследовательская работа.

В процессе исследования текста учащимися учитель вывешивает таблички с названиями чувств.

«Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха».

«Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах».

«Невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание».

«Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилением грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая разражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние ещё четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения». «Не могу выразить чувства холодного ужаса, охватившего мою душу в эту минуту. Дрожь пробегала по моим волосам, а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего…»

«Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжёлое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа».

- Посмотрите, какие разнообразные чувства овладевают героем, как их много, они сменяют друг друга. Что автор хотел этим показать?

Внутренняя борьба охватывает душу героя: сначала он испытывает тоску, страх, волнение, тревога овладевает им, постепенно перерастая в чувство холодного ужаса. Наверное, этот страх не только перед грозой, это страх перед новой жизнью, перед новым этапом, который Николенька сравнивает с пустыней. Затем эти чувства сменяются отрадным чувством надежды в жизни, и душа его улыбается.

- Что значит «душа улыбается»? Какое настроение у героя?

- Настроение радостное, бодрое, ясное.

- Герой счастлив, он рад предстоящим переменам, испытывает подъём, восторг, и всё же из-за самолюбия он очень часто испытывает душевное страдание.

- Что значит «душевное страдание»? Подберите слова, чтобы передать это состояние. Нравственная боль, мука, мучение.

- Знакомо ли оно вам? Когда человек испытывает подобное состояние?

- Когда болит душа, когда человек чувствует одиночество, ощущает превосходство кого-то над собой, когда кто-то обижает, не замечает.

- Когда Николенька переживает такое состояние? Докажите текстом ваши предположения.

Во время общения с братом: «Он во всём стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя, и всё это отдаляло меня от него и заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания… Меня мучило больше всего то, что Володя, как мне иногда казалось, понимал меня, но старался скрывать это… Но может быть, меня обманывала в этом отношении моя излишняя восприимчивость и склонность к анализу… Я невольно увлекался его страстями, но был слишком горд, чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу».

Герой продолжает сомневаться, борьба в его душе не угасает. Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Кто так мечется? Душа…»

- Что такое метание души?

- Когда всё время задают вопросы, пытаются найти ответы.

- О каком качестве личности это свидетельствует?

- О склонности к самоанализу, рефлексии, которая ведёт к познанию, к открытию в себе, о склонности к самосовершенствованию.

Работа со словарём.

Рефлексия – размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания; процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Недаром древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки Фалес утверждал, что « Самое трудное – познать самого себя…».

Автор честен и искренен и перед собой, и перед читателями. Он анализирует свои чувства, «отчитывается» в своих мыслях и поступках, рассматривает связи между тем, что он думал и тем, что он делал.

- И, наконец, в главе «Мечты» автор анализирует своё состояние после постигших его несчастий: «Жалоба Мими, единица и ключик». Что он испытывает?

«Я не плакал, но что-то тяжёлое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моём расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха».

- Посмотрите, чувство страха опять владеет героем, но при этом он не перестаёт мечтать. А о чём герой мечтал?

- Им владели честолюбивые мечты о военной славе, жажда необыкновенных подвигов, мальчик живёт напряженной внутренней жизнью.

Глава «Отрочество» является центральной в повести, недаром и называется она так же.

- Какое понятие является ключевым в этой части?

«Мысль» героя

- Сколько раз встречается это слово в тексте? (Индивидуальная работа) О каком качестве личности это свидетельствует?

- Как герой оценивает минуты, когда «Мысли быстрее и быстрее следовали одна за другой»?

- Герой любил эти минуты, «когда, возносясь всё выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность её и сознаёшь невозможность идти далее».

Автор вспоминает, как подростком он открывал для себя «великие и полезные истины», законы жизни, думал об очень важных для человека вопросах.

- Какие же вопросы волновали Николеньку Иртеньева?

- Вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души, о счастье.

- Можно ли после этих вопросов сказать, что его ум слаб?

Нет, конечно же, недаром Ф.М.Достоевский говорил, что «это не простой мальчик, не как другие дети, не как брат его Володя».

- При слове «счастье» у каждого возникают свои ассоциации, образы. Напишите их, пожалуйста.

Выстраивание ассоциативного ряда.

Радость, дом, семья, понимание, смех, семейные вечера, совместные выходы, благополучие и т.д.

Презентация коллажей.

Дома ваши одноклассники готовили коллажи, рассказывающие об их представлении счастья, давайте оценим их.

Ребята представляют коллажи. Взаимооценка.

- Совпадают ли ваши представления о счастье с мыслями Николеньки? Какие ключевые мысли о счастье вы можете выделить в главе «Отрочество»?

«Счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним».

«Человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив».

«Человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем»

«Одни понятные и разделённые мечты о будущем счастии составляют уже будущее счастие этого возраста»

Познавательная задача.

- Какой из данных эпиграфов близок мысли автора и воплощён в герое?

Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.

Л.Н.Толстой

Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью весёлый нрав.

А.Шопенгауэр

Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.

А.И.Герцен

- С каким убеждением герой завершает этот жизненный этап?

С убеждением «в назначении человека постоянно совершенствоваться. Тогда исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские казалось удобоисполнимою вещью, - очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить добродетели и быть счастливым…»

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия.

В течение 5 минут ответьте на вопрос или продолжите одну из фраз:

О чём я задумался особенно серьёзно, пока работал на уроке?

Меня удивило…

Я обдумываю, как мне поступить, потому что…

Мне мешает совершить поступок, что…

Чтение нескольких работ обучающихся.

Подведение итогов урока.

Всё в жизни зависит от самого человека, от того, как он будет совершенствовать свою душу. Это – глубокое убеждение и самого Л.Н.Толстого, высказанное им в его раздумьях о человеке: «Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-то видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днём лучше и добрее, только это работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой».

Комментирование оценок.

Домашнее задание: творческая работа «Что я такое?» (монолог про себя).




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.