«Что с нею, что с моей душой?.» Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева (по повести Л.Н.Толстого «Отрочество»)
Кирилова Лариса Дмитриевна
«Что с нею, что с моей душой?..»
Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева
(по повести Л.Н.Толстого «Отрочество»)
Цель: пробудить интерес к описанию внутренней жизни человека, к «диалектике души»; создать философский настрой для обсуждения повести.
Задачи:
Обучающие: проанализировать связи между мыслями и поступками героя; формировать умение решать познавательную задачу, задавать проблемные вопросы, выделять и называть чувства, переживания героя.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; актуализировать эмоциональную память и чувственный опыт.
Воспитывающие: освоить и использовать лексику этического содержания; подвести учеников к мысли о достоинствах и ценности отроческого ума; дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести с впечатлениями учеников; вслед за автором понять законы жизни; найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками.
Методические приёмы: выразительное чтение, эмпирическая беседа, формулирование вопроса, анализ эпизода, дописывание темы, презентация коллажа, выстраивание ассоциативного ряда, решение познавательной задачи, актуализация эмоциональной памяти и чувственного опыта учащихся, рефлексия.
Тип урока: практический, исследовательский.
Технология: проблемного обучения
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; коллажи, выполненные учениками; репродукция картины Васильева «Перед дождём»; грамзапись звуков грозы, таблички с названиями чувств.
Эпиграфы:
Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчётливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого.
Н.Г.Чернышевский
Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.
Я думаю, что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…
Жан Поль Сартр
Самое трудное – познать самого себя…
Фалес
Сценарий урока
1. Организационный момент
2. Вводно-мотивационный этап.
Слово учителя, объявление 1 части темы «Что с нею, что с моей душой?...», 2 не написана, постановка проблемы.
Чтение 1 эпиграфа.
- В чём заключается главный интерес творчества Л.Н.Толстого?
Главный интерес творчества Льва Толстого заключался в истории характеров, в их непрерывном и сложном движении, изменчивости, развитии. Чернышевский назвал эту яркую особенность его художественного дара «диалектикой души».
«Что с нею, с моей душой?..». Так звучит тема нашего урока.
-Что же нас сегодня будет интересовать? (Дописывание темы)
- Внутренняя жизнь героя.
-Что входит в это понятие?
- Мысли, чувства, которые выливаются в поступки.
В мире чувств далеко не всё так просто и однозначно. Читая ранее повесть «Детство», мы поняли это, почувствовали, как душа ребёнка говорит с нами.
Жан Поль Сартр, французский писатель, философ и публицист говорил: « Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю, что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…»
Проблемный вопрос.
- Изменилось ли что-то в герое в отроческие годы, как раскрывается его характер в отрочестве и почему отрочество герой хочет «пробежать быстрее»?
Учащиеся высказывают свои предложения, формулируют гипотезу.
Гипотеза: отрочество – это важный и сложный этап в жизни человека, период взросления, формирования характера, когда требуются огромные душевные затраты.
3. Содержательно-организационный этап.
Эмпирическая беседа.
- С чего берёт своё начало отрочество героя?
Повесть начинается с описания возвращения всей семьи в Москву после похорон матери: «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества».
Рассказывая о своей первой поездке в Москву, Толстой пишет, что она оказала сильное влияние не только на его отношение к другим людям, но и на становление личности молодого человека. Докажите это.
«Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живём на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал всё это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал».
- Какой вопрос просто напрашивается после этой цитаты? Сформулируйте его. Формулирование вопроса учащимися:
- Какие же чувства наполнили душу героя?
Попытаемся ответить на этот вопрос. Надеюсь, картина Васильева «Перед дождём» поможет нам представить эпизод грозы и окунуться в торжественную музыку природы, чтобы полнее ощутить эмоции, которые переполняют героя? Звучит грамзапись грозы.
- Что вы почувствовали?
- А что испытал Николенька? Найдите в тексте слова, передающие его чувства.
Исследовательская работа.
В процессе исследования текста учащимися учитель вывешивает таблички с названиями чувств.
«Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха».
«Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах».
«Невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание».
«Тревожные чувства тоски и страха увеличивались во мне вместе с усилением грозы, но когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая разражению грозы, чувства эти дошли до такой степени, что, продолжись это состояние ещё четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения». «Не могу выразить чувства холодного ужаса, охватившего мою душу в эту минуту. Дрожь пробегала по моим волосам, а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего…»
«Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжёлое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа».
- Посмотрите, какие разнообразные чувства овладевают героем, как их много, они сменяют друг друга. Что автор хотел этим показать?
Внутренняя борьба охватывает душу героя: сначала он испытывает тоску, страх, волнение, тревога овладевает им, постепенно перерастая в чувство холодного ужаса. Наверное, этот страх не только перед грозой, это страх перед новой жизнью, перед новым этапом, который Николенька сравнивает с пустыней. Затем эти чувства сменяются отрадным чувством надежды в жизни, и душа его улыбается.
- Что значит «душа улыбается»? Какое настроение у героя?
- Настроение радостное, бодрое, ясное.
- Герой счастлив, он рад предстоящим переменам, испытывает подъём, восторг, и всё же из-за самолюбия он очень часто испытывает душевное страдание.
- Что значит «душевное страдание»? Подберите слова, чтобы передать это состояние. Нравственная боль, мука, мучение.
- Знакомо ли оно вам? Когда человек испытывает подобное состояние?
- Когда болит душа, когда человек чувствует одиночество, ощущает превосходство кого-то над собой, когда кто-то обижает, не замечает.
- Когда Николенька переживает такое состояние? Докажите текстом ваши предположения.
Во время общения с братом: «Он во всём стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя, и всё это отдаляло меня от него и заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания… Меня мучило больше всего то, что Володя, как мне иногда казалось, понимал меня, но старался скрывать это… Но может быть, меня обманывала в этом отношении моя излишняя восприимчивость и склонность к анализу… Я невольно увлекался его страстями, но был слишком горд, чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу».
Герой продолжает сомневаться, борьба в его душе не угасает. Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Кто так мечется? Душа…»
- Что такое метание души?
- Когда всё время задают вопросы, пытаются найти ответы.
- О каком качестве личности это свидетельствует?
- О склонности к самоанализу, рефлексии, которая ведёт к познанию, к открытию в себе, о склонности к самосовершенствованию.
Работа со словарём.
Рефлексия – размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания; процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Недаром древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки Фалес утверждал, что « Самое трудное – познать самого себя…».
Автор честен и искренен и перед собой, и перед читателями. Он анализирует свои чувства, «отчитывается» в своих мыслях и поступках, рассматривает связи между тем, что он думал и тем, что он делал.
- И, наконец, в главе «Мечты» автор анализирует своё состояние после постигших его несчастий: «Жалоба Мими, единица и ключик». Что он испытывает?
«Я не плакал, но что-то тяжёлое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моём расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха».
- Посмотрите, чувство страха опять владеет героем, но при этом он не перестаёт мечтать. А о чём герой мечтал?
- Им владели честолюбивые мечты о военной славе, жажда необыкновенных подвигов, мальчик живёт напряженной внутренней жизнью.
Глава «Отрочество» является центральной в повести, недаром и называется она так же.
- Какое понятие является ключевым в этой части?
«Мысль» героя
- Сколько раз встречается это слово в тексте? (Индивидуальная работа) О каком качестве личности это свидетельствует?
- Как герой оценивает минуты, когда «Мысли быстрее и быстрее следовали одна за другой»?
- Герой любил эти минуты, «когда, возносясь всё выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность её и сознаёшь невозможность идти далее».
Автор вспоминает, как подростком он открывал для себя «великие и полезные истины», законы жизни, думал об очень важных для человека вопросах.
- Какие же вопросы волновали Николеньку Иртеньева?
- Вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души, о счастье.
- Можно ли после этих вопросов сказать, что его ум слаб?
Нет, конечно же, недаром Ф.М.Достоевский говорил, что «это не простой мальчик, не как другие дети, не как брат его Володя».
- При слове «счастье» у каждого возникают свои ассоциации, образы. Напишите их, пожалуйста.
Выстраивание ассоциативного ряда.
Радость, дом, семья, понимание, смех, семейные вечера, совместные выходы, благополучие и т.д.
Презентация коллажей.
Дома ваши одноклассники готовили коллажи, рассказывающие об их представлении счастья, давайте оценим их.
Ребята представляют коллажи. Взаимооценка.
- Совпадают ли ваши представления о счастье с мыслями Николеньки? Какие ключевые мысли о счастье вы можете выделить в главе «Отрочество»?
«Счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним».
«Человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив».
«Человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем»
«Одни понятные и разделённые мечты о будущем счастии составляют уже будущее счастие этого возраста»
Познавательная задача.
- Какой из данных эпиграфов близок мысли автора и воплощён в герое?
Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.
Л.Н.Толстой
Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью весёлый нрав.
А.Шопенгауэр
Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.
А.И.Герцен
- С каким убеждением герой завершает этот жизненный этап?
С убеждением «в назначении человека постоянно совершенствоваться. Тогда исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские казалось удобоисполнимою вещью, - очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить добродетели и быть счастливым…»
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия.
В течение 5 минут ответьте на вопрос или продолжите одну из фраз:
О чём я задумался особенно серьёзно, пока работал на уроке?
Меня удивило…
Я обдумываю, как мне поступить, потому что…
Мне мешает совершить поступок, что…
Чтение нескольких работ обучающихся.
Подведение итогов урока.
Всё в жизни зависит от самого человека, от того, как он будет совершенствовать свою душу. Это – глубокое убеждение и самого Л.Н.Толстого, высказанное им в его раздумьях о человеке: «Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-то видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днём лучше и добрее, только это работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой».
Комментирование оценок.
Домашнее задание: творческая работа «Что я такое?» (монолог про себя).