Консультация для воспитателей «Что такое дисграфия? Виды дисграфии»
Консультация для воспитателей: «Что такое дисграфия? Виды дисграфии».
Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого "графо" - письмо).
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? Для начала необходимо, чтобы учитель, воспитатель знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.
Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Выделим следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно-акустическая дисграфияПричиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает дефектное произношение на письме. В этом случае нужна помощь логопеда, который сперва скорректирует произношение звуков.
например: шапка – сапка, серый – селый.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознаванияПричиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще всего на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. В процессе письма необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука.
Основные задачи коррекционного обучения:
-Развитие фонематического восприятия.
-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
-Определение положения звука по отношению к другим звукам.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтезаПричина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Может проявляться в том, что ребенок на письме пропускает слова или несколько раз повторяет одно и то же слово, пишет несколько слов слитно. У читателя такого текста может создаться впечатление, что ребенок не понимает смысла того, что пишет. Характерные ошибки:
пропуски согласных;
пропуски гласных;
перестановки букв;
добавления букв;
пропуски, добавления, перестановки слогов.
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слова, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов.
Под фонематическим анализом слова понимается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т.е. четко представлять себе его звуковую структуру. В частности ребенок должен уметь определить следующее:
какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова
сколько всего звуков в слове
какова последовательность звуков в слове
каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: “Какое слово получится из этих звуков – К-О-Ш-К-А?”.
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно “туманной”, то ее искажение на письме будет неизбежно – появятся пропуски и перестановки букв или добавления лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.
Аграмматическая дисграфияПричина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
В этом случае ребенок не может правильно склонять слова и согласовывать разные части речи. Милые детские фразы типа «Твоя платье такой красивый» могут быть признаками аграмматической дисграфии.
Основные задачи коррекционного обучения:
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:
Работа над словоизменением
Работа над предлогами
Работа над словообразованием
Обогащение словарного запаса.
Оптическая дисграфияПричина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Ребенок с этим видом дисграфии испытывает трудности в написании букв, он может добавлять к ним лишние элементы (палочки, черточки, хвостики, кружочки) или, наоборот, не дописывать частички букв. Часто дети с оптической дисграфией пишут буквы зеркально.
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
Развитие графомоторных навыков и умений.
Дифференциация смешиваемых букв.
Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):
лепка из пластилина;
выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;
вычёркивание заданной буквы из текста;
узнавание букв на ощупь;
рисование букв в воздухе.
5