12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лехова Любовь Николаевна452
ГБОУ АО "Няндомская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Россия, Архангельская обл., няндома
1

«Что такое дисграфия? Виды дисграфии».

Консультация для воспитателей: «Что такое дисграфия? Виды дисграфии».

Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого "графо" - письмо).

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? Для начала необходимо, чтобы учитель, воспитатель знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает дефектное произношение на письме. В этом случае нужна помощь логопеда, который сперва скорректирует произношение звуков.

например: шапка – сапка, серый – селый.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще всего на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. В процессе письма необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука.

Основные задачи коррекционного обучения:

 -Развитие фонематического восприятия.

-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

-Определение положения звука по отношению к другим звукам.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Может проявляться в том, что ребенок на письме пропускает слова или несколько раз повторяет одно и то же слово, пишет несколько слов слитно. У читателя такого текста может создаться впечатление, что ребенок не понимает смысла того, что пишет. Характерные ошибки:

пропуски согласных;

пропуски гласных;

перестановки букв;

добавления букв;

пропуски, добавления, перестановки слогов.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слова, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов.

Под фонематическим анализом слова понимается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т.е. четко представлять себе его звуковую структуру. В частности ребенок должен уметь определить следующее:

какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова

сколько всего звуков в слове

какова последовательность звуков в слове

каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: “Какое слово получится из этих звуков – К-О-Ш-К-А?”.

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно “туманной”, то ее искажение на письме будет неизбежно – появятся пропуски и перестановки букв или добавления лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Основные задачи коррекционного обучения:

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

В этом случае ребенок не может правильно склонять слова и согласовывать разные части речи. Милые детские фразы типа «Твоя платье такой красивый» могут быть признаками аграмматической дисграфии.

Основные задачи коррекционного обучения:

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:

Работа над словоизменением

Работа над предлогами

Работа над словообразованием

Обогащение словарного запаса.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Ребенок с этим видом дисграфии испытывает трудности в написании букв, он может добавлять к ним лишние элементы (палочки, черточки, хвостики, кружочки) или, наоборот, не дописывать частички букв. Часто дети с оптической дисграфией пишут буквы зеркально.

Основные задачи коррекционного обучения:

Развитие и формирование пространственных и временных представлений.

Развитие графомоторных навыков и умений.

Дифференциация смешиваемых букв.

Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):

лепка из пластилина;

выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;

вычёркивание заданной буквы из текста;

узнавание букв на ощупь;

рисование букв в воздухе.


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.