Буклет «Что такое дисграфия?» (1–4 класс)
Что такое дисграфия?
Начало обучения в школе-праздник для ребёнка. Но не всегда это так… Если обучение даётся плохо, возникают проблемы с чтением и письмом, ученик уже не ходит на уроки с такими радостью и воодушевлением, с каким он шёл 1 сентября.
Одной из главных причин плохой успеваемости у ребёнка может быть дисграфия.
Что такое дисграфия? Дисграфия — это частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом. которого является наличие стойких специфических ошибок.
Как определить, что у ребёнка дисграфия? Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить. Рассмотрим некоторые из них.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
6. Неумение ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного гнозиса (то есть «узнавания» буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.
Как родитель может помочь ребенку? При дисграфии недостаточно просто обратиться к логопеду, необходимо и самим заниматься с ребенком. Вам могут помочь следующие упражнения:
1. Ежедневно в течение 5 мин ребенок в любом тексте находить заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные. Например: р – л, с – ш и т.д
2. Каждый день проводите диктанты. Ошибки пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (но не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. При коррекции своего текста, у ребенка формируются навыки анализа написанного им текста, что очень полезно в нашем случае. Также ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на чтение слов с ярко выраженной артикуляцией и списывание прочитанного текста (так ребёнок запомнит, как читается буква, а также её изображение на письме).
Учитель-логопед: Андреева Регина Эдуардовна
Набережные Челны, 2019г.
При создании буклета были использованы материальиз следующих источников:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
https://www.rebenok.com/info/library/reading/53386/
https://www.nastroy.net/post/disleksiya---eto-vidyi-prichinyi-simptomyi-i-lechenie-disleksii
Елена Штерн