Конспект Окружающего мира в 3 классе «Что такое почва?»
Пояснительная записка к презентации
Окружающий мир (3-й класс) А.А. Плешаков
Глава II. Эта удивительная природа
Тема: Что такое почва?
Цели:
– Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
– Узнать какое значение имеет почва для растений и животных. Какие животные живут в почве.
Оборудование: асбестовая сетка, спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв, плакат «Почва – важнейшая часть экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. |
– Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о значении воды для людей? ( Человеку для разных нужд необходимо 20-30 литров воды в день. А для производства продуктов питания гораздо больше) – Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях? ( В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту.) – Как люди должны беречь воду? ( Чтобы уберечь водоемы от загрязнений, сточные воды пропускают через очистные сооружения.) Но при загрязнении и различных выбросах, страдает не только вода, но и почва. – Что такое почва? Какими свойствами она обладает? – Послушайте отрывок сказки. Какие у вас будут гипотезы? «Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве. Жители этого района по-разному встретили и отнеслись к пришельцу. Поведал он свою историю дядюшке кроту: «Я приполз издалека, раньше я жил в дерново-подзолистой почве. Неплохо мне там жилось, в этой почве достаточно влаги, воздуха, песка и глины. Много химических элементов, особенно кремния, алюминия и железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в эту почву калийные и фосфорные удобрения, и тогда жизнь кругом становилась лучше, веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо. Вон какая огромная кукуруза выросла! Здесь почва плодороднее, в ней больше этого тёмного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах, – закончил свой рассказ Кузя». (Почва – часть экосистемы. Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва должна обеспечивать их водой и веществами. Является опорой для организмов.) – Давайте составим план урока. Составляется план на основе вопросов, которые бы вы задали по этой теме. План (примерный) – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
Работа в учебнике. Практическая работа. – Давайте поближе познакомимся с почвой. Для этого мы все станем экспериментаторами. У вас на столах стаканчики с почвой, рассмотрите её, что можно сказать о её составе? Выполните опыты на с. 65. (Почва удерживает воду, но не всю. Если горсточку почвы бросить в воду, то часть её остаётся на поверхности воды, часть опускается на дно. На поверхности остаются перегнившие остатки организмов, а из утонувшего комка почвы выходит воздух.) – Давайте проведём ещё один опыт, сожжём почву. А вы внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всем, что заметите (во время проведения опыта обратить внимание учащихся на наличие в почве органических веществ – они будут выгорать и светиться искорками, а в конце опыта – на наличие минеральных веществ). Уточните свои предположения. (В почве есть минеральные и органические вещества.) – Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит, это не просто слой земли, а какой слой? (Плодородный. Почва – это плодородный слой земли.) – Как вы думаете, из чего и как образовалась почва? Давайте вновь обратимся к сказке и узнаем, с кем ещё встречался Кузя. «Дождевые черви, постоянно живущие на этом поле, были крайне рассержены его появлением. Местный вождь дождевых червей, по имени Аполлон, крикнул Кузе: «Эй ты, чужак! Ты зачем пришёл сюда? Нас на этом гектаре почвы и так 100 тысяч червей. Наша общая масса на 1 га составляет 3 тонны. Мы задавим тебя, нам чужих не надо!» – но Кузя ничего не ответил. Он работал, он был страшный трудяга, этот Кузя, любовь к труду заставляла его пропускать через себя за сутки количество земли, равное массе его собственного тела. Но Аполлон не мог успокоиться. «Эй, ты! – крикнул он Кузе. – Ты знаешь, что я и 100 тысяч моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли? Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!» Полдня спустя Кузя уже рассказывал свою историю мудрому кроту, в доме которого он нашёл друзей. «Ну я так и знал, – устало проговорил крот, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 тысяч плесневых грибов и на 1 га обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь в одиночестве!» – Кто помогает делать почву плодородной? (Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов. Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.) – Работа с рисунком на с. 64 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.) – На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.) – Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах). – Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
1. Работа в учебнике. – Ответьте на вопросы на с. 67. 2. Работа с пословицами. – Объясни пословицы: как ты их понимаешь? Глубже пахать – больше хлеба жевать. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь. Добрая земля больше поднимет. Тот землю уходит, кто за серпом соху водит. (Речь идёт о приёме обработки почвы – лущение.) Не ровна гречиха, не ровна земля. 3. Страничка для любознательных с.67-68. «Кто создал науку о почве?» |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Домашнее задание. |
Сделать презентацию по теме урока. |
|
V. Итог урока. |
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Можно ли считать плодородие почвы богатством страны? Как к нему надо относиться? |
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1449645462.ppt (Что такое почва?)