12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семёнова Екатерина Ивановна38
1

Что такое почва?



Окружающий мир (3-й класс) А.А. Плешаков

Глава II. Эта удивительная природа

Тема: Что такое почва?

Цели:

Ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

Узнать какое значение имеет почва для растений и животных. Какие животные живут в почве.

Оборудование: асбестовая сетка, спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв, плакат «Почва – важнейшая часть экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о значении воды для людей? ( Человеку для разных нужд необходимо 20-30 литров воды в день. А для производства продуктов питания гораздо больше)

Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях? ( В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту.)

Как люди должны беречь воду? ( Чтобы уберечь водоемы от загрязнений, сточные воды пропускают через очистные сооружения.)

Но при загрязнении и различных выбросах, страдает не только вода, но и почва.

Что такое почва? Какими свойствами она обладает?

Послушайте отрывок сказки. Какие у вас будут гипотезы?

«Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве. Жители этого района по-разному встретили и отнеслись к пришельцу. Поведал он свою историю дядюшке кроту: «Я приполз издалека, раньше я жил в дерново-подзолистой почве. Неплохо мне там жилось, в этой почве достаточно влаги, воздуха, песка и глины. Много химических элементов, особенно кремния, алюминия и железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в эту почву калийные и фосфорные удобрения, и тогда жизнь кругом становилась лучше, веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо. Вон какая огромная кукуруза выросла! Здесь почва плодороднее, в ней больше этого тёмного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах, – закончил свой рассказ Кузя».

(Почва – часть экосистемы. Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва должна обеспечивать их водой и веществами. Является опорой для организмов.)

Давайте составим план урока.

Составляется план на основе вопросов, которые бы вы задали по этой теме.

План (примерный)

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике. Практическая работа.

Давайте поближе познакомимся с почвой. Для этого мы все станем экспериментаторами. У вас на столах стаканчики с почвой, рассмотрите её, что можно сказать о её составе? Выполните опыты на с. 65. (Почва удерживает воду, но не всю. Если горсточку почвы бросить в воду, то часть её остаётся на поверхности воды, часть опускается на дно. На поверхности остаются перегнившие остатки организмов, а из утонувшего комка почвы выходит воздух.)

Давайте проведём ещё один опыт, сожжём почву. А вы внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всем, что заметите (во время проведения опыта обратить внимание учащихся на наличие в почве органических веществ – они будут выгорать и светиться искорками, а в конце опыта – на наличие минеральных веществ). Уточните свои предположения. (В почве есть минеральные и органические вещества.)

Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит, это не просто слой земли, а какой слой? (Плодородный. Почва – это плодородный слой земли.)

Как вы думаете, из чего и как образовалась почва? Давайте вновь обратимся к сказке и узнаем, с кем ещё встречался Кузя.

«Дождевые черви, постоянно живущие на этом поле, были крайне рассержены его появлением. Местный вождь дождевых червей, по имени Аполлон, крикнул Кузе: «Эй ты, чужак! Ты зачем пришёл сюда? Нас на этом гектаре почвы и так 100 тысяч червей. Наша общая масса на 1 га составляет 3 тонны. Мы задавим тебя, нам чужих не надо!» – но Кузя ничего не ответил. Он работал, он был страшный трудяга, этот Кузя, любовь к труду заставляла его пропускать через себя за сутки количество земли, равное массе его собственного тела. Но Аполлон не мог успокоиться. «Эй, ты! – крикнул он Кузе. – Ты знаешь, что я и 100 тысяч моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли? Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Полдня спустя Кузя уже рассказывал свою историю мудрому кроту, в доме которого он нашёл друзей. «Ну я так и знал, – устало проговорил крот, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 тысяч плесневых грибов и на 1 га обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь в одиночестве!»

Кто помогает делать почву плодородной? (Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов. Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше.)

Работа с рисунком на с. 64 и текстом: определите, как называется плодородный слой почвы? Какой он по сравнению с другими? (Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)

На с. 45 найдите название самой плодородной почвы. Как вы думаете, а в какой почве жил Кузя? (Самая плодородная почва – чернозём. В такой почве и жил Кузя.)

Давайте обратимся к коллекции почв и посмотрим, все ли почвы имеют такое же количество перегноя. (Рассматривают коллекции. Обмениваются мнениями о количестве перегноя в этих почвах).

Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Ответьте на вопросы на с. 67.

2. Работа с пословицами.

Объясни пословицы: как ты их понимаешь?

Глубже пахать – больше хлеба жевать.

Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

Добрая земля больше поднимет.

Тот землю уходит, кто за серпом соху водит.

(Речь идёт о приёме обработки почвы – лущение.)

Не ровна гречиха, не ровна земля.

3. Страничка для любознательных с.67-68. «Кто создал науку о почве?»

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание.

Сделать презентацию по теме урока.

 

V. Итог урока.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

Можно ли считать плодородие почвы богатством страны? Как к нему надо относиться?

 

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/e1449645462.ppt (Что такое почва?)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.