12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72124
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое почва?

Задачи:

научить определять состав почвы практическим путём; формировать представление о значении плодородия почв для жизни растений, об образовании и разрушении почвы, об ее охране.

Предметные результаты

Научатся

- определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цве­та, сухая или влажная, плотная или рыхлая?

Учиться выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое поч­ва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?


 

1. Медведка. 2. Личинка жука. 3. Сверчок. 4. Крот. 5. Мно­гоножка. 6. Жаба. 7. Лесная мышь. 8. Дождевой червь.

Изучение нового материала

Почва это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — главное свойство почвы.

Почему же почва плодородна? Выскажи гипоте­зу и обоснуй её. Для проверки гипотезы потре­буется исследование почвы.

Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, так ли это, изучим состав почвы.

В состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Корни растений дышат воздухом, который со­держится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворён­ные минеральные соли. Соли — это питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Мы видели, что солей в почве мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно по­полняется. Как? Благодаря перегною.

Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превраща­ется в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, пе­ремешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.


 

Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сформулируй вывод.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки возду­ха. Значит, в почве есть воздух.

\Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт пока­зывает, что в почве есть вода.

Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприят­ный запах. Это сгорает перегной почвы, кото­рый образовался из остатков растений и живот­ных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), на­сыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка — глина

Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые раство­ряются в воде.


 

Вывод: и так, в состав почвы входят воздух, вода, пе­регной, песок, глина, минеральные соли.

Проверь себя

1. Что такое почва? 2. Какой состав имеет поч­ва? 3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? 4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влия­ют на её плодородие?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик главное свойство почвы.

2.Дома рассмотри почву в цветочных горш­ках. Найди в ней отмершие остатки растений. Порыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

 СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Науку о почвах — почвоведение — создал за­мечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 — 1903). Он называл почву кор­милицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

В. В. Докучаев учил, как правильно обрабаты­вать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он пре­дупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вы­рубать леса — из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов...

Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

«Почва»

 

 

 

 

Мир почвы

 

 

 

 

Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы

 

 

 

 

Состав почвы и ее плодородие

 

 

 

 

Азы почвоведения. Классификация почв

 

 

 

 

ТИПЫ ГРУНТА. АНАЛИЗ ПОЧВЫ

 

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Акатова Ирина Анатольевна, 15.08.17 в 18:33 0Ответить Пожаловаться
Замечательная подборка видеоматериала!! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.