Сценарий внеклассного мероприятия «Что такое толерантность?»
Притча:
Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят перед ней семь прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Терпимость, шестую – Молодость, седьмую – Мудрость.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
-Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь выбрала Трепимость.
Учитель обращает внимание обучающихся к слайду на экране:
ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ?
(Участники высказывают свои предположения.
Обратимся к истории.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Морис Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Учитель, подводя итог, уточняет, что в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в её духе государства – члены Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28 сессию Генеральной конференции 25.10 – 16.11 1995г торжественно провозгласили 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности.
Обучающимся предлагается ответить на 1-3 вопросы анкеты (текст анкеты прилагается) с целью выяснения правильности понимания терминов – толерантность, экстремизм, терроризм.
Учитель проводит сравнительный анализ ответов.
Работа с терминами и фотографиями на экране:
Толерантность (лат. терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо.
Экстремизм (франц. от лат. крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам.
Ксенофобия (ксено – чужой + фобия – страх, боязнь - ненавидящий, враждебный) - ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.
Терроризм (лат. страх, ужас) - насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Запугивание, угроза насилия.
Геноцид (гено…+ лат. Убивать - в международном праве) - истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим или религиозным признакам, а также, умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Фашизм (итал. пучок, связка, объединение) - общее название социально-политических движений, шовинистической и расистской идеологии и государственных режимов тоталитарного типа. В узком смысле - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х г.г. ХХ века.
Дискуссия о вышеперечисленных понятиях.
Учитель: Российская Федерация- многонациональная, в которой проживают представители более ста народов. Наша Иркутская область не исключение. Каждый народ, сформировавшийся на территории Иркутской области, имеет свои особенности культуры, традиций, обычаи. Важно знать, понимать особенности этнического самосознания и поведения других народов.
Пример: анекдоты про как встречаются немец, француз, американец и русский, про чукчей, американские анекдоты про поляков.
Разыгрывается сценка
Представим себе, что в автобус входят русский, немец, татарин и грузин, все принадлежащие к европеоидной расе, одинаково одеты, и с одной и той же газетой под мышкой. Допустим, что в автобусе появляется молодой человек, который начинает некорректно вести себя по отношению к даме. Как будут действовать персонажи?
Грузин – схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из автобуса.
Немец – брезгливо сморщиться и начнет звать полицию.
Русский – скажет несколько сакраментальных слов.
Татарин - предпочтет уклонится от участия в конфликте..
Учитель: Конечно «чужие» особенности этнического самосознания и поведения могут вызывать различные реакции, в т. ч. и отрицательное отношение. Но в этом и состоит задача, чтобы учиться понимать и быть терпимым, особенно к представителям иных национальностей чем вы.
Прогноз численности, как русских, так и нерусского населения показывает, что в будущем Иркутская область потеряет свыше 200 тыс. человек. В целом сократиться численности русского населения, на фоне увеличения представителей различных народов. В данных обстоятельствах каждый из нас обязан и должен понимать данные проблемы, воспитывать прежде в себе терпимость.
Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.
Дискуссия по вопросу: «Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?»
Проблема терпимости в России имеет свои специфические особенности. В последнее время в нашей стране растет число проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к "другой" культуре, образу жизни, языку, верованиям - вплоть до этноцентризма, расизма и неприкрытой вражды.
Объектами дискриминации являются представители народов Северного Кавказа, выходцы из Средней Азии, беженцы, китайцы а также евреи в силу высокого уровня бытовой ксенофобии и терпимого отношения властей к пропаганде ненависти и насилия, практикуемой ультранационалистическими политическими кругами и соответствующими СМИ.
В свете таких событий, очень интересными представляются данные социологического опроса, проведенного фондом "Экспертиза", 77% россиян "негативно относятся" к кавказцам, 50% не любят китайцев, а 40% испытывают недоверие ко всем иностранцам. 42% считает, что этнические меньшинства "пользуются в нашей стране слишком большой властью и влиянием".
Широкое распространение ксенофобии является питательной средой для распространения убийств на национальной почве.
Сейчас мы обсуждаем вопрос о толерантности по отношению к представителям других национальностей. А теперь я хотела бы поговорить с вами об инвалидах и об отношении к ним. Что вы испытываете и как поступаете когда видите их на улице в транспорте. (Жалость, желание помочь, сочувствие, неловкость). Ну нуждаются ли они в на жалости? Да, они ограничены в своих возможностях, но им нужна не жалость, а понимание, помощь. О хотят чтобы к ним относились так же как к здоровым людям, и у них были такие же возможности как и у здоровых людей.
Слайд (инвалиды-спортсмены). Видео (инвалиды-танцоры).
Обсуждение.
Итогом классного часа: стало создание символа терпимости. Им стало портрет кота Леопольда и его девиз» Давайте жить дружно!». О к друг другу не зависимо от национальности, религиозной принадлежности, социального положения и различных проявлений индивидуальных качеств личности.