Сценарий внеклассного мероприятия для 6 класса «Толерантность»
"Теперь, когда мы научились летать по
воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди."
Б. Шоу
Сценарий внеклассного мероприятия.
Тема: "Толерантность".
Возраст учащихся: 12-13 лет (6 класс);
Место проведения: БОУ СОШ №2 МО Динской район, кабинет №7.
Цель: создать условия для воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Задачи:
- создать условия для формирования активной жизненной позиции гражданина своей страны;
- повысить заинтересованность школьников к изучению культуры и истории народов и стран;
- создать условия для формирования чувства гордости за свою страну;
- создать условия для развития творческих способностей учащихся;
- развивать умение действовать сообща, дружно;
- создать условия для развития навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Методы: убеждение, побуждение, поощрение.
Средства: беседа и диспут, рассказ, игра.
Методические приемы:
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием «Соблюдение принципов»
Семь основных принципов толерантности:
Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
Уважение различий.
Понимание индивидуальной неповторимости.
Взаимодополняемость как основная черта различий.
Взаимозависимость как основа совместных действий
Культура мира.
Сохранение памяти.
Необходимые материалы:
Презентация «Время толерантности»
Заготовка на листе ватмана, для формирования «Дерева толерантности».
Таблички с толерантными и интолерантными чертами личности.
«Листья дерева» с чертами толерантности личности.
Ватман и листочки-смайлики для выражения отношения к мероприятию.
Конверты с правилами толерантного общения.
Раздаточный материал- брошюры "Время толерантности".
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Музыка.
Клей, фломастеры.
Воздушные шары, конфеты.
Учащиеся заранее были предупреждены о проведении мероприятия по следующей тематике: "Добро, дружба, терпимость"
Ход мероприятия:
На проекторе картинки характеризующие слово "толерантность", но само слово не где не фигурирует. Слайд 1.
Кабинет разделен на 4 зоны, на каждом столе для учащихся определена зона своего цвета (синяя, красная, зеленая и желтая).
Педагог: Здравствуйте, ребята, прежде чем вы присядете я хочу по просить взять со стола листочки разного цвета: синий, красный, зеленый и желтый. И теперь можно рассаживать каждой группе в зону своего цвета. (учащиеся делятся на команды, по цвету).
Звучит спокойная, тихая музыка.
Педагог: Для начала мне хотелось бы, чтобы вы послушали китайскую притчу "Ладная семья". (педагог читает притчу) Слайд 2.
Педагог: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
- любовь;
- прощение;
- терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Педагог: Как вы думаете, ребята, прав был старик?
Педагог: Почему он написал только 3 этих слова?
(Учащиеся отвечают на вопросы, дискуссируют). Слайд 3.
Педагог: Совершенно верно, человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и с другими людьми. Уметь уважать, принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Быть толерантным - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка.
Педагог: А что мы знает о толерантности? (Учащиеся приводят примеры определений и озвучивают заготовленную заранее информацию) Слайд 4.
Дети: (16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
- День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма
- толерантность (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- толерантность (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
- терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким.) Слайд 5.
Педагог: Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Педагог: А теперь, ребята, мы с вами определим, какие черты характера присущи толерантной личности и интолерантной. (Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.) На доске вы видите таблицу: Слайд 6.
Толерантный |
Интолерантный |
на столе лежат таблички с чертами личности. Ваша задача: по очереди выбрать черты личности и определить к какому слову их можно отнести.
(Учащиеся по очереди берут таблички и советуясь с командой определяют куда их отнести, звучит музыка). Слайд 7.
Педагог: А сейчас мы посетим "Волшебную лавку". Здесь вы можете приобрести толерантные черты личности, отдав взамен, одну из своих интолерантных, навсегда. И так, возьмите в волшебной лавке то, что не хватает вам для того, чтобы быть толерантным (Звучит музыка. Педагог просит участников, взять толерантную черту (листик «дерева», с приложенной конфетой, а в замен назвать противоположную (интолерантную) черту личности)
(Листики дерева с надписями: Сострадание, доброта души, терпение, дружба, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию и т.д.)
Педагог: Хорошо, ребята, молодцы! Существует очень много пословиц о дружбе и добре, давайте вместе их вспомним. (Участники называют пословицы, а взамен педагог дает им гелиевый шар). Слайд 8-12.
Педагог: А еще я знаю, что ребята- Анна, Роберт и Кристина подготовили стихотворения по нашей теме, давайте их послушаем. (Дети рассказываю стихи под тихую музыку)
Анна:
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Роберт: Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Кристина: Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Педагог: Здорово! Спасибо вам большое! Какие прекрасные слова! Правда? В ходе нашего мероприятия мы много узнали о том, каким должен быть толерантный человек. И у нас с вами уже набрался большой багаж знаний. Ребята, у вас на столах лежат конверты с правилами толерантного общения и не только толерантного. Ваша задача, выбрать только те правила, которые, по вашему мнению, относятся к толерантному общению, и объяснить, почему вы выбрали именно их. (Ученики выбирают правила и рассказывают по очереди, почему именно эти утверждения они выбрали). Примеры правил толерантного общения: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. Стремись учитывать интересы других и т.д.
Педагог: Отлично, теперь мы владеем всеми правилами толерантного общения. (Творческая работа "Дерево толерантности") Слайд 13.
Педагог: И в заключении. Ребята пришло время наших листочков - толерантных черт личности, которые вы взяли в "Волшебной лавке". Теперь наклейте эти листочки на ствол дерева, чтобы каждый не забывал, каким он должен быть, чтобы наша школа стала "Пространством толерантности". (Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, затем он вывешивается в школе.) В это время звучит веселая добрая музыка, и педагог читает стихотворение.
Педагог: Дружба народов - не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов - счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Педагог: Ребята, я благодарю вас, за вашу активность, ум и проявленную ТОЛЕРАНТНОСТЬ, вы отлично справились со всеми заданиями! Но это не все и у меня для вас есть маленькие подарочки - брошюры "Время толерантности", где есть очень много интересной информации для вас. И перед тем как вы выйдете из кабинета, оставьте на ватмане свое настроение - веселый смайлик - если после мероприятия у вас хорошее настроение, грустный - если наоборот - вам не понравилось.
До новых встреч!
Звучит музыка.
Ожидаемые результаты реализации данной методической разработки.
Созданы условия для формирования активной жизненной позиции гражданина своей страны;
Повысилась заинтересованность школьников к изучению культуры и истории народов и стран;
Созданы условия для формирования чувства гордости за свою страну;
Созданы условия для развития творческих способностей учащихся;
Развиты умения действовать сообща, дружно;
Созданы условия для развития навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.