Классный час «Что такое толерантность?»

3
1
Материал опубликован 10 May 2016

Республика Казахстан

Акмолинская область

Бурабайский район

Зеленоборская школа-гимназия

Подготовила и провела: Ященко Наталья Леонидовна, классный руководитель 8 «Б» класса

 

«Что такое толерантность?»

Классный час (игра)

Цели:

  1. Познакомить с понятием «толерантность», его значением, основными качествами толерантной личности.
  2. Формировать умения действовать слаженно, сообща, прислушиваясь к мнениям   одноклассников.
  3. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: конверты со словами, голуби, стихи для монтажа.

 

Ход классного часа 

I.        Организационный момент

а)  Приветствие

б)  Эмоциональный момент

Слайд 1

Звучит песня детская песня про дружбу.

– Вам знакома эта песня? В песне говорится : «… Ты исправь ошибку, превращая в улыбку...».

– Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

– А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

– Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

– Я прошу вас быть активными и откровенными во время нашего классного часа, часа общения.

 

II.     Основная часть

Слайд 2

1. Вступление

Учитель:  Я прошу вас продолжите фразу Родина для меня ….

Слайд 3

Мир – это….

Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш поселок.  Мир – это наша школа. Мир – это каждый из нас. Как разнообразен мир вокруг нас.  

Скажите пожалуйста сколько народностей проживает в нашей республике? А сколько в нашем классе?

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.

Слайд 4

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно уметь всех принимать.

- Как вы думаете, какой теме посвящён наш сегодняшний классный час? А почему мы именно сегодня мы с вами будем говорить об этом, почему нужно уметь всех принимать такими, какие мы есть?      /предположения учащихся/, какое ключевое слово?

Слайд 5

– Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).

– Как вы его понимаете?     /ответы учащихся/

Слайд 6

 

2. Тема нашего классного часа «Что такое толерантность?» А проведём мы его в форме деловой игры.     /класс разделён на 3 группы/

Слайд 6 -7   Заглянем в прошлое

Слайд 8  

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному:

  • В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
  • Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
  • В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
  • В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
  • Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

 

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

 

4. Давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Выберите те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.                

/работа в группах/

Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, доброта, уважение, конфликт, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

 

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

 

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.

 

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось

 /представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы.

 

Слайд 9

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

– Подумайте, и ответьте сами себе обладаете ли вы этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Можем ли поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

– А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? И каждый дайте себе честный ответ.

Любой человек попадает разные жизненные ситуации.  В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Слайд 10

“Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

– Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

– Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

–- А нам-то что? Он сам виноват.

– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

– Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

– Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

– Спасибо, леди, спасибо...

– Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

– У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

–- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. -  Вы обязательно найдёте себе счастье.

 

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Слайд 11

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Интолерантный путь -  характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

– Кто из наших героев пошел по этому пути?

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

Слайд 12

– А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Слайд 13

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Непонимание

Игнорирование

Слайд 14

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

В преддверии  праздника единства народа Казахстана, где проживает много наций, как и в нашем классе. И у каждого народа есть своя отличительная черта характера.

Заключительное задание “Голуби толерантности”

– Я предлагаю,  возьмите каждый по голубку и напишите на них, те качества, которые присуще вашей нации.

(Казахи – гостеприимные, уважающие традиции, смелые и т.д.

Русские – добрые, щедрые, смелые и т.д.

Немцы – аккуратны, пунктуальные и т.д.

Украинцы – веселые, гостеприимные и т.д. …)     

Рефлексия

- Ребята! Обратите внимание! У каждой группы на столах  лежит текст со стихотворением, цифрами обозначен порядок. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.

Слайд 15

1.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.

2.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.

3. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

4. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,

5. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

6. Ведь каждый из нас индивидуальность
    И в этом, конечно, и есть уникальность!

7. Различиями нашими мы будем восхищаться!
   Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

8.Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы,
   Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!

9.Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1462897284.jpg (1920x1280)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1462897238.jpg (1920x1280)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1462897209.jpg (1920x1280)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1462897184.jpg (1920x1280)

Комментарии

Разработка понравилась А как можно посмотреть презентацию?

11 August 2016