Классный час «Что такое толерантность?»
Республика Казахстан
Акмолинская область
Бурабайский район
Зеленоборская школа-гимназия
Подготовила и провела: Ященко Наталья Леонидовна, классный руководитель 8 «Б» класса
«Что такое толерантность?»
Классный час (игра)
Цели:
- Познакомить с понятием «толерантность», его значением, основными качествами толерантной личности.
- Формировать умения действовать слаженно, сообща, прислушиваясь к мнениям одноклассников.
- Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: конверты со словами, голуби, стихи для монтажа.
Ход классного часа
I. Организационный момент
а) Приветствие
б) Эмоциональный момент
Слайд 1
Звучит песня детская песня про дружбу.
– Вам знакома эта песня? В песне говорится : «… Ты исправь ошибку, превращая в улыбку...».
– Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).
– А когда человек улыбается? (Когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
– Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.
– Я прошу вас быть активными и откровенными во время нашего классного часа, часа общения.
II. Основная часть
Слайд 2
1. Вступление
Учитель: Я прошу вас продолжите фразу Родина для меня ….
Слайд 3
Мир – это….
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш поселок. Мир – это наша школа. Мир – это каждый из нас. Как разнообразен мир вокруг нас.
Скажите пожалуйста сколько народностей проживает в нашей республике? А сколько в нашем классе?
Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.
Слайд 4
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно уметь всех принимать.
- Как вы думаете, какой теме посвящён наш сегодняшний классный час? А почему мы именно сегодня мы с вами будем говорить об этом, почему нужно уметь всех принимать такими, какие мы есть? /предположения учащихся/, какое ключевое слово?
Слайд 5
– Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).
– Как вы его понимаете? /ответы учащихся/
Слайд 6
2. Тема нашего классного часа «Что такое толерантность?» А проведём мы его в форме деловой игры. /класс разделён на 3 группы/
Слайд 6 -7 Заглянем в прошлое
Слайд 8
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному:
- В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
- Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
- В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
- В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
- Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
4. Давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Выберите те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.
/работа в группах/
Конверт 1: снисходительность, злорадство, ложь, доброта, уважение, конфликт, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание, великодушие.
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось
/представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы.
Слайд 9
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
– Подумайте, и ответьте сами себе обладаете ли вы этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Можем ли поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
– А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? И каждый дайте себе честный ответ.
Любой человек попадает разные жизненные ситуации. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Слайд 10
“Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
–- А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
– Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
– Спасибо, леди, спасибо...
– Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
–- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Слайд 11
Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
– Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
– Кто из наших героев пошел по этому пути?
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Слайд 12
– А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Слайд 13
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
Терпение Чувство юмора |
Непонимание Игнорирование |
Слайд 14
Упражнение “Волшебная лавка”
Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
В преддверии праздника единства народа Казахстана, где проживает много наций, как и в нашем классе. И у каждого народа есть своя отличительная черта характера.
Заключительное задание “Голуби толерантности”
– Я предлагаю, возьмите каждый по голубку и напишите на них, те качества, которые присуще вашей нации.
(Казахи – гостеприимные, уважающие традиции, смелые и т.д.
Русские – добрые, щедрые, смелые и т.д.
Немцы – аккуратны, пунктуальные и т.д.
Украинцы – веселые, гостеприимные и т.д. …)
Рефлексия
- Ребята! Обратите внимание! У каждой группы на столах лежит текст со стихотворением, цифрами обозначен порядок. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.
Слайд 15
1.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
2.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
3. Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
4. Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,
5. Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
6. Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом, конечно, и есть уникальность!
7. Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
8.Мы разные? Мы равные! И нет преград для дружбы,
Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!
9.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
– В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1462897284.jpg (1920x1280)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1462897238.jpg (1920x1280)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1462897209.jpg (1920x1280)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1462897184.jpg (1920x1280)
власова Наталья Николаевна