Занятие по теме «Этимология слов» (5 класс)
Что в имени тебе моем…
(Занятие по теме "Этимология слов")
Цель: способствовать развитию у детей умения наблюдать за словом, «вслушиваться» в его смысл
Задачи:
познакомить детей с понятием “этимология”.
развивать речь учащихся.
способствовать развитию интереса к языку, сохранению его разнообразия
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
-Добрый день, ребята!
2. Активизация знаний:
-Сегодня мы займемся с вами наукой, связанной с языком, лингвистикой. Чтобы узнать название науки, соберем рассыпавшийся текст (предложение раздалить на слова или их части - в зависимости от уровня класса)
Этимология – наука о происхождении слов
-Определите, чем мы будем заниматься? (узнавать о происхождении некоторых слов)
Думаю, что наш разговор поможет вам ответить на мои вопросы в конце беседы, а также быть внимательными к речи людей
3. Новый материал.
А) названия птиц, произошедшие от звукоподражания
- В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда - то издалека до меня доносится тихий свиристящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?
Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди - большая рябина. На её ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперенье розоватое, на голове хохолок. Так вот кто издаёт загадочные звуки: “Свири – свири - свири!”. Кажется, что поёт само дерево.
- Догадались, что это за птица?
Это свиристели, птицы, которые прилетают в наши края только на зиму.
Отчего свиристель получил свое название? (от звуков, которые они издают)
Разные птицы подают голос по-разному. Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка, таким образом было образовано немало слов - названий птиц. Например, пение чибиса напоминает настойчивый вопрос чьи вы?
Шли мы лугом... Из-под ивы
Кто-то нас окликнул: Чьи вы?
Дружно мы отозвались:
Сам сначала покажись!
Он из гнездышка и вылез,
Мы узнали сразу: Чибис!
-Какие вы знаете названия птиц, произошедшие от звукоподражания?
(кукушка (ку-ку), чайка (крик чайки «чай»), лебедь-шипун (находясь в раздражении, шипит по-змеиному), пищуха (все время тихонько попискивает), синица (первоначально «зиница», от издаваемого ею звука «зинь»))
Б) названия птиц, произошедшие от внешнего вида и повадок птиц
-Поговорим о тех названиях, которые возникли благодаря внешнему виду и повадкам птиц. Я показываю вам картинку, попробуйте понять, что каждую птичку отличает от великого сообщества пернатых, и определите ее название.
Горихвостка – у этой маленькой птички тоже говорящее название. Её огненно – красный хвост всё время подрагивает, и кажется, что он вспыхивает, как будто горит.
Зарянка - это имя очень подходит птичке, которая нежной песней встречает утреннюю и вечернюю зори. У зарянки есть ещё одна примета – малиновый нагрудничек, за это её в некоторых местах называют малиновкой.
Снегирь – прилетает к нам со снегом и живёт всю зиму, а весной улетает на север. Название снегирь образовано от слова снег.
Поползень – эта подвижная птичка размером с воробья, проворно бегает по стволам деревьев. Создается впечатление, что она ползет по деревья.
Вертишейка – эта птичка действительно ловко умеет вертеть шеей. При этом она ещё шипит – так она защищает себя и своих птенцов. Когда из гнезда с шипением вытягивается длинная голова вертишейки, её даже можно принять за змею.
-Какие еще вы знаете названия, произошедшие от повадок птиц? (рябчик - рябой, зеленушка – зеленое оперение, клест). Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Название птицы клест произошло от старого русского слова клестить, что значит "сжимать, сдавливать, стискивать". Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова клестить произошло и слово клещи. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена)
4. Творческое задание
-Попробуйте определить этимологию слова «воробей».
(Это слово старое, имеет два корня и похоже на крик «Вора бей!». Действительно, воробьи, несмотря на свои очень небольшие размеры, птицы храбрые, им ничего не стоит утащить хлебную корку у более сильного противника, которому только и остается кричать: «Вора бей!», «воробей!»)
5.Работа с видео.
Посмотрите небольшое видео и запомните , какие звуки издают те или иные птицы. Как крики птиц, их внешний вид или повадки повлияли на их названия? Обратите внимание на тех птиц, о которых мы еще не говорили. Запишите их названия и отличительные черты, повлиявшие на "имя" птицы.
https://www.youtube.com/watch?v=jyuPgch5kAE&t=43s
-Проверим, что вы записали? Объясните свой выбор.
6.Итог занятия
-О какой науке мы говорили на занятии? ( ЭТИМОЛОГИЯ)
-Что делает этимология?
-Для чего нужно знать этимологию?
-Мы познакомились с этимологией нескольких слов – названий птиц. Но ведь и люди носят свои "названия". У каждого из нас есть имена и фамилии. И если с первыми, в основном, все понятно, то фамилии еще скрывают свои тайны, ждут своего первооткрывателя. Или названия животных…
Каждое слово когда-то произошло-родилось, оно жило долго или совсем чуть-чуть и, может быть, когда-то умрет, унеся с собой что-то очень интересное, о чем не узнают наши потомки. Чтобы такого не происходило, нужно беречь свой язык, сохраняя его многообразие!
7. Рефлексия.
На ваших столах прикреплены стикеры с изображениями птиц. Ответьте на вопросы на стикерах:
-Что ты узнал сегодня?
На доске помещено дерево. Возьмите свои стикеры-птицы и поместите их на ветки в соответствие с тем, как оцениваете свою работу на уроке?
(отлично – все понятно и интересно, сделаю проект ,
хорошо – понятно, интересно, буду знать, как применить,
удовлетворительно - понятно, но зачем мне это?)
Если вам понравилась ваша работа на уроке, возьмите себе на память 1 карточку с изображением птицы (на столе учителя)
(на память – по 1 карточке с картинкой птиц)
Стовба Оксана Михайловна
Тарунина Вера Александровна