Занятие по теме «Этимология слов» (5 класс)

7
2
Материал опубликован 26 March

Что в имени тебе моем…

(Занятие по теме "Этимология слов")

Цель: способствовать развитию у детей умения наблюдать за словом, «вслушиваться» в его смысл 

Задачи:

познакомить детей с понятием “этимология”.

развивать речь учащихся.

способствовать развитию интереса к языку, сохранению его разнообразия

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

-Добрый день, ребята!

2. Активизация знаний:

-Сегодня мы займемся с вами наукой, связанной с языком, лингвистикой. Чтобы узнать название науки, соберем рассыпавшийся текст (предложение раздалить на слова или их части - в зависимости от уровня класса)

Этимология – наука о происхождении слов

-Определите, чем мы будем заниматься? (узнавать о происхождении некоторых слов)

Думаю, что наш разговор поможет вам ответить на мои вопросы в конце беседы, а также быть внимательными к речи людей

3. Новый материал.

А) названия птиц, произошедшие от звукоподражания

- В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда - то издалека до меня доносится тихий свиристящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?

Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди - большая рябина. На её ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперенье розоватое, на голове хохолок. Так вот кто издаёт загадочные звуки: “Свири – свири - свири!”. Кажется, что поёт само дерево.

- Догадались, что это за птица?

Это свиристели, птицы, которые прилетают в наши края только на зиму.

Отчего свиристель получил свое название? (от звуков, которые они издают)

Разные птицы подают голос по-разному. Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка, таким образом было образовано немало слов - названий птиц. Например, пение чибиса напоминает настойчивый вопрос чьи вы?

Шли мы лугом... Из-под ивы
Кто-то нас окликнул: Чьи вы?
Дружно мы отозвались:
Сам сначала покажись!
Он из гнездышка и вылез,
Мы узнали сразу:
Чибис!

-Какие вы знаете названия птиц, произошедшие от звукоподражания?

(кукушка (ку-ку), чайка (крик чайки «чай»), лебедь-шипун (находясь в раздражении, шипит по-змеиному), пищуха (все время тихонько попискивает), синица (первоначально «зиница», от издаваемого ею звука «зинь»))

Б) названия птиц, произошедшие от внешнего вида и повадок птиц

-Поговорим о тех названиях, которые возникли благодаря внешнему виду и повадкам птиц. Я показываю вам картинку, попробуйте понять, что каждую птичку отличает от великого сообщества пернатых, и определите ее название.

Горихвостка – у этой маленькой птички тоже говорящее название. Её огненно – красный хвост всё время подрагивает, и кажется, что он вспыхивает, как будто горит.

 

Зарянка - это имя очень подходит птичке, которая нежной песней встречает утреннюю и вечернюю зори. У зарянки есть ещё одна примета – малиновый нагрудничек, за это её в некоторых местах называют малиновкой.

 

Снегирь – прилетает к нам со снегом и живёт всю зиму, а весной улетает на север. Название снегирь образовано от слова снег.

 

Поползень – эта подвижная птичка размером с воробья, проворно бегает по стволам деревьев. Создается впечатление, что она ползет по деревья.

 

Вертишейка – эта птичка действительно ловко умеет вертеть шеей. При этом она ещё шипит – так она защищает себя и своих птенцов. Когда из гнезда с шипением вытягивается длинная голова вертишейки, её даже можно принять за змею.

 

-Какие еще вы знаете названия, произошедшие от повадок птиц? (рябчик - рябой, зеленушка – зеленое оперение, клест). Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Название птицы клест произошло от старого русского слова клестить, что значит "сжимать, сдавливать, стискивать". Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова клестить произошло и слово клещи. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена)

4. Творческое задание

-Попробуйте определить этимологию слова «воробей».

(Это слово старое, имеет два корня и похоже на крик «Вора бей!». Действительно, воробьи,  несмотря на свои очень небольшие размеры, птицы храбрые, им ничего не стоит утащить хлебную корку у более сильного противника, которому только и остается кричать: «Вора бей!», «воробей!»)

5.Работа с видео.

Посмотрите небольшое видео и запомните , какие звуки издают те или иные птицы. Как крики птиц, их внешний вид или повадки повлияли на их названия? Обратите внимание на тех птиц, о которых мы еще не говорили. Запишите их названия и отличительные черты, повлиявшие на "имя" птицы.

https://www.youtube.com/watch?v=jyuPgch5kAE&t=43s

-Проверим, что вы записали? Объясните свой выбор.

6.Итог занятия

 какой науке мы говорили на занятии? ( ЭТИМОЛОГИЯ)

-Что делает этимология?

-Для чего нужно знать этимологию?

-Мы познакомились с этимологией нескольких слов – названий птиц. Но ведь и люди носят свои "названия". У каждого из нас есть имена и фамилии. И если с первыми, в основном, все понятно, то фамилии еще скрывают свои тайны, ждут своего первооткрывателя. Или названия животных…

Каждое слово когда-то произошло-родилось, оно жило долго или совсем чуть-чуть и, может быть, когда-то умрет, унеся с собой что-то очень интересное, о чем не узнают наши потомки. Чтобы такого не происходило, нужно беречь свой язык, сохраняя его многообразие!

7. Рефлексия.

На ваших столах прикреплены стикеры с изображениями птиц. Ответьте на вопросы на стикерах:

-Что ты узнал сегодня?

На доске помещено дерево. Возьмите свои стикеры-птицы и поместите их на ветки в соответствие с тем, как оцениваете свою работу на уроке?

(отлично – все понятно и интересно, сделаю проект ,

хорошо – понятно, интересно, буду знать, как применить,

удовлетворительно - понятно, но зачем мне это?)

Если вам понравилась ваша работа на уроке, возьмите себе на память 1 карточку с изображением птицы (на столе учителя)

(на память – по 1 карточке с картинкой птиц)


ПтицыDOCX / 3.09 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мне по душе легло занятие, т. к. училась на естфаке. Интересно. Занятие можно даже сделать совместно с учителем биологии, комбинированным занятием. Хотя по ФГОС не знаю ( давно работаю в доп. образовании), делают такие уроки или нет, такая практика уже не существует?

26 March

Доброе утро, Оксана Михайловна, а что может остановить учителя, если он что-то придумал? Думаю, что даже ФГОСу это не под силу)))

27 March

Похожие публикации