Публикация «Что Вы думаете по этому поводу, коллеги?»

4
0
Материал опубликован 19 April 2017 в группе

С 1 января 2017 года на территории России вводится профессиональный стандарт педагога. Что это: необходимое нововведение или новая законодательная «удавка»?

«До сих пор реформа образования проводилась в области управления и финансирования, то есть мы реформировали все что угодно, кроме самого учителя. Сегодня очень изменился контингент детей. Много школьников с проблемами в развитии, с ограничениями по здоровью, тех, у кого русский язык не родной. Для того чтобы работать с такими школьниками, нужны новые профессиональные навыки. Наш стандарт - ответ на эти вызовы», - сказал руководитель рабочей группы, академик Российской академии образования Евгений Ямбург.

Уже с 1 сентября 2016 года в стране ввели инклюзивное образование, предполагающее, что дети с ограниченными возможностями будут учиться вместе с обычными школьниками. Специальные коррекционные школы уже практически закрыты, а в законе «Об образовании» даже нет такого понятия. Педагогам предстоит увидеть в своем классе ребенка с ДЦП, в инвалидной коляске или с задержкой развития, но они с ужасом говорят, что понятия не имеют, как работать с такими детьми. Их этому просто никто не учил.

«Части особых детей необходимо больше времени на освоение материала, они могут нарушать учебный процесс своим неконтролируемым поведением, кто-то из них быстро устает и теряет внимание к теме или начинает требовать внимания к себе», - перечисляют учителя новые проблемы.

Разработчики стандарта тоже понимают это.

«Уже в 2016 году в первые классы пришли маленькие аутисты. Высокопоставленные чиновники не педагоги, они не знают, как, например, могут кричать эти дети. А что будет делать обыкновенный учитель, когда столкнется с таким явлением? Ему никто не говорил об этом. Очень опасно закрывать специализированные учебные заведения и бросать детей с особенностями в развитии в обычные школы (но ведь это произошло. - Прим. ред.), пока мы не обучим педагогов работе с ними», - утверждает Евгений Ямбург.

Для того чтобы соответствовать новым требованиям, нужно быть воспитателем, психологом, социальным работником, дефектологом и организатором детского отдыха в одном лице.

Этот человек должен «выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребенка, сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и уметь оказывать помощь в их разрешении». Другими словами, стать квалифицированным детским психологом. Учитель обязан владеть основами психологии семейных отношений и помимо детских проблем разбираться еще и в жизни их родителей. Он вынужден освоить компьютерные технологии, знать иностранные языки и владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. А если учесть, что в школах трудятся большей частью немолодые женщины, то под требование стать туристическим инструктором они точно не подходят.

«Чтобы достичь такого уровня, учитель должен получить не менее трех высших образований; постоянно, 24 часа в сутки, заниматься самообразованием; жить в образовательном учреждении; не иметь собственной семьи», - утверждает педагог с Алтая Галина Петренко. И все это за одну зарплату!

Кто будет обучать педагогов новым навыкам? Точного ответа на подобный вопрос не существует.

«Это должны быть не бюджетные средства, сейчас у государства денег нет. Учитель также не должен платить за дополнительное образование. Речь идет о привлечении партнеров из бизнеса», - считает Евгений Ямбург.

Работники образования серьезно опасаются, что новый документ станет очередной дубинкой в поединке педагога и чиновника. Требования стандарта достаточно размыты. Например, одним из них стало умение «психологически принять любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения».

Кто и как будет определять «степень принятия»? И не значит ли это, что теперь легко можно найти повод завалить неугодного педагога на аттестационной комиссии, а затем уволить на вполне законных основаниях.

Между тем социологи считают, что государственные программы по повышению рождаемости и массовый приток мигрантов приведут к тому, что к 2020 году в России будет около 25 миллионов школьников. Вот только где взять таких учителей для этой армии мальчиков и девочек? И поможет ли новый стандарт?

Комментарии
Комментариев пока нет.