Семинар-практикум для родителей «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»
Пояснительная записка к презентации
Семинар – практикум для родителей
«Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»
Цель: Гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Обучить родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
- Дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания своего ребенка.
Оборудование:
- презентация "Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?";
- музыкальное сопровождение (спокойная классическая музыка), видео «Карта отношений между детьми и родителями»;
- буклеты «Способы эффективного взаимодействия с детьми»;
- стулья (по количеству участников);
- бумага для записей;
- ручки.
Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.
Ход занятия
Ведущий. Добрый день! Я рада встречи с вами. Давайте улыбнемся и представимся друг другу!
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии и его судьбу. Многие невротические симптомы (расстройства сна, заикание, страхи и т.д.), отклонения в поведении (гиперактивность, драчливость, агрессивность) – результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Как же построить нормальные отношения с ребенком? Как правильно общаться с ребенком? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Но сначала, давайте поиграем.
Упражнение: «Сами с усами»
Предлагаю на время побыть в роли маленьких детей, которые любят отвечать на разные вопросы хором и быстро. Любой ответ будет правильным. Не раздумывая, быстро ответьте на вопросы:
Какие две рыбы из русских народных сказок выполняли все желания?
Как звали каждого из трех сказочных поросят?
Как звали девочку, уронившую в речку мячик?
Кто подарил полено папе Карло?
Как звали собаку девочки с голубыми волосами?
Как звали кота из сказки «Золотой ключик»?
Имя сказочной героини, которое произошло от грязного вещества?(Замарашка)
Что украла Клара у Карла?
Лучший в мире крокодил?
Какого цвета середина у светофора?
Имя, какой девочки, говорит о ее росте?(Дюймовочка)
Как называется сказочная скатерть?
Назовите отчество Буратино?(Карлович)
Какая фамилия Кощея?
Как звали детей в сказке «Снежная королева»?
Общение – способ взаимодействия людей, в ходе которого происходит обмен информацией и осуществляется совместная деятельность.
Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ «Я», взаимоотношения, самооценка.
Главным условием формирования адекватных детско – родительских отношений, в которых родитель становится конструктивным партнером и помощником ребенку, является передача информации ребенку о принятии его как самоценной личности. Безусловное принятие. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
По каким проявлениям ребенок понимает, что мы его принимаем и по каким не принимаем?
Язык принятия и непринятия
Язык принятия |
Язык непринятия |
Мимика: - улыбка - добрый взгляд - контакт глаз |
Мимика: - сердитое лицо - суровый взгляд - осуждение |
Пантомимика: - открытая поза - ласковое прикосновение - объятия - поцелуи - спокойные движения - внимательное слушание |
Пантомимика: - закрытая поза - отсутствие тактильного контакта - угрожающие жесты - резкие движения - поворот спиной, боком - физ. наказания - игнорирование |
Вербальные способы: - ласковый голос, имена - добрый юмор - поощрения - одобрения - принятие ошибки - предложение помощи |
Вербальные способы: - крик, ругань, брань - сарказм, злая шутка, злая ирония - запреты - угрозы - сила голоса |
Ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, т.к. они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
Общение реализуется с помощью ряда коммуникативных техник, таких как «активное слушание», использование «Я – сообщений», разрешение конфликтных ситуаций.
Технику «активное слушание» разработал известный американский психолог Карл Роджерс. Он назвал его «Эмпатическим слушанием», то есть сочувствующее слушание. Слышать и слушать – различные понятия. Слышать – различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что-то (по Ожегову). Умение слушать – это дар. Слушание может быть – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций (минимум – «да, да», «я слушаю»), кивание головой в знак согласия. А «активное слушание» - это позиция, в которой взрослый не дает оценок, советов, разъяснений и сосредотачивается на возможно полном и точном описании чувств и эмоциональных состояний ребенка. Есть несколько правил активного слушания:
- Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к ребенку лицом и посмотрите ему в глаза.
- Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. (Например: Сын: «Не буду играть с Петей». Папа: «Ты на него обиделся» (в утвердительной форме).
- Очень важно в беседе «держать паузу» (после каждой реплики лучше помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании).
- В вашем ответе так же иногда полезно повторить то, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. (Сын: «Не буду играть с Петей!». Отец: «Не хочешь больше играть с Петей.» (далее в утвердительной форме) «Ты на него обиделся»).
Приемы «активного слушания»:
- пересказ (повторение слов ребенка «Ты говоришь…»)
- уточнение (выяснение чего-либо «Не повторишь ли еще раз»)
- отражение чувств (проговаривание чувств – «Мне кажется, ты обижен»)
- проговаривание подтекста (т.е. что стоит за словами ребенка – «Мама, я все сделал сам» - подтекст «Ты бы меня похвалила»)
- резюмирование (подведение итога «Итак, мы с тобой договорились, что…»)
Сейчас я хочу предложить использовать приемы активного слушания на практике.
Упражнение «Мудрый слушатель».
Цель: развитие навыков активного слушания.
Ведущий зачитывает высказывание всей группе. Участники отвечают, используя техники активного слушания.
Возмущенно:
а) «Я вчера ходила в магазин, мне там два раза пробили сметану и два раза пробили хлеб и я переплатила 60 рублей!».
б) «Сколько можно, мой ребенок второй раз в этом учебном году теряет у вас в школе сменку!».
в) «Мама, со мной никто не играет!»
Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.
– Что первое пришло в голову, как захотелось сказать ребенку?
– Почему?
– Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?
Результат «активного слушания»:
- исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;
- ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше;
- ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Существует 2 формы обращения к другому человеку: «Ты – сообщения» и «Я – сообщения».
«Ты – сообщения» часто нарушают коммуникацию, т.к. вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что родитель всегда прав («Ты опять не убрал игрушки»).
«Я – сообщения» побуждают ребенка изменить поведение. Первоочередная цель «Я – высказываний» – не заставить кого-то, что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее («Когда я зашла в комнату и увидела беспорядок, я так расстроилась. Мне бы хотелось, чтобы игрушки стояли на местах…»).
«Я – сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением»:
1. Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
2. «Я – сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей.
3. Когда мы открыты и искренны в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать, что взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
Научится посылать «Я-сообщение» непросто, так же как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка. Давайте мы с вами проанализируем ситуации и выберем из ответов тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».
Упражнение: «Выбери ответ» (ситуации)
(обсуждение)
Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь сесть за стол. Она отвечает: «Сейчас!» и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
Ваши слова:
Да сколько же раз тебе надо говорить?
Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и то же.
Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2. У вас важный разговор. Ребенок то и дело его прерывает.
Ваши слова:
Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
Не мешай разговаривать.
Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»).
Ваши слова:
Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?
Уберите за собой посуду.
Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
Ключ к упражнению:
Ситуация 1. «Я-сообщение» - фраза 2.
В реплике 1- типичное «Ты-сообщение», фраза 3 начинается как «Я- сообщение», а затем переходит в «Ты-сообщение».
Ситуация 2. «Я-сообщение» - фраза 1, обе остальные – «Ты сообщение». Хотя во второй фразе «ты» отсутствует, но оно подразумевается (читается «между строк»).
Ситуация 3. «Я-сообщение» - фраза 3.
Мы говорим о том, что делать, когда отрицательные чувства у нас уже возникли. А как уменьшить саму возможность появления таких чувств.
Предупреждение конфликтных ситуаций:
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Когда ребенок стоит перед реальным испытанием, ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве. «Я – сообщение» не дает ему повода сделать «назло», совершить поспешный, необдуманный поступок.
Используемые в практике семейного воспитания способы общения не относятся к способам быстрого достижения результата. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Цели более далекие и более общие. А запреты, угрозы, шлепки, принуждения наоборот позволяют быстрее получить результат. Только какой?
Право выбора остается за каждым из вас!
Сегодня вы познакомились с различными способами эффективного взаимодействия с детьми и использовали их на практике.
– Чем полезно именно для вас данное занятие?
– Что нового узнали?
– Что вы чувствовали?
Подведение итогов. Родители делятся друг с другом своими методами воспитания детей.
Спасибо за общение, за сотрудничество. Мне было приятно работать с вами, надеюсь и вам со мной.
«Всего самого хорошего вам, успехов вам в воспитании ваших детей! До свидания!».
Просмотр видео «Карта отношений между детьми и родителями».
(https://www.youtube.com/watch)
Рекомендации для родителей
DOC / 501 Кб
Презентация "Умеете ли вы общаться со своим ребенком?"
PPT / 373.5 Кб
Родителям раздаются памятки-буклеты.
Литература:
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 238, [2] с.: ил.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 256 с.: ил.
Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг" (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.