Материал на проверке

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»


Принято

на заседании

педагогического совета

ДЮЦ «Восхождение»

от «30» августа 2024 г.

протокол № 1

Утверждаю

Директор

ДЮЦ «Восхождение»

_________ Зыкова Е.Н.

Приказ №31-0

от «30» августа 2024 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЧУДО В КРАСКАХ»




Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год






Авторы-составители программы:

Смирнова Наталья Витальевна,

педагог дополнительного образования детей










г. Хабаровск

2024 г.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Девиз программы: «Превращения формы».


Программа «Чудо в красках» по содержательной, тематической направленности является художественной; направление – ИЗО; по функциональному предназначению – дополнительной общеразвивающей; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной.

При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).

Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».

Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 21.03.2020 г.

Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 12.11.2018 г.

Актуальность программы

Программа составлена с учётом запросов современных детей и родителей в творческом самовыражении в ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, она способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка.

Педагогическая целесообразность

Занятия по данной программе направлены на изучение цвета и формы, различных техник, формирование художественного вкуса, потребность придумывать и воплощать с помощью изобразительных материалов свои мысли и желания…

Ребенок учится мыслить самостоятельно, находить свой вариант решения различных задач. У него развивается фантазия и воображение, уверенность в своих силах и способностях. Открыв себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее реализовать себя в учебе, в творчестве, в жизни. У него появится еще один путь для раскрытия своих талантов, для выражения своих мыслей, чувств и эмоций.

Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Отличительные особенности программы

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений, навыков) осуществляется на занятиях и в свободной деятельности.

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

Предметные

Сформировать представления о различных техниках и материалах в изобразительной деятельности.

Сформировать начальные умения и навыки в области основ изобразительного искусства.

Метапредметные

Способствовать развитию творческого воображения средствами изобразительного искусства.

Развить глазомер, зрительно-моторную координацию.

Личностные

Преодоление барьеров в общении, достижение взаимопонимания.

Развить коммуникативные навыки и навыки взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Воспитать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Срок реализации программы 1 год.

Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет. Набор осуществляется на принципах добровольности, с учетом интереса детей к предмету.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, итого 80 часов.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Обучение на занятиях проводится с небольшими подгруппами детей (по 5 человек) определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Группы одного возраста и постоянном состава. Занятия проводятся в игровой форме, с предварительным объяснением и показом педагога.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Различают и узнают предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

Могут расположить рисунок в формате заданного пространства и листа.

Узнают, угадывают и правильно используют цвета предметов (цвета красок).

Умеют работать с палитрой, смешивать краски, получать новые цвета и оттенки, работая в определенном колорите.

Метапредметные

Владеют основными приемами работы с ножницами и клеем.

Знают термины: контур, пятно, палитра, теплые и холодные цвета, часть и целое, силуэт, главное и второстепенное в изображении, центр листа, геометрические фигуры, натюрморт, пейзаж, портрет. Уметь сравнивать и применять понятия: «близко – далеко», «выше – ниже», «больше – меньше».

Понимают как выглядят предметы и формы, как они расположены в природе, и постараться использовать эти знания в рисунке, применяя свое воображение и фантазию.

Личностные

Работают в коллективе, решая различные общие творческие задачи.

Проявляют высокий уровень коммуникации внутри своего коллектива.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

занятий изобразительным искусством детей в группе «АРХиПка»

(возраст 5-7 лет).


Тема раздела

Часы

Формы аттестации/

контроля


«Рисунок – знакомство».

(вводное занятие).

Всего 2час.

Анкетирование, диагностика

Теория

15 мин.

Практика

45 мин.

1.

Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ».

6 час.

Наблюдение, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

2ч.30м.

2.

Раздел: «Новый изобразительный материал»

4 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

1ч.30м.

3.

Раздел: «Природа. Осень».

6час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

2ч.30м.

4.

Раздел: «Природа. Зима».

10 час

Творческая работа, рефлексия

Теория

1ч.

Практика

4ч.

5.

Раздел: «Украсим праздник».

8 час.

Выставка творческих работ

Теория

1 ч.

Практика

3 ч.

Каникулы



6.

Раздел: «Новые изобразительные материалы»

6 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

2ч.30м.

7.

Раздел: « Любимым и родным»

8 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Теория

3ч.30м.

8.

Раздел: «Природа. Весна».

8 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

30 мин.

Практика

3ч.30м.

9.

Раздел: «Природа. Скоро лето».

10 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

1ч.

Практика

4ч.


Итоговое занятие. Заключительный праздник с мастер-классом для детей и родителей группы «Яблочко от яблоньки»

4 час.


Теория

15м.

Практика

1 ч. 45м.

Совместный Мастер-класс с детьми и родителями.

10.

Раздел: «Лето на дворе»

8 час.

Творческая работа, рефлексия

Теория

1 ч.

Практика

7 ч.


Итого за год

80 час.

Теория- 14 час.

Практика – 66 час.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«РИСУНОК – ЗНАКОМСТВО». Вводное занятие- 2 час.

Теория: Вводное занятие. Знакомство с работой объединения, правилами техники безопасности, правила поведения в аудитории.

Практика: Входящая диагностика. Выявление начальных навыков владения художественными материалами (свободная тема).


Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» - 6 часа.

Раздел включает в себя задания с геометрическими фигурами.

Задачи: - правильная компоновка в листе,

- знание формы предметов,

- использование различных оттенков цвета,

- осваивание техники закрашивания предмета (точка, штрих, пятно).

1. « Прямоугольник и квадрат. Портрет собачки» 2 часа

Объяснительно - иллюстративный метод.

Материалы: масляные мелки.

Теория: На что похож квадрат? Найти в окружающем нас мире предметы, в основе формы которых заложен квадрат и прямоугольник.

Практика: С помощью прямоугольника и квадрата нарисовать портрет собачки, используя оттенки коричневого цвета, раскрасить рисунок.

Самостоятельно дорисовать собачку, добавить детали (ошейник, медаль), закрасить фон (небо, бабочки, трава).

2. «Треугольник. Птичка» -2 часа

Объяснительно – иллюстративный метод.

Материалы: масляные мелки или фломастеры.

Теория: Объяснительно – иллюстративный метод. Компоновка в листе, использование направляющих линий в процессе рисования, мелков или фломастеров разного цвета.

Практика: С помощью треугольников нарисовать петушка. Треугольники

разного размера и цвета собираются в фигуру нарядного, разноцветного

петушка с пушистым хвостом.

Самостоятельно добавить детали в рисунок (цыплят, траву, солнышко).

3. «Круг. Портрет медведя» - 2 час.

Объяснительно – иллюстративный метод.

Материалы: масляные мелки.

Теория: На что похож круг? Найти в окружающем нас мире предметы, в основу формы которых заложен круг.

Практика: С помощью круга нарисовать портрет медведя, используя оттенки коричневого цвета раскрасить рисунок.

Самостоятельно дорисовать медведя, добавить детали и закрасить фон (небо, малину, бабочек и т. д.)

Задачи: правильная компоновка в листе, знание геометрических форм, нахождение формы круга в предметах, окружающих нас.

Дальнейшее осваивание техники закрашивания масляными мелками плоскости листа.


Раздел: «НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» - 4 часа

Раздел включает в себя работы с использованием новых материалов и техник.

Задачи: - получить первые навыки работы с новыми материалами;

- проводить художественные эксперименты с различными подручными средствами, материалами; применять их в своих работах;

- думать и придумывать.

1. «Кошки» 2 часа

Материалы: уголь, тонированная бумага

Теория: Объяснительно-иллюстративный метод, закрепление знаний о геометрии.

Практика: Попробовать новый изобразительный материал – уголь, на тонированной бумаге углем нарисовать кошку,

заполнить фон деталями (трава, коврик, мышка, бантик на веревочке…).


2. «Лошадка» 2часа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Материалы: гуашь, масляные мелки.

Теория: что такое масляные мелки? Объяснительно-иллюстративный метод.

Как выглядит лошадка?

Практика: С помощью геометрических фигур нарисовать лошадку, придать ей неповторимый образ и индивидуальные черты с помощью цвета и материала.


Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 6 часа.

Задачи: - навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1 Коллективная работа «Наряд для царицы Осени» 2 часа

Теория: Беседа об осенних изменениях в природе, о осенней цветовой гамме.

Практика: Аппликация, крученая бумага, вырезание из цветной бумаги.

Опыт работы в коллективе.

Материалы: мелки, фломастеры, цветная бумага, клей.

2 «Листья и ягоды».2часа

Продолжение темы. На работе добавить листья и ягоды в технике аппликация. Аппликация из цветной бумаги, использование приемов сминания и складывания бумаги.

3 «Богатый урожай» 2 часа

Материалы: Пластелин.

Теория: Беседа о лесных дарах природы. Показ иллюстраций.

Практика: Лепка из пластилина. Грибы, ягоды, желуди.

Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 10 часов.

Задачи: - навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Первый снег на еловых ветках». 2 часа

Теория: Что такое акварель? Как с ней работать?

Практика: Акварель по сырому листу – еловые ветки, белой гуашью крупными мазками – снег.

Материалы: Лист формата – А-3, Акварель, гуашь.

2. «Легкие снежинки» 2 часа

Теория: что такое снежинка? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Белые масляные мелки на белом листе, акварель разных волшебных оттенков. Зимнее волшебство.

Материалы: масляные мелки, акварель.

3. «Снежная сказка». 2 часа

Теория: Иллюстрация к зимней сказке по выбору детей («Рукавичка», «Снегурочка»)

Практика: карандашный набросок, раскраска гуашью.

Материалы: Лист формата – А-3, гуашь.

4. «Лепим снеговика» 2 часа

Материалы: Картон, пластелин, фломастеры.

Теория: Беседа о том кто такой снеговик и где живет.

Практика: Вылепить из пластилина снеговика, придать ему индивидуальные черты, придумать профессию, дорисовать детали.

«Зимняя одежда для Зайчика». 2часа

Теория: Почему зайци меняют шубку?

Практика: Рисуем зайчика с помощью геометрических фигур. Аппликация из цветной бумаги, использование деталей, самостоятельно нарисованных ребенком.

Материалы: Цветная бумага , клей, мелки, фломастеры.



Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 8 часа.

Раздел включает работы с использованием бумагопластики, жатой и мятой бумаги, аппликации из ткани и т. д.

Задачи: - использование различных материалов;

- развитие пространственного мышления;

- изготовление подарков своими руками.

1. «Нарядим ёлку» 2 часа

Теория: Какие бывают новогодние украшения? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Коллективное создание работы формата А-1. Каждый из детей рисует часть украшения новогоднего праздника

Материалы: гуашь, кисти, маркеры

2. «Новогодняя открытка» 2 часа

Теория: Кому мы дарим открытки и зачем? Главный новогодний персонаж? Как выглядит Дед Мороз?

Практика: Изготовление новогодней открытки с дедом Морозом и Снегурочкой.

Материалы: Фломастеры, маркеры, акрил, золотые и серебряные контуры.

3. «Сувенир» 2 часа

Теория: Какие бывают игрушки?

Практика: Изготовление из декоративных материалов новогоднего сувенира. Новогодняя игрушка.

4. «Портрет Деда Мороза» 2часа

Теория: Что такое симметрия лица? Особенности возрастного портрета.

Практика: Рисуем поэтапно портрет Деда Мороза в зимней одежде.(гуашь и мелки восковые)


Раздел: «НОВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»- 6 часов

В данном разделе продолжаем изучать и применять новые изобразительные материалы: использование тонированной бумаги, грунтованных листов, пастели, черного грунта.

«Звери в лесу» 2 часа

Теория: Вспоминаем зверей, которые зимуют в нашем дальневосточном лесу, что необходимо напомнить при посещении зимнего леса, как себя вести в лесу?

Практика: Рисуем зверей в зимнем лесу гуашью, с предварительной обводкой рисунка черным грунтом. Особое внимание деталям. Использование палитры с оттенками основных цветов.

Материалы: формат листа – А3, гуашь, черный грунт.

2. «Ягоды для птички» 2 часа

Теория: Что такое масляная пастель? Приёмы работы с масляной пастелью.

Побеседуем о том, как помочь птицам в городе зимой

Практика: Масляной пастелью, акварелью нарисуем подарок для голодных птичек.

3. « Плюс белый. Зимние цветы» 2 часа

Теория: навык работы с палитрой, изобретение новых оттенков в пределах одного цвета. Понятие холодных цветов.

Практика: Гуашь нарисует нам прекрасные зимние цветы из ледяного царства Снежной королевы.

Материалы: лист формата – А3, гуашь, перманентный маркер.

Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 8 часа.

Для своих близких и родных готовим сюрпризы и подарки, рисуем пап и мам, бабушек и дедушек.

«Портрет папы. Богатырь»

Теория: Как выглядит военная форма? Изучение доспехов русских богатырей. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Нарисуем папин портрет в военной форме. Выставка «АРХиПовский взвод» - подарок всем папам ко дню Защитника Отечества.

Материалы: масляная пастель, простой карандаш.

«Портрет моей мамочки»

Теория: Правила смешивания красок.

Практика: Рисование портрета любимой мамочки (человек, держащий в руках букет цветов). Работа с палитрой, изобретение оттенков цвета. Выставка – подарок «Только для твоих глаз».

Материалы: простой карандаш, гуашь.

«Фазан – птица нашего леса».

Теория: Как выглядит фазан? Объяснительно-иллюстративный метод

Практика: Масляной пастелью нарисуем фазана с натуры, используя фотографии, книжные иллюстрации и картинки с компьютера.

Материалы: Формат листа – А-2, масляная пастель.

«Любимый питомец» 2часа

Теория: домашние животные. Почему собака друг человека?

Практика: Рисуем щенка.

Материалы: гуашь, черный грунт.


Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 8 часов.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Музыка капели»

Теория: Как тает снег? Как капает капелька? Где появляется ручеек, какая музыка у весны? На эти вопросы мы ответим в этой работе.

Практика: делаем карандашный набросок капель, обводим мелками, раскрашиваем акварелью.

Материалы: Восковые мелки, акварель, кисть № 6.

Коллективная работа «Портрет принцессы Весны»

Теория: Какие изменения весной в природе? Признаки весны.

Практика: Коллективный труд, аппликация, использование крученой, гнутой бумаги, применение нарисованных деталей в общей работе.

« Радужный лев»

Теория: Как выглядит лев? Иллюстративно-наглядный материал.

Практика: К нарисованному льву добавить пышную гриву из 7 основных цветов палитры. Изобретение цвета при смешении 3 основных цветов.

Материалы: Гуашь, лист формата А-3.

«На весеннем лугу»

Теория: Какие цвета ассоциируются с весной? Что начинает цвести весной?

Практика: Одуванчики. Нарисуем яркие весенние цветы, к ним добавим весенний ручеек. Запустим кораблики.

Материалы: гуашь, черный акрил, лист формата А-3.


Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 10 часов.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1.«Древний мир» 2 часа

Теория: Беседа о древней Земле, кто жил в далекие времена, какие звери.

Практика: Рисование динозавра простым карандашом, затем лист переворачиваем и закрашиваем его гуашью с различными узорами, полосками, применяя смешение теплых цветов с черной гуашью (понятие темных цветов).

На следующем занятии силуэт динозавра обводим маркером, и по линии вырезаем. Получившийся силуэт переворачиваем, и цветное изображение приклеиваем на лист, на котором холодными красками + белый (понятие светлых оттенков) нарисован пейзаж, добавляя деталей (деревья, скалы) из обрезков темного листа с динозавром.

Материалы: гуашь, карандаш, маркер.

2. «Жуки и бабочки» 2 часа

Теория: На цветочной клумбе живет своей жизнью маленький мир насекомых, который мы можем увидеть через увеличительное стекло, лупу. Изучение мира насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, пчелок.

Практика: Рисуем увеличительное стекло и под ним насекомое, карандашный набросок обводим черным маркером и раскрашиваем масляной пастелью.

Материалы: масляная пастель, черный маркер, лист формата А-3.

«Ночные истории» 2часа

Теория: Какие художественные приёмы помогают добиться эффекта свечения? Понятие контраста.

Практика: На ветке сосны освещенной лунным светом, сидит сова. Ночное небо, свечение звезд и луны и светящийся силуэт птицы.

Материалы: черный грунт, гуашь, формат листа А-2.

«На морском дне» 2 часа

Теория: Что такое море? Как выглядит? Объяснительно-иллюстративный материал.

Практика: Сланцы на берегу, песок со следами босых ног, легкие волны намекают на присутствие человека.

Материалы: масляная пастель, лист формата А-3.

Коллективная работа «Портрет королевы Лето» 2 часа

Теория: Что такое лето?

Практика: рисуем летний луг, цветы, бабочки.

Материалы: фломастеры, маркеры.


Итоговое занятие. Заключительный праздник с мастер-классом для детей и родителей группы «Яблочко от яблоньки» - 4 часа.


Раздел: «Лето на дворе» - 8 часов

1.«Мир насекомых» 2 часа

Теория: Кого из насекомых вы знаете?

Практика: Рисуем поляну с травой и букашками.

Материалы: фломастеры, маркеры и акварель.

2.«Теплое море»2 часа

Теория: Какое море самое теплое.

Практика: Пляж и тапки а песке. Взгляд сверху.

Материалы: аквареель, мелки, бумага

3.«Я учусь плавать» (ныряльщик) 2 часа

Теория: Чем опасно море?

Практика: Рисуем человека в подводной маске а тёмном фоне.

Материалы: пастельная бумага, мелки, гуашь.

4.«Пчелки на лугу»2 часа

Теория: Где живут пчелы? Что они едят?

Практика: Луг с цветами и пчелы над ним.

Материалы: акварель, мелки, гуашь.







КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарно учебный график

Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Кол.часов

Форма контроля

Сентябрь


Вводное занятие (свободная тема)

Сообщение, практикум

2

анкетирование

Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» - 6 часа.



«Прямоугольник и квадрат. Портрет собачки»

Сказка, практикум

2

рефлексия



«Треугольник. Птичка»

Сообщение, практикум

2

Готовая работа



«Круг. Портрет медведя»

Сообщение, практикум

2

Выставка, портфолио

Раздел: «НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» - 4 часа

Октябрь


«Кошки»

Практикум

2

рефлексия



«Лошадка»

Сообщение, практикум

2

рефлексия

Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 6 часа.



Коллективная работа «Наряд для царицы осени»

Праздник

2

Видео,

фотоотчет

Ноябрь


«Листья и ягоды»

Практикум

2

Творческая работа



«Богатый урожай»

Практикум

2

Творческая работа

Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 10 часов.



«Первый снег на еловых ветках».

Практикум

2

рефлексия



«Легкие снежинки»

Праздник

2

Видео,

фотоотчет



«Снежная сказка»

Практикум

2

Творческая работа

Декабрь


«Лепим снеговика»

Практикум

2

Готовая работа



«Зимняя одежда для зайчика»

Практикум

2

Творческая работа

Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 8 часа.



«Нарядим ёлку»

Сказка, практикум

2

Творческая работа



«Новогодняя открытка»

Практикум

2

рефлексия



«Сувенир»

Практикум

2

Творческая работа



«Портрет Деда Мороза»

Сказка, практикум

2

рефлексия

Раздел: «НОВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»- 6 часов

Январь


«Звери в лесу»

Практикум

2

Творческая работа



«Ягоды для птички»

Сказка, практикум

2

рефлексия



«Полюс белый. Зимние цветы»

Практикум

2

Творческая работа

Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 8 часа.

Февраль


Мастер-класс для пап ко Дню Защитника Отечества

Праздник

2

Видео фотоотчет



Мастер-класс для мам «Цветы –графика»

Праздник, викторина

2

фотоотчет



«Фазан» (семь цветов радуги)

Практикум

2

Творческая работа

Март


«Любимый питомец»

Практикум

2

рефлексия

Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 8 часов.



«Музыка капели»

Сказка, практикум

2

фотоотчет



Коллективная работа «Портрет принцессы Весны»

практикум

2

Творческая работа



«Радужный Лев»

Сообщение, практикум

2

Видео, фотоотчет

Апрель


«На весеннем лугу»

практикум

2

рефлексия

Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 10 часов.



«Древний мир»

Сообщение, практикум

2

рефлексия



«Жуки и бабочки»

Сообщение, практикум

2

рефлексия



«Ночные истории»

Сообщение, практикум

2

фотоотчет

Май


«На Морском дне»

Сказка, практикум

2

Творческая работа



Коллективная работа «Портрет королевы Лето»

практикум

2

фотоочет



Итоговый мастер-класс «Яблочко от яблоньки»

Сообщение, практикум

4

Творческая работа

Раздел: «Лето на дворе» - 8 часов

Июнь


«Мир насекомых»

Сообщение, практикум

2

рефлексия



«Теплое море»

практикум

2

фотоотчет



« Я учусь плавать» (ныряльщик)

практикум

2

фотоотчет



«Пчелки на лугу»

Сказка практикум

2

Творческая работа


Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, видеозаписи, фотоотчёт, грамоты.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, праздник, выставка, портфолио.

Оценочные материалы

Творческая аттестация учащихся проводится в начале и в конце учебного года, по бальной системе – 1 балл за каждый пункт.

Критерии оценки:

Различать и узнавать предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

Освоить основные принципы композиционной организации заданного пространства, формата листа.

Узнавать, угадывать и правильно использовать цвета красок.

Первичные навыки работы различными видами изобразительных материалов (мелки восковые, гуашь, акварель, карандаши, пастель сухая).

Умение работать в коллективе, решая различные общие творческие задачи.


Оценочные материалы

Диагностические задания и тест-игра: «Геометрический человек», «Дорисуй половину», «Собери радугу», «Найди фигуру в предмете», «Весёлые кисточки» (смешай как можно больше цветов)» и др.

(Приложение №1)

Опрос «Оценка самочувствия, активности и настроения», «Композиционное расположение листа», «Где сидит фазан?», «Понятие о теплых и холодных цветах», «Какие краски бывают?» и др.;

Педагогическое наблюдение.

Творческое задание.

Все оценочные результаты фиксируются в сводной таблице диагностики успешности освоения программы.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Кабинет оснащен необходимыми техническими и электронными ресурсами и средствами обучения:

- компьютером с сетью «Интернет»;

- многофункциональными устройствами (принтер, копир, сканер);

- мультимедийным оборудованием;

- музыкальной аппаратурой, телевизором, фотоаппаратом;

- средствами изобразительного творчества;

- тестовыми материалами;

- необходимой мебелью (столы, стулья, учительская доска, мольберты).

Материалы для занятий:

бумага: ватман формат А-4, А-3, для коллективных работ – формат А-2, А-1; пачка бумаги формат А-4, А-3 (белая и цветная), картон (белый и цветной), наборы цветной бумаги, тонированная бумага для гуаши и пастели, наборы декоративной и фактурной бумаги;

фломастеры, маркеры;

масляные мелки;

пастель;

цветные и простые карандаши;

акварель, гуашь (белая и цветная), акриловые краски, грунт черный и белый;

кисти (белка, колонок) № 4, 6; кисти синтетика № 6, 10

стаканчик для воды, палитры, тряпки, салфетки.

ножницы;

клей;

материалы для оформления детских работ к выставке: резак, скотч, степлер, скобы для него, рамы, картон, ватман, клей ПВА.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Успех детей на занятиях изобразительным искусством во многом зависит от организации рабочего пространства в кабинете, на столе у каждого ребенка. Занятия проходят в специально оборудованной студии. Для занятий необходима предварительная подготовка педагогом изобразительных материалов для каждого ребенка. Столы для занятий должны подходить по росту детям, что бы ребенок чувствовал себя уверенно и удобно. Столы застелить клеенкой или пленкой. На каждое занятие дети должны быть одеты удобно, не боялись испачкаться, желательно иметь фартук или халатик. Рукава одежды нужно поднимать вверх или закатить.

Используемые методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (рассказ, беседа), наглядно – иллюстративный.

Методические разработки

- подборка детских работ, фотографий детских рисунков по разным годам обучения;

- методическая разработка «Дидактические игры», «Физминутки», «Пальчиковая гимнастика»;

- методические разработки «Педагогика творчества», «Силуэтное изображение», «Художественное слово в изобразительной деятельности»;

- наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы: демонстрационные образцы, шаблоны, заготовки, журналы, книги, подборка фото и картинок по тематике, методические разработки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

Волков А.А. Искусство композиции. – М.: Психологическая природа детского рисования//Искусство в школе, 1995, №3.

Выгодский Л. Психология искусства. - М., 1987.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М., 1986.

Детское творчество. – М.: Архитектура СССР, 1989, №7.

Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.

Кузин В.С. Психология. Учебник для педагогических отделений художественных училищ. -М., 1982.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -М., 1998.

Платонова Н.И., Тарасова В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1988.

Столяренко В.В. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.

Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.

Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.

Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1997.

Литература для родителей обучающихся

Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.

Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.

Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.

Интернет-ресурсы

Учебно-методический кабинет - ped-kopilka.ru/

Интернет-сообщество учителей - pedsovet.su/forum/

Видеоуроки и вебинары - http://videouroki.net/

Сеть творческих учителей - www.it-n.ru/













Приложение №1 Тест – игра «Найди фигуру в предмете».


t1736836740aa.jpg


















t1736836740ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.