Чудо в красках
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»
Принято на заседании педагогического совета ДЮЦ «Восхождение» от «30» августа 2024 г. протокол № 1 | Утверждаю Директор ДЮЦ «Восхождение» _________ Зыкова Е.Н. Приказ №31-0 от «30» августа 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЧУДО В КРАСКАХ»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы-составители программы:
Смирнова Наталья Витальевна,
педагог дополнительного образования детей
г. Хабаровск
2024 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Девиз программы: «Превращения формы».
Программа «Чудо в красках» по содержательной, тематической направленности является художественной; направление – ИЗО; по функциональному предназначению – дополнительной общеразвивающей; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной.
При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).
Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».
Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 21.03.2020 г.
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 12.11.2018 г.
Актуальность программы
Программа составлена с учётом запросов современных детей и родителей в творческом самовыражении в ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, она способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Занятия по данной программе направлены на изучение цвета и формы, различных техник, формирование художественного вкуса, потребность придумывать и воплощать с помощью изобразительных материалов свои мысли и желания…
Ребенок учится мыслить самостоятельно, находить свой вариант решения различных задач. У него развивается фантазия и воображение, уверенность в своих силах и способностях. Открыв себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее реализовать себя в учебе, в творчестве, в жизни. У него появится еще один путь для раскрытия своих талантов, для выражения своих мыслей, чувств и эмоций.
Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.
Отличительные особенности программы
Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений, навыков) осуществляется на занятиях и в свободной деятельности.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Предметные
Сформировать представления о различных техниках и материалах в изобразительной деятельности.
Сформировать начальные умения и навыки в области основ изобразительного искусства.
Метапредметные
Способствовать развитию творческого воображения средствами изобразительного искусства.
Развить глазомер, зрительно-моторную координацию.
Личностные
Преодоление барьеров в общении, достижение взаимопонимания.
Развить коммуникативные навыки и навыки взаимодействия с окружающим миром и людьми.
Воспитать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Срок реализации программы 1 год.
Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет. Набор осуществляется на принципах добровольности, с учетом интереса детей к предмету.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, итого 80 часов.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение на занятиях проводится с небольшими подгруппами детей (по 5 человек) определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Группы одного возраста и постоянном состава. Занятия проводятся в игровой форме, с предварительным объяснением и показом педагога.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Различают и узнают предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.
Могут расположить рисунок в формате заданного пространства и листа.
Узнают, угадывают и правильно используют цвета предметов (цвета красок).
Умеют работать с палитрой, смешивать краски, получать новые цвета и оттенки, работая в определенном колорите.
Метапредметные
Владеют основными приемами работы с ножницами и клеем.
Знают термины: контур, пятно, палитра, теплые и холодные цвета, часть и целое, силуэт, главное и второстепенное в изображении, центр листа, геометрические фигуры, натюрморт, пейзаж, портрет. Уметь сравнивать и применять понятия: «близко – далеко», «выше – ниже», «больше – меньше».
Понимают как выглядят предметы и формы, как они расположены в природе, и постараться использовать эти знания в рисунке, применяя свое воображение и фантазию.
Личностные
Работают в коллективе, решая различные общие творческие задачи.
Проявляют высокий уровень коммуникации внутри своего коллектива.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
занятий изобразительным искусством детей в группе «АРХиПка»
(возраст 5-7 лет).
№ | Тема раздела | Часы | Формы аттестации/ контроля | ||
| «Рисунок – знакомство». (вводное занятие). | Всего 2час. | Анкетирование, диагностика | ||
Теория 15 мин. | Практика 45 мин. | ||||
1. | Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ». | 6 час. | Наблюдение, рефлексия | ||
Теория 30 мин. | Практика 2ч.30м. | ||||
2. | Раздел: «Новый изобразительный материал» | 4 час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 30 мин. | Практика 1ч.30м. | ||||
3. | Раздел: «Природа. Осень». | 6час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 30 мин. | Практика 2ч.30м. | ||||
4. | Раздел: «Природа. Зима». | 10 час | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 1ч. | Практика 4ч. | ||||
5. | Раздел: «Украсим праздник». | 8 час. | Выставка творческих работ | ||
Теория 1 ч. | Практика 3 ч. | ||||
Каникулы | | ||||
6. | Раздел: «Новые изобразительные материалы» | 6 час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 30 мин. | Практика 2ч.30м. | ||||
7. | Раздел: « Любимым и родным» | 8 час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 30 мин. | Теория 3ч.30м. | ||||
8. | Раздел: «Природа. Весна». | 8 час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 30 мин. | Практика 3ч.30м. | ||||
9. | Раздел: «Природа. Скоро лето». | 10 час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 1ч. | Практика 4ч. | ||||
| Итоговое занятие. Заключительный праздник с мастер-классом для детей и родителей группы «Яблочко от яблоньки» | 4 час. | | ||
Теория 15м. | Практика 1 ч. 45м. | Совместный Мастер-класс с детьми и родителями. | |||
10. | Раздел: «Лето на дворе» | 8 час. | Творческая работа, рефлексия | ||
Теория 1 ч. | Практика 7 ч. | ||||
| Итого за год | 80 час. Теория- 14 час. Практика – 66 час. | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РИСУНОК – ЗНАКОМСТВО». Вводное занятие- 2 час.
Теория: Вводное занятие. Знакомство с работой объединения, правилами техники безопасности, правила поведения в аудитории.
Практика: Входящая диагностика. Выявление начальных навыков владения художественными материалами (свободная тема).
Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» - 6 часа.
Раздел включает в себя задания с геометрическими фигурами.
Задачи: - правильная компоновка в листе,
- знание формы предметов,
- использование различных оттенков цвета,
- осваивание техники закрашивания предмета (точка, штрих, пятно).
1. « Прямоугольник и квадрат. Портрет собачки» 2 часа
Объяснительно - иллюстративный метод.
Материалы: масляные мелки.
Теория: На что похож квадрат? Найти в окружающем нас мире предметы, в основе формы которых заложен квадрат и прямоугольник.
Практика: С помощью прямоугольника и квадрата нарисовать портрет собачки, используя оттенки коричневого цвета, раскрасить рисунок.
Самостоятельно дорисовать собачку, добавить детали (ошейник, медаль), закрасить фон (небо, бабочки, трава).
2. «Треугольник. Птичка» -2 часа
Объяснительно – иллюстративный метод.
Материалы: масляные мелки или фломастеры.
Теория: Объяснительно – иллюстративный метод. Компоновка в листе, использование направляющих линий в процессе рисования, мелков или фломастеров разного цвета.
Практика: С помощью треугольников нарисовать петушка. Треугольники
разного размера и цвета собираются в фигуру нарядного, разноцветного
петушка с пушистым хвостом.
Самостоятельно добавить детали в рисунок (цыплят, траву, солнышко).
3. «Круг. Портрет медведя» - 2 час.
Объяснительно – иллюстративный метод.
Материалы: масляные мелки.
Теория: На что похож круг? Найти в окружающем нас мире предметы, в основу формы которых заложен круг.
Практика: С помощью круга нарисовать портрет медведя, используя оттенки коричневого цвета раскрасить рисунок.
Самостоятельно дорисовать медведя, добавить детали и закрасить фон (небо, малину, бабочек и т. д.)
Задачи: правильная компоновка в листе, знание геометрических форм, нахождение формы круга в предметах, окружающих нас.
Дальнейшее осваивание техники закрашивания масляными мелками плоскости листа.
Раздел: «НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» - 4 часа
Раздел включает в себя работы с использованием новых материалов и техник.
Задачи: - получить первые навыки работы с новыми материалами;
- проводить художественные эксперименты с различными подручными средствами, материалами; применять их в своих работах;
- думать и придумывать.
1. «Кошки» 2 часа
Материалы: уголь, тонированная бумага
Теория: Объяснительно-иллюстративный метод, закрепление знаний о геометрии.
Практика: Попробовать новый изобразительный материал – уголь, на тонированной бумаге углем нарисовать кошку,
заполнить фон деталями (трава, коврик, мышка, бантик на веревочке…).
2. «Лошадка» 2часа
Объяснительно-иллюстративный метод.
Материалы: гуашь, масляные мелки.
Теория: что такое масляные мелки? Объяснительно-иллюстративный метод.
Как выглядит лошадка?
Практика: С помощью геометрических фигур нарисовать лошадку, придать ей неповторимый образ и индивидуальные черты с помощью цвета и материала.
Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 6 часа.
Задачи: - навыки работы акварелью,
- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,
- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.
- умение работы в коллективе.
- знакомство с новыми техниками и приемами.
1 Коллективная работа «Наряд для царицы Осени» 2 часа
Теория: Беседа об осенних изменениях в природе, о осенней цветовой гамме.
Практика: Аппликация, крученая бумага, вырезание из цветной бумаги.
Опыт работы в коллективе.
Материалы: мелки, фломастеры, цветная бумага, клей.
2 «Листья и ягоды».2часа
Продолжение темы. На работе добавить листья и ягоды в технике аппликация. Аппликация из цветной бумаги, использование приемов сминания и складывания бумаги.
3 «Богатый урожай» 2 часа
Материалы: Пластелин.
Теория: Беседа о лесных дарах природы. Показ иллюстраций.
Практика: Лепка из пластилина. Грибы, ягоды, желуди.
Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 10 часов.
Задачи: - навыки работы акварелью,
- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,
- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.
- умение работы в коллективе.
- знакомство с новыми техниками и приемами.
1. «Первый снег на еловых ветках». 2 часа
Теория: Что такое акварель? Как с ней работать?
Практика: Акварель по сырому листу – еловые ветки, белой гуашью крупными мазками – снег.
Материалы: Лист формата – А-3, Акварель, гуашь.
2. «Легкие снежинки» 2 часа
Теория: что такое снежинка? Объяснительно-иллюстративный метод.
Практика: Белые масляные мелки на белом листе, акварель разных волшебных оттенков. Зимнее волшебство.
Материалы: масляные мелки, акварель.
3. «Снежная сказка». 2 часа
Теория: Иллюстрация к зимней сказке по выбору детей («Рукавичка», «Снегурочка»)
Практика: карандашный набросок, раскраска гуашью.
Материалы: Лист формата – А-3, гуашь.
4. «Лепим снеговика» 2 часа
Материалы: Картон, пластелин, фломастеры.
Теория: Беседа о том кто такой снеговик и где живет.
Практика: Вылепить из пластилина снеговика, придать ему индивидуальные черты, придумать профессию, дорисовать детали.
«Зимняя одежда для Зайчика». 2часа
Теория: Почему зайци меняют шубку?
Практика: Рисуем зайчика с помощью геометрических фигур. Аппликация из цветной бумаги, использование деталей, самостоятельно нарисованных ребенком.
Материалы: Цветная бумага , клей, мелки, фломастеры.
Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 8 часа.
Раздел включает работы с использованием бумагопластики, жатой и мятой бумаги, аппликации из ткани и т. д.
Задачи: - использование различных материалов;
- развитие пространственного мышления;
- изготовление подарков своими руками.
1. «Нарядим ёлку» 2 часа
Теория: Какие бывают новогодние украшения? Объяснительно-иллюстративный метод.
Практика: Коллективное создание работы формата А-1. Каждый из детей рисует часть украшения новогоднего праздника
Материалы: гуашь, кисти, маркеры
2. «Новогодняя открытка» 2 часа
Теория: Кому мы дарим открытки и зачем? Главный новогодний персонаж? Как выглядит Дед Мороз?
Практика: Изготовление новогодней открытки с дедом Морозом и Снегурочкой.
Материалы: Фломастеры, маркеры, акрил, золотые и серебряные контуры.
3. «Сувенир» 2 часа
Теория: Какие бывают игрушки?
Практика: Изготовление из декоративных материалов новогоднего сувенира. Новогодняя игрушка.
4. «Портрет Деда Мороза» 2часа
Теория: Что такое симметрия лица? Особенности возрастного портрета.
Практика: Рисуем поэтапно портрет Деда Мороза в зимней одежде.(гуашь и мелки восковые)
Раздел: «НОВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»- 6 часов
В данном разделе продолжаем изучать и применять новые изобразительные материалы: использование тонированной бумаги, грунтованных листов, пастели, черного грунта.
«Звери в лесу» 2 часа
Теория: Вспоминаем зверей, которые зимуют в нашем дальневосточном лесу, что необходимо напомнить при посещении зимнего леса, как себя вести в лесу?
Практика: Рисуем зверей в зимнем лесу гуашью, с предварительной обводкой рисунка черным грунтом. Особое внимание деталям. Использование палитры с оттенками основных цветов.
Материалы: формат листа – А3, гуашь, черный грунт.
2. «Ягоды для птички» 2 часа
Теория: Что такое масляная пастель? Приёмы работы с масляной пастелью.
Побеседуем о том, как помочь птицам в городе зимой
Практика: Масляной пастелью, акварелью нарисуем подарок для голодных птичек.
3. « Плюс белый. Зимние цветы» 2 часа
Теория: навык работы с палитрой, изобретение новых оттенков в пределах одного цвета. Понятие холодных цветов.
Практика: Гуашь нарисует нам прекрасные зимние цветы из ледяного царства Снежной королевы.
Материалы: лист формата – А3, гуашь, перманентный маркер.
Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 8 часа.
Для своих близких и родных готовим сюрпризы и подарки, рисуем пап и мам, бабушек и дедушек.
«Портрет папы. Богатырь»
Теория: Как выглядит военная форма? Изучение доспехов русских богатырей. Объяснительно-иллюстративный метод.
Практика: Нарисуем папин портрет в военной форме. Выставка «АРХиПовский взвод» - подарок всем папам ко дню Защитника Отечества.
Материалы: масляная пастель, простой карандаш.
«Портрет моей мамочки»
Теория: Правила смешивания красок.
Практика: Рисование портрета любимой мамочки (человек, держащий в руках букет цветов). Работа с палитрой, изобретение оттенков цвета. Выставка – подарок «Только для твоих глаз».
Материалы: простой карандаш, гуашь.
«Фазан – птица нашего леса».
Теория: Как выглядит фазан? Объяснительно-иллюстративный метод
Практика: Масляной пастелью нарисуем фазана с натуры, используя фотографии, книжные иллюстрации и картинки с компьютера.
Материалы: Формат листа – А-2, масляная пастель.
«Любимый питомец» 2часа
Теория: домашние животные. Почему собака друг человека?
Практика: Рисуем щенка.
Материалы: гуашь, черный грунт.
Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 8 часов.
Задачи:
- навыки работы акварелью,
- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,
- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.
- умение работы в коллективе.
- знакомство с новыми техниками и приемами.
1. «Музыка капели»
Теория: Как тает снег? Как капает капелька? Где появляется ручеек, какая музыка у весны? На эти вопросы мы ответим в этой работе.
Практика: делаем карандашный набросок капель, обводим мелками, раскрашиваем акварелью.
Материалы: Восковые мелки, акварель, кисть № 6.
Коллективная работа «Портрет принцессы Весны»
Теория: Какие изменения весной в природе? Признаки весны.
Практика: Коллективный труд, аппликация, использование крученой, гнутой бумаги, применение нарисованных деталей в общей работе.
« Радужный лев»
Теория: Как выглядит лев? Иллюстративно-наглядный материал.
Практика: К нарисованному льву добавить пышную гриву из 7 основных цветов палитры. Изобретение цвета при смешении 3 основных цветов.
Материалы: Гуашь, лист формата А-3.
«На весеннем лугу»
Теория: Какие цвета ассоциируются с весной? Что начинает цвести весной?
Практика: Одуванчики. Нарисуем яркие весенние цветы, к ним добавим весенний ручеек. Запустим кораблики.
Материалы: гуашь, черный акрил, лист формата А-3.
Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 10 часов.
Задачи:
- навыки работы акварелью,
- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,
- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.
- умение работы в коллективе.
- знакомство с новыми техниками и приемами.
1.«Древний мир» 2 часа
Теория: Беседа о древней Земле, кто жил в далекие времена, какие звери.
Практика: Рисование динозавра простым карандашом, затем лист переворачиваем и закрашиваем его гуашью с различными узорами, полосками, применяя смешение теплых цветов с черной гуашью (понятие темных цветов).
На следующем занятии силуэт динозавра обводим маркером, и по линии вырезаем. Получившийся силуэт переворачиваем, и цветное изображение приклеиваем на лист, на котором холодными красками + белый (понятие светлых оттенков) нарисован пейзаж, добавляя деталей (деревья, скалы) из обрезков темного листа с динозавром.
Материалы: гуашь, карандаш, маркер.
2. «Жуки и бабочки» 2 часа
Теория: На цветочной клумбе живет своей жизнью маленький мир насекомых, который мы можем увидеть через увеличительное стекло, лупу. Изучение мира насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, пчелок.
Практика: Рисуем увеличительное стекло и под ним насекомое, карандашный набросок обводим черным маркером и раскрашиваем масляной пастелью.
Материалы: масляная пастель, черный маркер, лист формата А-3.
«Ночные истории» 2часа
Теория: Какие художественные приёмы помогают добиться эффекта свечения? Понятие контраста.
Практика: На ветке сосны освещенной лунным светом, сидит сова. Ночное небо, свечение звезд и луны и светящийся силуэт птицы.
Материалы: черный грунт, гуашь, формат листа А-2.
«На морском дне» 2 часа
Теория: Что такое море? Как выглядит? Объяснительно-иллюстративный материал.
Практика: Сланцы на берегу, песок со следами босых ног, легкие волны намекают на присутствие человека.
Материалы: масляная пастель, лист формата А-3.
Коллективная работа «Портрет королевы Лето» 2 часа
Теория: Что такое лето?
Практика: рисуем летний луг, цветы, бабочки.
Материалы: фломастеры, маркеры.
Итоговое занятие. Заключительный праздник с мастер-классом для детей и родителей группы «Яблочко от яблоньки» - 4 часа.
Раздел: «Лето на дворе» - 8 часов
1.«Мир насекомых» 2 часа
Теория: Кого из насекомых вы знаете?
Практика: Рисуем поляну с травой и букашками.
Материалы: фломастеры, маркеры и акварель.
2.«Теплое море»2 часа
Теория: Какое море самое теплое.
Практика: Пляж и тапки а песке. Взгляд сверху.
Материалы: аквареель, мелки, бумага
3.«Я учусь плавать» (ныряльщик) 2 часа
Теория: Чем опасно море?
Практика: Рисуем человека в подводной маске а тёмном фоне.
Материалы: пастельная бумага, мелки, гуашь.
4.«Пчелки на лугу»2 часа
Теория: Где живут пчелы? Что они едят?
Практика: Луг с цветами и пчелы над ним.
Материалы: акварель, мелки, гуашь.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарно учебный график
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол.часов | Форма контроля |
Сентябрь | | Вводное занятие (свободная тема) | Сообщение, практикум | 2 | анкетирование |
Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» - 6 часа. | |||||
| | «Прямоугольник и квадрат. Портрет собачки» | Сказка, практикум | 2 | рефлексия |
| | «Треугольник. Птичка» | Сообщение, практикум | 2 | Готовая работа |
| | «Круг. Портрет медведя» | Сообщение, практикум | 2 | Выставка, портфолио |
Раздел: «НОВЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» - 4 часа | |||||
Октябрь | | «Кошки» | Практикум | 2 | рефлексия |
| | «Лошадка» | Сообщение, практикум | 2 | рефлексия |
Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 6 часа. | |||||
| | Коллективная работа «Наряд для царицы осени» | Праздник | 2 | Видео, фотоотчет |
Ноябрь | | «Листья и ягоды» | Практикум | 2 | Творческая работа |
| | «Богатый урожай» | Практикум | 2 | Творческая работа |
Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 10 часов. | |||||
| | «Первый снег на еловых ветках». | Практикум | 2 | рефлексия |
| | «Легкие снежинки» | Праздник | 2 | Видео, фотоотчет |
| | «Снежная сказка» | Практикум | 2 | Творческая работа |
Декабрь | | «Лепим снеговика» | Практикум | 2 | Готовая работа |
| | «Зимняя одежда для зайчика» | Практикум | 2 | Творческая работа |
Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 8 часа. | |||||
| | «Нарядим ёлку» | Сказка, практикум | 2 | Творческая работа |
| | «Новогодняя открытка» | Практикум | 2 | рефлексия |
| | «Сувенир» | Практикум | 2 | Творческая работа |
| | «Портрет Деда Мороза» | Сказка, практикум | 2 | рефлексия |
Раздел: «НОВЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»- 6 часов | |||||
Январь | | «Звери в лесу» | Практикум | 2 | Творческая работа |
| | «Ягоды для птички» | Сказка, практикум | 2 | рефлексия |
| | «Полюс белый. Зимние цветы» | Практикум | 2 | Творческая работа |
Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 8 часа. | |||||
Февраль | | Мастер-класс для пап ко Дню Защитника Отечества | Праздник | 2 | Видео фотоотчет |
| | Мастер-класс для мам «Цветы –графика» | Праздник, викторина | 2 | фотоотчет |
| | «Фазан» (семь цветов радуги) | Практикум | 2 | Творческая работа |
Март | | «Любимый питомец» | Практикум | 2 | рефлексия |
Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 8 часов. | |||||
| | «Музыка капели» | Сказка, практикум | 2 | фотоотчет |
| | Коллективная работа «Портрет принцессы Весны» | практикум | 2 | Творческая работа |
| | «Радужный Лев» | Сообщение, практикум | 2 | Видео, фотоотчет |
Апрель | | «На весеннем лугу» | практикум | 2 | рефлексия |
Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 10 часов. | |||||
| | «Древний мир» | Сообщение, практикум | 2 | рефлексия |
| | «Жуки и бабочки» | Сообщение, практикум | 2 | рефлексия |
| | «Ночные истории» | Сообщение, практикум | 2 | фотоотчет |
Май | | «На Морском дне» | Сказка, практикум | 2 | Творческая работа |
| | Коллективная работа «Портрет королевы Лето» | практикум | 2 | фотоочет |
| | Итоговый мастер-класс «Яблочко от яблоньки» | Сообщение, практикум | 4 | Творческая работа |
Раздел: «Лето на дворе» - 8 часов | |||||
Июнь | | «Мир насекомых» | Сообщение, практикум | 2 | рефлексия |
| | «Теплое море» | практикум | 2 | фотоотчет |
| | « Я учусь плавать» (ныряльщик) | практикум | 2 | фотоотчет |
| | «Пчелки на лугу» | Сказка практикум | 2 | Творческая работа |
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, видеозаписи, фотоотчёт, грамоты.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, праздник, выставка, портфолио.
Оценочные материалы
Творческая аттестация учащихся проводится в начале и в конце учебного года, по бальной системе – 1 балл за каждый пункт.
Критерии оценки:
Различать и узнавать предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.
Освоить основные принципы композиционной организации заданного пространства, формата листа.
Узнавать, угадывать и правильно использовать цвета красок.
Первичные навыки работы различными видами изобразительных материалов (мелки восковые, гуашь, акварель, карандаши, пастель сухая).
Умение работать в коллективе, решая различные общие творческие задачи.
Оценочные материалы
Диагностические задания и тест-игра: «Геометрический человек», «Дорисуй половину», «Собери радугу», «Найди фигуру в предмете», «Весёлые кисточки» (смешай как можно больше цветов)» и др.
(Приложение №1)
Опрос «Оценка самочувствия, активности и настроения», «Композиционное расположение листа», «Где сидит фазан?», «Понятие о теплых и холодных цветах», «Какие краски бывают?» и др.;
Педагогическое наблюдение.
Творческое задание.
Все оценочные результаты фиксируются в сводной таблице диагностики успешности освоения программы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Кабинет оснащен необходимыми техническими и электронными ресурсами и средствами обучения:
- компьютером с сетью «Интернет»;
- многофункциональными устройствами (принтер, копир, сканер);
- мультимедийным оборудованием;
- музыкальной аппаратурой, телевизором, фотоаппаратом;
- средствами изобразительного творчества;
- тестовыми материалами;
- необходимой мебелью (столы, стулья, учительская доска, мольберты).
Материалы для занятий:
бумага: ватман формат А-4, А-3, для коллективных работ – формат А-2, А-1; пачка бумаги формат А-4, А-3 (белая и цветная), картон (белый и цветной), наборы цветной бумаги, тонированная бумага для гуаши и пастели, наборы декоративной и фактурной бумаги;
фломастеры, маркеры;
масляные мелки;
пастель;
цветные и простые карандаши;
акварель, гуашь (белая и цветная), акриловые краски, грунт черный и белый;
кисти (белка, колонок) № 4, 6; кисти синтетика № 6, 10
стаканчик для воды, палитры, тряпки, салфетки.
ножницы;
клей;
материалы для оформления детских работ к выставке: резак, скотч, степлер, скобы для него, рамы, картон, ватман, клей ПВА.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Успех детей на занятиях изобразительным искусством во многом зависит от организации рабочего пространства в кабинете, на столе у каждого ребенка. Занятия проходят в специально оборудованной студии. Для занятий необходима предварительная подготовка педагогом изобразительных материалов для каждого ребенка. Столы для занятий должны подходить по росту детям, что бы ребенок чувствовал себя уверенно и удобно. Столы застелить клеенкой или пленкой. На каждое занятие дети должны быть одеты удобно, не боялись испачкаться, желательно иметь фартук или халатик. Рукава одежды нужно поднимать вверх или закатить.
Используемые методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (рассказ, беседа), наглядно – иллюстративный.
Методические разработки
- подборка детских работ, фотографий детских рисунков по разным годам обучения;
- методическая разработка «Дидактические игры», «Физминутки», «Пальчиковая гимнастика»;
- методические разработки «Педагогика творчества», «Силуэтное изображение», «Художественное слово в изобразительной деятельности»;
- наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы: демонстрационные образцы, шаблоны, заготовки, журналы, книги, подборка фото и картинок по тематике, методические разработки.
Литература для педагога
Волков А.А. Искусство композиции. – М.: Психологическая природа детского рисования//Искусство в школе, 1995, №3.
Выгодский Л. Психология искусства. - М., 1987.
Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М., 1986.
Детское творчество. – М.: Архитектура СССР, 1989, №7.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.
Кузин В.С. Психология. Учебник для педагогических отделений художественных училищ. -М., 1982.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -М., 1998.
Платонова Н.И., Тарасова В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1988.
Столяренко В.В. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.
Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.
Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.
Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.
Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1997.
Литература для родителей обучающихся
Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.
Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.
Интернет-ресурсы
Учебно-методический кабинет - ped-kopilka.ru/
Интернет-сообщество учителей - pedsovet.su/forum/
Видеоуроки и вебинары - http://videouroki.net/
Сеть творческих учителей - www.it-n.ru/
Приложение №1 Тест – игра «Найди фигуру в предмете».