Методическая разработка воспитательного часа на тему: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Е. Болесова
пос. Алексеевский м. р. Красноармейский Самарской области
Методическая разработка воспитательного часа на тему:
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем».
Классный час подготовил учитель русского языка и литературы и классный руководитель 9 класса Дамрина Елена Юрьевна.
п. Алексеевский 2021г.
Пояснительная записка.
Наступает 76 годовщина победы в Великой Отечественной войне. В наше время молодые люди всё больше отдаляются от тех событий, мало читают, не смотрят отечественные фильмы о военном времени, порой не знают о родственниках-участниках той страшной войны. Многие страны насаждают свою лживую информацию о событиях ВОВ. И то, как мы воспитаем наше поколение, донесём ли правду о нашей истории, зависит наше будущее и будущее нашей страны и наших детей и внуков. Поэтому необходимо помнить о Великой Победе, о тех, кто отстоял нашу независимость и привить детям уважение к истории нашей Отчизны.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Тема: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».
Мероприятие было проведено среди учащихся 9-10 классов.
Возраст учеников: 15 -17 лет.
Цель: Воспитание у учащихся чувства гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Развитие интереса к истории своего края, семьи.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство любви к Родине, гордость за свою страну, уважительное отношение к людям старшего поколения;
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего края, показать какой вклад внесли члены семьи в дело разгрома врага, массовый боевой и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины;
6. В классном мероприятии использованы викторина, беседа-диалог, хроника событий, устный рассказ.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма, чувства ответственности и любви к своей Родине, уважения к старшему поколению.
Метапредметные:
познавательные: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора обучающихся, развитие логического мышления;
коммуникативные: развитие умения брать интервью, участвовать в диалоге, формулирование собственных мыслей, построение монологических высказываний;
регулятивные:
принятие воспитательной задачи, планирование необходимых действий, операций.
Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.
7. Для достижения планируемых результатов в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия использовались следующие педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проектная деятельность и коллективное творческое дело, когда готовили страницы в альбом памяти, метод сотрудничества, исследовательский метод и словесный метод (беседа, интервью)
8. Для подготовки и проведения воспитательного мероприятия были использованы информационные ресурсы:
- сети Интернет
-ИКТ
-ресурсы внешней образовательной и культурной среды
Обучающиеся самостоятельно изучали исторические материалы о своих родственниках участниках и военных действий, и тружениках тыла, привлекали родителей.
9. Опыт проведения данного классного часа показал, что события военного лихолетья вызывают живой интерес у детей школьного возраста. Классный час на тему ВОВ, особенно, где говорится о людях твоего края, посёлка и семьи затрагивает любого человека. В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности подрастающего поколения одно из важных направлений воспитательной деятельности классного руководителя.
Методическая разработка воспитательного мероприятия может быть использована классными руководителями при подготовке и проведении классного часа или тематического вечера в старших классах (8-11 классы)
Опережающее задание: обучающиеся готовят страницы в альбом «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; плакаты, листочки-памятки в виде бумажных белых голубей.
Основная часть.
Слово классного руководителя: Добрый день всем. Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к теме нашего классного часа. И попробуйте ответить, о чём сегодня пойдёт речь. Что вы можете сказать об авторе этих строк, даже не зная этого человека?
Военное время нам в сердце стучится
Хранит много тайн запасная столица.
Был город купеческим, стал потаённым.
Калинин, правительство. Люди в погонах.
Был Куйбышев дальним, а стал тыловым,
Столичным, студёным, от горя седым.
Инна Фишбейн
(звучит аудиозапись стихотворения: «Запасная столица»)
Слово классного руководителя:
76 лет отделяют нас от 9 мая 1945 года – того незабываемого дня, когда вся наша страна ликовала и плакала, празднуя победу в Великой Отечественной войне. Эта война принесла величайшие страдания нашему народу. Почти в каждой семье погибли родные и близкие люди. Эти потери невозможно измерить и возместить.
Бесчеловечной военной машине вермахта советские люди противопоставили массовый героизм на фронте и самоотверженный труд взрослых и детей, работавших в тылу, чтобы обеспечить нашу армию техникой боеприпасами и продовольствием. Годы идут, всё меньше тех, кто из первых уст может рассказать нам о войне. Но есть документы военных лет, есть фотографии и художественная литература: проза и стихи, которые передают нам правду о войне, передают сам дух того героического времени. Всё это наша память, наша история, которую мы сохраним и передадим будущим поколениям.
Поэтому тема нашего урока: «Давайте, люди никогда об этом не забудем!»
Сегодня мы будем говорить о наших земляках, жителях самарской области, которые не только отважно сражались в боях за Родину, но и ценой неимоверных усилий трудились в тылу. Вспомним о наших родственниках, героически защищавших страну, а также трудившихся в тылу.
Но начнём с викторины, постараемся ответить на вопросы и выполнить задания:
Какое событие произошло в Самаре 7 ноября 1941 года, и какое значение имело это событие?
7 ноября 1941г. на площади им. В.В. Куйбышева состоялся военный парад. Советские и российские историки традиционно высоко оценивают политическое и военное влияние куйбышевского парада. Считается, что парад произвёл огромное впечатление на иностранных дипломатов, удивлённо спрашивавших: «Где вы взяли столько техники? Значит, у вас есть большие силы. Значит, ваше командование достаточно уверено в резервах, если позволило себе такую роскошь, как большой парад в Куйбышеве». Приводятся и воспоминания о том, что на устроенном вечером 7 ноября торжественном приёме иностранные дипломаты активно интересовались у советских военных, откуда и почему в тыловом городе столько военной техники, и почему она не на фронте, на что получали ответ, что это резервы.
Предполагается, что подобная убедительная демонстрация значительной военной мощи стала одним из факторов, вынудивших правительства Турции и Японии проводить более сдержанную политику в отношении СССР. Оказалось, что СССР не сломлен, готов продолжать борьбу, и имеет резервы и современную технику, в том числе авиацию, по заявлениям немецкой пропаганды полностью уничтоженную ещё в начале войны
В каких ещё городах прошёл парад в этот день?
Парад прошёл в Москве и Воронеже.
Что вы знаете о седьмой ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича.
Седьмая, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича является грандиозным музыкальным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского (советского) народа. 22 июня 1941 года Д. Шостакович находился в Ленинграде. Война застала его в консерватории, на рабочем месте. Шостакович неоднократно подавал заявление об отправке его на фронт добровольцем, а затем в народное ополчение, но ему трижды было отказано. Военком объяснил композитору, что в качестве музыканта он будет более полезен стране. Шостакович, как тонко чувствующий человек, не мог пройти мимо темы нашествия. Первая часть симфонии была закончена до наступления блокады, 3 сентября, а 8 –го числа сомкнулось блокадное кольцо. Финал симфонии написан 27 декабря в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован. Давался финал труднее всего. В период, когда Красная Армия отступала и терпела поражение, необходимо было показать торжество добра и справедливости над злом и жестокостью. Народ находился в подавленном состоянии, испытывая страх и тревогу. Но композитору и гражданину великой страны необходимо было преодолеть сомнения и ужас, и он сделал это!
(аудиозапись симфонии)
Посмотрите на фото. Расскажите, что вы об этом знаете?
Для Верховного главнокомандующего Сталина был построен Бункер. Подземные сталинские апартаменты свидетельствуют о том, что главнокомандующий советскими войсками из-за угрозы захвата Москвы немцами не исключал возможности переезда в Самару. Строительство секретного бункера началось в конце февраля 1942 года. К этому времени Куйбышев, официально являлся запасной столицей Советского Союза. Если бы Москва была взята врагом, руководство военными действиями осуществлялось бы с волжских берегов, возможно, из бункера.
Почему в Самаре приняли решение увековечить память о легендарном штурмовике самолете ИЛ-2?
Дело в том, что в декабре 1940 года правительством страны было принято решение о запуске в серийное производство нового одноместного штурмовика. Название Ил-2 штурмовик получил согласно приказу от 9 декабря, который гласил, что все новые боевые самолеты, принятые к серийному производству, отныне получают наименования по фамилиям их Главных конструкторов. Так самолет ЦКБ-55П стал именоваться Ил-2 в честь своего создателя Сергея Владимирович Ильюшина.
10 октября 1941 года было принято решение об эвакуации завода № 18 в Куйбышев. В то время в трех километрах от станции Безымянка велось строительство куйбышевского авиационного завода № 295. За 2 месяца воронежский завод был полностью перемещён на новое место. Объединённый завод (№ 295 и № 18) получил единый номер — № 18.
За годы войны на Куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества.
Слово классного руководителя: Спасибо, ребята, за хорошие ответы, за знание истории нашего края. Продолжим.
( стихотворение Аллы Артамоновой самарской поэтессы читает ученик)
«Марш трудовых бригад»
Труд в тылу люди помнят и чтут,
Он достоин великой награды!
Пусть гремит над страною салют
В вашу честь трудовые бригады!
Все мечтали о мире в стране,
Вы в тылу как на фронте служили,
Вы врага победили в войне –
И по праву почёт заслужили!..
Слово классного руководителя: Ребята в стихах Алла Артамонова наша самарская писательница обращается к труженикам тыла.
О чём говорит в своих строчках Алла Алексеевна? (ответы учеников)
Слово классного руководителя: Алла Алексеевна отдаёт дань тем людям, которые трудились в тылу во время Великой отечественной войны, тем, кто не жалея сил будучи голодными стоял у станка по 16 и более часов в сутки, кто растил хлеб и многим другим. А ведь труженики тыла это в основном женщины и дети. Я хочу рассказать вам о своей бабушке, Бондаревой Елене Денисовне. Она росла в большой семье, но была единственной девочкой среди пяти братьев. Четверо из них воевали, к счастью, вернулись с войны все живыми. А бабушке было восемнадцать лет, когда началась война. И вот она и много других таких же девчонок сели на тракторы и четыре года, выполняли тяжёлую мужскую работу. Чтоб обеспечивать фронт хлебом. Моя бабушка после войны проработала 25 лет в школе учителем начальных классов, так как многих грамотных людей посылали на краткосрочные курсы, ведь специалистов не хватало. Елена Денисовна моя бабушка награждена медалью ветеран труда и значком «Отличник народного просвещения». Я всегда беру портрет бабушки на марш бессмертного полка. Я преклоняюсь перед людьми того времени, только благодаря таким людям мы с вами живём сейчас. Сегодня мы послушаем рассказ вашего одноклассника Истерикова Рустама о его прадедушке, участнике Великой Отечественной войны.
(Рассказ ученика (из сочинения Рустама) о родственнике, участнике Великой Отечественной войны)
Свой неизмеримый вклад в победу нашего народа внёс и мой прадед Галиула Акпалаевич. О нём я и хочу рассказать.
Родился мой прадед в Казахской ССР. Вскоре семья переехала в Пестравский район, откуда он и пошёл на фронт. Галиула Акпалаевич рос в большой семье, где было одиннадцать детей. В то время дети не проводили время за компьютерными играми и не прохлаждались по улицам. С раннего возраста детей приучали к труду. И мой дед, конечно, помогал отцу и матери. Галиула был смелым, решительным мальчиком. Как у Твардовского есть слова: «Из тех, что главарями у
детей». Так и он, мой прадед, среди ребят слыл лидером. Ему приходилось также заботиться и о младших детях… Думаю качества, привитые родителями в семье, помогли моему прадеду в трудные для него годы. А пережить Галиуле пришлось многое. Работая до войны в колхозе водителем, он добросовестно выполнял свои обязанности, был скромным, трудолюбивым человеком. Но пришла война, и прадед отправился защищать страну. Хочу поведать о самом трудном периоде войны, когда он попал в плен. Галиула Акпалаевич работал на немецком пищевом складе. Он не мог равнодушно смотреть на истощённых товарищей в лагере. И старался как-то облегчить их страдания. Он брал еду тайком и проносил в лагерь. Однажды при обыске обнаружили немцы еду. И прикладом от автомата били его и выбили ему зубы. Но Галиула не пал духом. Спустя какое-то время он с товарищами организовал побег из лагеря, причём прихватив с собой немецкого офицера. Небольшой группе сбежавших пленных удалось добраться до наших частей. Немецкий офицер дал важные сведения. И за это прадед был награждён. А самое главное ему удалось выжить в нечеловеческих условиях. И таких как мой прадед сильных, отважных людей много было и есть в нашей великой стране. Благодаря таким людям справедливость восторжествовала, всё закончилось нашей победой.
Слово классного руководителя: Сегодня мы с вами дополним наш альбом, который называется « Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»», вы подготовили страницы в альбом, рассказывающие о ваших родственниках участниках военных действий и тружениках тыла. Мы будем возвращаться к теме памяти о Великой Отечественной войне, и каждая страница нашего альбома будет озвучена.
(ученики вкладывают свои страницы в альбом памяти)
Слово классного руководителя:
Ребята в этом году мы отмечаем 76 лет со дня Великой победы 1945 года. Всё меньше остаётся живых ветеранов, тружеников тыла. Но мы не можем забыть подвига нашего народа в этой кровавой войне, развязанной фашистской Германией. И никогда не забудем тех, кто героически сражался за наше с вами будущее. Нелегко было им нашим прабабушкам и прадедушкам, страшно им было, но они поднимались в атаку, работали в тылу, отгоняя смертельную усталость, потому что знали, что единство поможет победить, единство народа и вера в победу. Мы повторяем неоднократно, что война это страшная трагедия, так почему мы говорим о войне? Давайте возьмём наши листочки-памятки и на них ответим на этот вопрос, мы вложим ваши ответы в наш альбом памяти.
(Учащиеся высказывают своё мнение)
Закончить наш разговор я хочу стихотворением Людмилы Хаустовой, в котором она и отвечает на вопрос, зачем нам знать о войне. Людмила Хаустова самарский автор многих стихотворений, посвящённых событиям Великой Отечественной, на слова Хаустовой создано около 30 песен. Послушаем стихотворение, оно называется «Рассказывайте детям о войне».
Литература:
Сборник поэзии и прозы «Горький хлеб тыла», Литературно-творческое объединение «Лира», Самара – 2014.
Сборник произведений участников Великой Отечественной войны «Мы Родины были достойны», Самара: Русское эхо, 2015г.
Сочинение ученика 9 класса «Мы Родины были достойны» Истерикова Рустама.
Интернет ресурсы:
Примечание-1. Фишбейн Инна Давыдовна – Великой Отечественной войны. Стихи Инны Давыдовны печатались во многих коллективных сборниках самарских авторов.авиационный инженер, автор стихотворений о событиях