12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковалева Галина Ивановна19
Россия
0

Внеклассное мероприятие на тему «Давайте согласимся иметь разногласия»

Давайте согласимся иметь разногласия

Цели:

Воспитательная:

- продолжить формирование негативного отношения подростков к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия и пр;

- продолжить формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям

Образовательная: 

- закрепить понятия буллинг, моббинг как резко отрицательных явлений жизни.

Развивающая: 

- продолжать развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.

 

Ход занятия

1 этап. Организационный момент (настрой на работу).

Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно!

Разминка. “Любимое занятие”.(5 мин)

Педагог-психолог: - У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один месяц. Давайте, обратим внимание на своих одногруппников. Продолжите фразу: “Я люблю....”

Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. А теперь давайте узнаем, какие у вас сильные стороны. Я беру за руку своего соседа справа и говорю: «Ваня, у тебя замечательное чувство юмора». Ваня берет за руку своего соседа справа и называет его лучшее качество и т.д. Психолог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы и качества.

2 этап. Введение в тему занятия. (20 мин)

Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм («Helium», режиссер Tom Kyzivat, 2005).

Педагог-психолог: Бывают ли в вашей учебной жизни ситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?

Педагог-психолог: Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, то есть систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних подростков другими. Обратите внимание на следующее:

основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;

буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;

буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, всю группу, где оно происходит;

буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее.

Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому, чем лучше мы относимся друг другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.

Педагог-психолог: Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны?

3 этап. Основная часть. (20 мин)

Молодцы! Давайте сделаем вывод: жертвой травли при стечении опредленных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших:

 

Внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда),

студенты с низкой успеваемостью.

Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей.

Дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.

Новички, пришедшие в группу, где есть сложившиеся связи между учащимися и роли распределены.

Любимчики преподавателей.

Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. Если это девочки, их отличает внешний вид - одежда, прическа, излишняя полнота или худоба и пр.

 

Педагог-психолог: Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля” или буллинг. И это недопустимо.

Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если группа не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Педагог-психолог:- Как вы думаете: травлю можно искоренить, либо она была есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она всегда случилась? Ответы детей.

Упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга»

А сейчас я предлагаю обратить внимание на то, что мы все разные. Например, у меня и Оксаны волосы разного цвета, Таня и Сережа – разного пола, а Настя и Олег - сегодня одеты в пуловеры разной цветовой гаммы. У нас разные национальности, возраст, пол, вес, цвет глаз и т.п.

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, насколько важно искать различия между людьми?

Часто ли вы делаете это в жизни?

Приносит ли вам это пользу?

Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества. Например, у нас со Светой одинаковые имена. Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив или элективный курс? Кто продолжит? (следим затем, чтобы все дети были названы).

 

Педагог-психолог: - Молодцы! Вы очень многие моменты отметили верно. Хочу обратить ваше внимание на то, что существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый

Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п.

Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.

Педагог-психолог: Давайте поиграем в «Ярлыки».

Упражнение «Ярлыки». Распечатки: «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом.

Вопросы для обсуждения: Ребята, нравится ли вам такая наклейка? Почему?

Вы хотите от неё избавиться? Почему?

Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие наклейки: «умный», «красивый», «добросовестный», «сообразительный», «воспитанный», «эрудит».

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?

Педагог-психолог: - Травить людей — это нехорошо и неправильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. А сейчас давайте попробуем выполнить упражнения для профилактики конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Игра «Спускаем пар»

Инструкция учащимся: «Сядьте в один общий круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: “Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки дураки” или “Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты”.

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь “спустить пар”. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар”».

(Когда круг “спускания пара” завершится, учащиеся, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.)

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: “Я не хочу больше называть всех мальчишек дураками” или “Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

Упражнение «Покажи ситуацию»

Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары. На подготовку парам дается (2 мин).

Вы ехали на велосипедах, столкнулись и теперь разбираетесь, кто прав, а кто виноват.

Ты выбираешь в магазине роликовые коньки, и продавец нахваливает тебе одну модель, говоря, что на них можно очень быстро ездить.

Ты собираешься поздно вечером на дискотеку, а мама не хочет тебя туда отпускать, говоря, что это опасно.

Ты принес учительнице домашнее задание, а она не хочет его принимать, утверждая, что ты его списал.

Вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй на набережную.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали когда представляли ситуации?

Всегда ли понятно то, что происходит, если мы просто смотрим на ситуацию?

Что хотелось сделать больше всего?

Почему так важно точно говорить, что именно происходит?

Когда проще помочь в ситуации, которая может произойти?

 

Игра «Иван Иванович»

Для этого упражнения понадобятся несколько добровольцев (5–7) — количество зависит от числа участников тренинга. Добровольцы выходят из кабинета и ждут, пока их не пригласят. В это время объясните учащимся правила игры: добровольцы будут заходить по одному и прослушивать рассказ. Их задача — пересказать услышанное следующему, вошедшему в кабинет участнику. Подсказывать нельзя.

«Письмо»

Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.

Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».

Задача аудитории — следить за тем, как искажается информация при ее передаче от одного человека к другому.

Когда зайдет последний участник и передаст полученную информацию группе, снова зачитайте оригинал.

Очень важно предложить учащимся проанализировать, как и почему информация искажается при передаче от одного человека к другому.

Педагог-психолог: А сейчас главный вопрос: что мы можем сделать, чтобы такого явления не было в техникуме вообще? Итак:

Говорить об этом, не замалчивать ситуации, свидетелями которых вы стали.

Со своими трудностями вы всегда можете обратиться к психологу, классному руководителю.

Уважать другого, его индивидуальность, право на самовыражение, собственное мнение.

Дружить с одногруппниками. Помогать друг другу.

 

Давайте теперь поговорим о том, какие советы, рекомендации можно дать жертве насилия, а какие – агрессору. 

Рекомендации для жертвы:

Игнорируй, не отвечай эмоционально. Не теряй эмоциональное равновесие, не показывай агрессору своих страха и ярости. Оставайся спокойным. Очень часто обидчик стремится увидеть именно такую реакцию жертвы.

Не думай о мести, ведь месть – может привести к замкнутому кругу беспрерывной агрессии.

Дай агрессору шанс остановиться (например: «Если ты не остановишься, я буду вынужден всё рассказать взрослым»).

Оставь эту ситуацию, уйди от неё в другое место. Это не побег – это САМОЗАЩИТА.

Если издевательства не прекращаются, тебе, возможно придётся стать на свою защиту. Выбери момент, чтобы поговорить с обидчиком. Смотря ему в глаза, говори уверенно и спокойно. Скажи, что тебе не нравятся его поступки, что они не только несмешные, но и обидные. При этом не прибегай к оскорблениям или угрозам.

Попроси о помощи. Это не признак слабости или трусости! Ты защищаешь своё здоровье, свою жизнь.

Помните, что каждый из вас ценен как личность. Тот, кто унижает вас, хочет, чтобы вы считали себя никчемным. При этом он не ваш судья. А если кто-то и теряет достоинство из-за такого поведения, то это обидчик.

Рекомендации для агрессора:

Если причиняешь обиды, боль другим, попробуй вспомнить (представить), как бы ты себя чувствовал, если бы с тобой поступали так же. Учись сочувствовать.

Подумай о том, что зло, которое ты несёшь другим, со временем вернется к тебе.

Найди своей агрессивности полезное применение (спорт, работа, творчество).

Учись общаться с другими.

В завершении нашей встречи послушайте еще одну притчу о волках.

Притча «О волках».

Когда-то один мудрец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке происходит борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк символизирует зло: зависть, эгоизм, амбициозность, лживость, жадность. Второй волк символизирует добро: миролюбивость, любовь, доброту, преданность.

Внук, который озадачился словами дедушки до глубины души, задумался и спросил:

А какой волк всё-таки побеждает?

Старик улыбнулся и сказал...

Как вы думаете, что ответил дедушка? (Мысли ребят)

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

Вы можете измениться, если захотите сами, и быть такими, какими пожелаете!! Захотите быть злыми, жестокими – будете, захотите быть добрыми, милосердными – станете такими!

Стремитесь воспитывать в себе милосердие, доброту, умение сочувствовать другим, чувствовать их боль.

Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, без страха.

Не забывайте – свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого!

И закончить нашу беседу, я хотела бы словами Ричарда Льюиса Стивенсона, автора приключенческого романа «Остров сокровищ» - «Давайте согласимся иметь разногласия». Давайте согласимся иметь различия во внешности, характере, национальности, ведь непохожий на нас человек не плохой - он другой. И жизнь наша, как сама природа, непроста: с жестокостью соседствует доброта!!!

4 этап. Рефлексия (2 мин)

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.