12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернобай Людмила Леонидовна115
3

Урок по русскому языку «Действительные причастия настоящего времени»


 

Тема урокаДействительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: ознакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Задачи:

Обучающие:

- закрепить полученные знания на практике , повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени, сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Развивающие:

- совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде, уметь отличать причастие от других частей речи по суффиксам, развивать устную и письменную речь, логическое мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы; сформировать умение использовать в своей речи причастия.

Воспитательные:

- воспитывать языковую и речевую культуру на основе правильного употребления причастий в речи, воспитывать патриотизм, уважение к богатству русского языка;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, повышать чувство личной ответственности за результат учебы.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты обучения:

предметные:

- знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, научить выбирать суффикс для образования причастий, уметь заменять в предложении глаголы причастиями

- уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

 метапредметные:

— уметь формулировать цель деятельности;

— планировать последовательность действий;

— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

— владеть всеми видами речевой деятельности;

личностные:

- формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;

  - формировать умение общаться, культуру внутренних нравственных отношений.

Методы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная

 

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица, учебник, словари

Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

М. : «Просвещение», 2013г.

Ход урока

Причастие - часть речи, причастная

глаголу в образе прилагательного.

В. И. Даль

 

Эмоциональный настрой на продуктивную учебную деятельность.

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть.  Я хочу, чтобы вы были активными, внимательными, любознательными, творческими, уважали мнение одноклассников.

- А что ждете от урока вы? (ответы детей)

Актуализация знаний

Прослушав стихотворение П. Чеснокова, отгадайте часть речи

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное. 
На все вопросы его отвечаю, 
Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). В тетради записали число, классная работа.

Проверить ваши знания по ранее изученной теме поможет опрос «Закончите предложение»)

 

1) Причастие – это… ( Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?) Словарь Ожегова, с.521

2) Причастие совмещает в себе признаки… (имени прилагательного и глагола).

3) Действительные причастия обозначают признак того предмета, который… (сам производит действие) примеры.

4) Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который… (испытывает действие со стороны другого предмета) примеры.

7 Страдательные причастия имеют две формы… (полную и краткую)(примеры из д/з).

 

Разминка

Очень метко о причастиях сказал В. И. Даль, наш земляк, автор знаменитого Толкового словаря: “Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. (Слайд ) Эти слова я взяла эпиграфом к уроку. Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим внешним видом оно действительно напоминает прилагательное. В.И. Даль родился осенью, 22 ноября 1801года, очень любил это время года, поэтому осенняя тематика будет сопровождать нас весь урок.

Наблюдение над языковым материалом (Слайд )

Задание: 1 вар. из написанных признаков частей речи подчеркивает признаки прилагательного, 2 вар. – признаки глагола , присущие причастию.

Род, склонение, спряжение, время, число, лицо, падеж, полная и краткая форма, вид, возвратность, инфинитив.

Историческая справка

Возможно, “ причастие” является старославянизмом. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам “сопричастно” как имени, так и глаголу. В русской лингвистике (науке, изучающей языки ) впервые о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (XVII век).

Культура речи. Редактирование. Синтаксический анализ предложения /Синтаксическая пятиминутка/ (Слайд )

Совмещение в одном слове признаков частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание ещё М. В. Ломоносов: “Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. ”

- Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

Осен/нн/ее со…нце бережно гре/е.и/т землю и ласково улыба/и.е/тся./Время, вид, спряжение глагола/.

Осеннее солнце, бережно греЮщее землю, ласково улыбается. /Синтакс. разбор пр-ия/

- Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

- Назовите тропы.

- Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе).

Подготовка к изучению темы урока. (Создание проблемной ситуации)

- Ребята, мы столкнулись с проблемой, давайте попробуем в ней разобраться. Для начала заполним с вами таблицу.  (Слайд )

- знаю

- не знаю

- хочу узнать

- Давайте сформулируем тему урока: « Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Цель урока : познакомимся с образованием действительных причастий настоящего времени. правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; закрепим полученные знания на практике , повторим правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоим алгоритм образования действительных причастий настоящего времени,


 

Изучение нового материала. Решение проблемы.

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени поможет грамматическая сказка.

Уч-ль: Послушайте сказку и постарайтесь быть активными ее героями.

“Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-/-ющ-/, -ащ-/ -ящ-/ (Выходят суффиксы)

Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу.

Рассказали ему о своем житье - бытье. Отвечает им глагол: “Подарю Я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”.

“Спасибо!” - в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам. Каждый суффикс хотел быть первым. Но ничего у них не получилось.

- Давайте предположим, что необходимо учитывать, чтобы правильно образовать действительные причастия настоящего времени?

- Что мы должны попросить у глагола, чтобы образовать д.п.наст.вр.?

настоящее время глагола

спряжение глагола

вид глагола

переходность - непереходность глагола.

- Какие глаголы мы называем переходными, а какие непереходными?

- Как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

- Мы сформулировали наши предположения. Продолжаем работать исследователями.

Внимательно прочитайте предложенные вам словосочетания и ответьте на вопросы.

(Слайд )

Дышать воздухом, читать книгу, бросать мяч, любить родителей

- От глаголов, какого вида образованы глаголы? (несовершенного)

- Они переходные или непереходные ? ( и переходные и непереходные)

- Что мы ещё должны определить у глаголов?(спряжение)

 

-Как вы думаете, зависит ли выбор суффикса от спряжения глаголов, от которого образовано причастие? (зависит)

Уч-ль. Выходите, глагол и суффиксы д.п.наст.вр. (в руках глагола нарисованная основа и 2 карточки с 1 и 2 спр.; у д.п.наст. вр. – суффиксы –ущ-( -ющ-). –ащ-( -ящ-).

Показ пантомимы.

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

Делаем вывод

- Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ-/ , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-/).

Теперь запишем /оформим/ наши наблюдения в виде алгоритма: (Слайд )

Чтобы правильно написать гласную в суффиксах, нужно:

- образовать от причастие глагол

- поставить его в н.ф.

- определить вид, спряжение

- если глагол 1 спр., к основе добавить суф. –ущ-( -ющ-)

- если глагол 2 спр., к основе добавить суф. –ащ-( -ящ-)

Закрепление.- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 47 – 48. Пар.18 , с.47 (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

Как видите, этот алгоритм достаточно сложен.

  Но можно пойти и более простым путем.  

- Назовите гласные, которые пишутся в суффиксах причастий. Где встречается такое же сочетание гласных?

Пантомима

(Глагол показывает окончания в 3 лице мн. числе –ут - /-ют/, –/ат/ - /ят/, причастия -суффиксы. Показывают одинаковые гласные и заменяют т на щ)

Получается, что гласная в окончании глагола настоящего времени 3-го лица мн. числа равна гласной в суффиксе причастия. То есть, что перед т, то и перед щ.

Теперь, если у нас есть инфинитив, мы всего лишь должны поставить его в форму 3-го лица множ. числа наст. времени, поменять т на щ и добавить нужное нам окончание.

Делаем вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным в безударных личных окончаниях глаголов в 3 лице мн. числа, от основ которых они были образованы.

Если действительное причастие образовано от основы глагола 1 спр., то в суффиксе пишем гласные (у, ю), если от основы глагола 2 спр., то гласную (а,я).

.  Сравните: играЮт – играЮщий, боЯтся – боЯщийся, танцуЮт – танцуЮщий.

Первичное закрепление изученного материала

Мы выяснили, что надо знать, чтобы правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени. Применим наши полученные знания на практике.

Орфографическая минутка. (Слайд )

  Образовать от данных инфинитивов форму 3 лица ед. числа настоящего времени и д.п.наст.вр. Эти слова пригодятся для творческой работы

Сверкать – сверкают – сверкающая

Моросить – моросит – моросящий

Желтеть – желтеют – желтеющий

Меняться - меняются - меняющийся

Закрепление. Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка. (Слайд ) Я называю действительные причастия настоящего времени. Если надо писать суфф. – ущ-/- ющ-/, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ-/- ящ-/, вы поднимаете руки вверх. Эти причастия тоже встретятся в творческой работе.

Краснеющие, трепещущие, дышащий, засыпающие, стоящий .

- А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования. Работа с учебником. Выполнение упр. 106 /1 стр./ Работа по цепочке

Работа с пословицей из Сборника пословиц В.И. Даля. (Слайд )

- Закончите ее и объясните смысл. Найдите и объясните правописание причастия.

Не уме…щий ходить - портит дорогу.

                                      Не уме…щий говорить - портит….(речь)

 

Выборочный диктант

Перед вами поэтические строки. Выпишите словосочетания с причастиями.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… /Федор Тютчев/


Промчалось цветущее лето,
Опять почернели поля,
Над лесом багряным пропета
Последняя песнь журавля.  /Виктор Павелин «Промчалось цветущее лето»/

 

Оно молодеет (сердце) под снежный
Резвящий в пути холодок,
Оно молодеет надеждой
И далью зовущих дорог. /Тимофей Белозеров/

-Какое время года напоминают вам эти строки? (осень)

 

Работа по развитию речи. Творческая работа. (Слайд )

-Удивительную тишину осени можно изобразить не только словами, но и красками. В этом нам помогут репродукции картин русских художников: Исаака Левитана, Ильи Остроухова. А мы остановимся и рассмотрим цветную репродукцию картины замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень». Мы сможем прочитать текст об этом полотне, выполнив задания: придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст- описание, используя данные словосочетания.

Стоящие по берегам, краснеющие клены, желтеющие березки, сверкающая в лучах солнца, трепещущие на ветру.

Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.

- Что вы услышали, увидели, почувствовали? Что помогло вам справиться с этой задачей? Мы очень часто употребляем причастия в письменной речи, так как этот способствует повышению ее образности.

1) Определить тему и главную мысль текста.

2) Какова роль причастий в этом тексте?

3) Найти и назвать тропы.

8. Итог урока. Оценивание.

Вспомните тему и цели урока. Выполнили ли их?

- Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастие - поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок!

-Домашнее задание. Пар.18, упр. 108 /2 группа/

1 группа (учащиеся с высокими учебными возможностями) -Напишите сочинение – миниатюру на тему « Золотая осень».

- Заканчивая урок, хочу пригласить Барановой Катю. Девочка приняла участие в городском конкурсе «Дорогами судьбы Даля». Катя прочитает конкурсное авторское стихотворение, посвященное В.И. Далю.

Опубликовано


Комментарии (4)

Устинова Валентина Ивановна, 22.12.18 в 01:49 1Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Спасибо!
Чернобай Людмила Леонидовна, 22.12.18 в 18:58 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку моего труда!
Шамраева Ирина Владимировна, 24.12.18 в 12:46 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный и содержательный урок,соответствующий требованиям ФГОСа! Спасибо!!! Возьму себе в копилку.
Чернобай Людмила Леонидовна, 24.12.18 в 18:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Мне приятна оценка профессионала.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.