Материал на проверке

Деловая игра для учеников 9–11 классов «Я ищу работу»

2
0
Материал опубликован 5 March 2015

 

Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов:общий размер: 0,05 Мб)
Автор: Елена Николаева

Тема: «Я ищу работу»

(деловая игра для обучающихся 9-11 классов)

Цель: выяснить, насколько профессиональные ожидания молодежи могут быть реализованы на местном рынке труда.

Задачи:

  • определить профессиональные запросы старшеклассников нашей школы и изучить вакансии на рынке труда нашего города;
  • развитие аналитического мышления, оценочных суждений;
  • формирование ответственного отношения к выбору профессии в соответствии со своими способностями и потребностями местного рынка труда

Оборудование: газеты вакансий на рынке труда («Работа сегодня», «Работа в Марий Эл», «Из рук в руки» и др.), информация о вакансиях городского центра занятости

Предварительная подготовка: группа обучающихся предварительно проводит социологическое исследование старшеклассников по вопросам выбора будущей профессии, обрабатывает собранные данные и готовит отчет по результатам исследования (Приложение)

 

План

  1. Презентация результатов социологического исследования об образовательных и профессиональных планах старшеклассников
  2.  Определение профессиональных ролей.
  3. Поиск работы в соответствии с профессиональной ролью и запросами (уровень оплаты, требования и т.п.)
  4. Обсуждение результатов поиска и подведение итогов игры.

 

Предварительно класс делится на группы по 5-7 человек

Ход урока

Вступительное слово учителя: Процесс взросления и включение в социальную жизнь требует от вас принятия важных решений: определения жизненных приоритетов, выбора дальнейшего образовательного пути для получения желаемой профессии. Однако принимать эти решения приходится в условиях неопределенности: правильный ли выбор, удастся ли удачно трудоустроиться, реализовать свои способности, достигнуть жизненного успеха? Поэтому цель нашего занятия, выяснить насколько ваши жизненные установки и профессиональные ожидания могут быть реализованы на местном рынке труда, на сколько, вы – старшеклассники рискуете не ошибиться при вступлении в трудовую жизнь и достигнуть поставленных целей.

Этап 1. Анализ результатов социологического исследования (Приложение).

Профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова.

Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих, насколько она является «модной», «престижной».          

Часто, выбирая будущую специальность, молодые ориентируются не на род деятельности, а на определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Характерным для молодого поколения  является стремление к самостоятельности. Поэтому сегодня «в цене» те профессиональные сферы, где можно сделать хорошую карьеру и достичь материального благополучия.

Для изучения профессиональных ориентаций среди старшеклассников нашей школы был проведен опрос на определение наиболее престижных, с их точки зрения, профессий. Учащимся необходимо было проранжировать 40 профессий в зависимости от того, насколько престижной они ее считают.

Анализ ответов показал, что наиболее престижными наши ученики считают профессии юриста, банковского работника, бизнесмена, политика, дизайнера, экономиста, журналиста, программиста, переводчика. В рейтинге они занимают позиции 1-9. Среди престижных профессий следует отметить специальность среднего уровня квалификации: администратор. Предпочтение ей отдают девушки, степень притязаний которых ниже, чем юношей.

10-20 места в рейтинге занимают такие специалисты высокой квалификации, как врач, менеджер, инженер, психолог, артист.  Средний уровень престижности характерен для менее квалифицированных профессий: секретарь, повар, автомеханик.

Самая низкая престижность у рабочих профессий: столяр, токарь, маляр, слесарь, строитель, сварщик, а так же парикмахер, продавец, швея. Однако  непривлекательными для себя учащиеся считают и специальности высокой квалификации – преподаватель вуза, учитель, милиционер.

В каких же сферах трудовой деятельности хотели бы работать наши старшеклассники. Большая часть девятиклассников желают получить техническую специальность (инженер, программист, архитектор). Почти половина десятиклассников и треть девятиклассников готовы проявить себя в предпринимательской деятельности и творческих профессиях. Значительная часть старшеклассников нацелена на социально-экономические специальности и работу в силовых структурах. Наименьший интерес у обучающихся вызывают педагогические, медицинские и рабочие профессии. Это связано с низким уровнем оплаты труда в этих сферах (учитель, врач) и высоким уровнем ответственности, с тяжелыми условиями труда и «непрестижностью» рабочих специальностей.

Выбирая будущую профессию, нынешние школьники ориентируются как на содержание трудовой деятельности, так и на уровень оплаты труда. Причем для юношей высокая заработная плата является главным фактором выбора работы. Для девушек важнее, чтобы работа была интересной и содержательной. Соответствие труда способностям и возможностям старшеклассники ставят гораздо ниже. В то время как правильный выбор профессии – это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений. В противном случае будущая работа может стать источником семейной неустроенности и разочарования, стресса и риска потери здоровья.

Хорошее образование рассматривается сегодня молодыми как начальная  ступень будущей карьеры. Результаты проведенного опроса показали, что абсолютное большинство наших старшеклассников намерено после окончания школы продолжить обучение в ВУЗах. 14% десятиклассников и 26% девятиклассников  планируют учиться в средних профессиональных учебных заведениях с дальнейшим поступлением в ВУЗ.

Этап 2. Определение профессиональных ролей.

На этом этапе ребятам предлагается выбрать себе будущую профессию (либо по желанию, либо по жребию – наиболее популярные и наименее престижные). Например: инженер, программист, учитель,  врач, юрист, экономист, менеджер, бухгалтер, психолог, дизайнер и т.п. Рабочие профессии: слесарь, водитель, токарь, фрезеровщик, штукатур-моляр, швея, автомеханик и т.п. Каждый указывает свою профессию на бейджике.

Этап 3. Поиск работы в соответствии с профессиональной ролью.

На этом этапе ученики работают по группам. Они ищут вакансии в соответствии со своей ролью, а так же своими запросами в газетах и на сайте Центра занятости г. Йошкар-Олы.

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.